Особенности веры в буддизме

Список форумов Теория и практика ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Описание: Обсуждаем практику с позиции личного опыта.

  • 1

#41 masterjack » 17.01.2016, 21:04

Mira писал(а):Как вы относитесь к высказыванию Тертуллиана: "Верующий человек никогда не задумывается над вопросом, истинно или нет то, во что он верит, а если задумается - тогда это уже неверующий человек?"

высказывание истинно.
что уж тут думать.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 3

#42 aNiMa-00170 » 17.01.2016, 21:15

Mira писал(а):
NikToo писал(а):предлагается уверовать уже в совсем не очевидные вещи, такие как : наличие духов, богов, будд, архатов, Нирваны, перерождений в той или иной мере и проч.

Ниббана, кстати, да. Опытным путем не проверишь, по крайней мере, пока не достигнешь))) И игнорировать этот аспект не получится, так как это - основная цель. Наверное, вера в Ниббану должна определяться степенью ее привлекательности, а это сложно, так как предполагает полное отсутствие тяги к существованию... В общем, с Ниббаной все как-то так... :upset:

— как известно, Ниббана — это Третья Благая Истина Будды. Правильное понимание Ниббаны и верное отношение к ней (правильная её оценка и уверенность в её необычайной необходимости) — возникает тогда, когда уже достаточно хорошо и глубоко поняты и приняты первые две Благие Истины Будды... Четыре Благие Истины являются сутью всего Учения, исчерпывающим описанием всей Дхаммы Будды, — и невозможно правильно понять и верно оценить две последующие истины, пропустив и проигнорировав, или же просто уделив недостаточное внимание — предыдущим, первым двум. Тот случай, когда невозможно запрягать, образно говоря, телегу впереди лошади, — она так никуда НЕ поедет.

Если нам НЕ удалось ещё пока во всей полноте осознать самую Первую Благую Истину Будды — Истину о дуккхе (беспокойство, неудовлетворительность всего) — тогда мы НЕ сможем адекватно воспринять Истину о Ниббане, и НЕ сумеем верно и правильно оценить саму возможность и необходимость её существования и достижения. Ведь если мы всё ещё НЕ видим, НЕ чувствуем и НЕ осознаем, НЕ переживаем дуккху, — тогда зачем, с какой целью нам нужно стремиться понимать и осознавать, что такое Ниббана, прекращение дуккхи? Как можно стремиться прекратить то, чего мы даже не ощущаем и не понимаем?
....
сайт: https://theravada.world
Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма
aNiMa-00170 M
Аватара
Откуда: https://theravada.world
Репутация: 2102
Сообщения: 1134
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#43 Vick » 17.01.2016, 21:16

NikToo писал(а):
Илья_Ч писал(а):
Ruslan писал(а):А если не секрет,что Вы конкретно проверяли?
Стараясь жить честно и без алкоголя меньше паришься, больше уверенности в себе.
Только фишка ваших проверок в том, что они подходят под разные религии. То что вы проверили например, четко подойдет под Ислам. Будда говорит, что проверяйте. Что? Типа будешь вести более чистую жизнь согласно Дхаме,- сам заметишь, что жизнь улучшилась. И во что здесь верить? Это и атеисту понятно. А вот после этой "проверки" (которую и любой неграмотный поп из 18 века может порекомендовать), предлагается уверовать уже в совсем не очевидные вещи, такие как : наличие духов, богов, будд, архатов, Нирваны, перерождений в той или иной мере и проч.

Я далеко не так хорошо осведомлен о "разных" религиях, но поверьте, немного интересовался. Насчет алкоголя и ислама-это Вы в точку, попробовал как-то не на побережье, а в пустыне-финиш...
НО тут немного все сложнее. Мы немного отошли от темы, заданной топикстрартерем- веры по определению Тертуллиана. Такой принцип веры применим и, вероятно, необходим в монотеистических современнх религиях.
Буду нудеть и дальше - не о такой "вере" говорил Будда. Больше о доверии. И такое доверие я принимаю. Да, до чего то дойти мне мозгов, старания и много чего еще не хватает.
Но читаем сутты... И читаем то, что услышали 2500 лет назад от просветленного человека. Прокручиваем через свой опыт-все в точку. Какие-нибудь еще сомнения... И снова читаем сутты....услышанные от просветленного человека. Ибо чем больше читаешь сутты, тем более становишься убежденным, что из услышали от простветленного человека. И возникает ДОВЕРИЕ к услышанному, И при чем здесь духи и и еще что-нибудь эдакое? Боги, духи - Будда говорил почти три тысячи лет назад людям, жившим почти три тысячи лет назад. Мы за это время не сильно много узнали, но может быть сейчас от называл другие формы жизни немного по-другому. А может быть и нет. Как я и говорил - это не имеет никакого отношения к пути.
Vick M
Откуда: С-Петербург
Репутация: 224
Сообщения: 201
Зарегистрирован: 21.07.2014
Традиция: Нет

  • 1

#44 Оратай » 17.01.2016, 21:27

Если бы не было пересмотра ценностей, до старости верили бы в деда Мороза. Есть какое-то неживое качество(закостенелость) у слепой веры.
На небольшом видеоролике видно как люди верят в то, что проложенная дорога обязательно приведёт их быстро и качественно в нужное место(обычно так и бывает). И видно когда эта вера разрушается и человек теряется на некоторое время, пока не включается мозг или другая программа, вроде такой - если нет дороги включаем опцию "танк" :lol:

https://www.youtube.com/watch?v=j4uRtDTb8DI

Одно дело, когда ты сам слушаешь Будду, а другое дело когда спустя 2500 лет до тебя донесли эти знания путём приписывания и дописывания некоторых постулатов. Да и первые записи были сделаны спустя несколько столетий если не ошибаюсь. Ну так может люди не со зла со временем внося свои личные дополнения(конечно только для блага, а как-же без этого) наподобие этого дворника прямую дорогу закольцевали и теперь верующие топчутся по этому кругу. Как можно проверить систему, задать вопрос - а сколько сейчас просветлённых. Во время Будды просветлёнными некоторые люди становились за дни. Будда ушёл и с каждым столетием просветлённых всё меньше. Не исключено конечно, что они просто шифруются. Но ведь и сам Будда говорил о том, что постепенно всё сойдёт на нет и его учение исказится. Хотя это относится не только к Буддизму, а применимо ко всем учениям. Появляется пророк от него идёт вспышка света во времени и пространстве, которая затухает спустя века и так до следующего.
Оратай
Репутация: 384
Сообщения: 165
Зарегистрирован: 12.12.2015
Традиция: Нет

  • 1

#45 Mira » 17.01.2016, 21:38

aNiMa-00170 писал(а):Если нам НЕ удалось ещё пока во всей полноте осознать самую Первую Благую Истину Будды — Истину о дуккхе (беспокойство, неудовлетворительность всего) — тогда мы НЕ сможем адекватно воспринять Истину о Ниббане, НЕ сумеем верно и правильно оценить саму возможность и необходимость её существования и достижения. Ведь если мы всё ещё НЕ видим, НЕ чувствуем и НЕ осознаем, НЕ переживаем дуккха, — тогда зачем, с какой целью нам нужно стремиться понимать и осознавать, что такое Ниббана, прекращение дуккха? Как можно стремиться прекратить то, чего мы даже не ощущаем и не понимаем?

Ну, вот я и говорю, если у человека все хорошо в жизни, то Ниббана ему ни к чему. Смерть пугает, да. Расставание с близкими там, неизвестность и все такое... Но если представить вечную счастливую жизнь, как альтернативу Ниббане. То последняя явно проигрывает...
Mira F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 2229
Сообщения: 1135
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#46 aNiMa-00170 » 17.01.2016, 21:45

Mira писал(а):
aNiMa-00170 писал(а):Если нам НЕ удалось ещё пока во всей полноте осознать самую Первую Благую Истину Будды — Истину о дуккхе (беспокойство, неудовлетворительность всего) — тогда мы НЕ сможем адекватно воспринять Истину о Ниббане, НЕ сумеем верно и правильно оценить саму возможность и необходимость её существования и достижения. Ведь если мы всё ещё НЕ видим, НЕ чувствуем и НЕ осознаем, НЕ переживаем дуккха, — тогда зачем, с какой целью нам нужно стремиться понимать и осознавать, что такое Ниббана, прекращение дуккха? Как можно стремиться прекратить то, чего мы даже не ощущаем и не понимаем?

Ну, вот я и говорю, если у человека все хорошо в жизни, то Ниббана ему ни к чему. Смерть пугает, да. Расставание с близкими там, неизвестность и все такое... Но если представить вечную счастливую жизнь, как альтернативу Ниббане. То последняя явно проигрывает...

— вот именно-именно это — как раз и есть тотальное НЕпонимание Первой Благой Истины Будды. О дуккха. Абсолютное, полное, тотальное НЕпонимание. А если человек уже понял, — он мыслит совершенно иначе и выводы делает уже абсолютно другие. Совсем-совсем другие, да. И приоритеты он уже совершенно иначе расставляет в этих вопросах, вся система ценностей у него просто прямо-таки зеркально переворачивается, трансформируется, выворачивается наизнанку...

(М. 26) — И я открыл эту глубокую истину, настолько трудную для восприятия, трудную для понимания, умиротворяющую и возвышенную, которая не может быть получена одним только рассуждением и видна только мудрому.

Мир, тем не менее, увлечен наслаждением, восхищён наслаждением, околдован наслаждением. Истинно, таким существам трудно будет постичь закон обусловленности, "Взаимообусловленное Возникновение и Прекращение" (paticca-samuppada) всего существующего, — и также непостижим для них будет конец всех вещей, отказ от всех причин рождения, угасание жажды, отрешённость, прекращение, Ниббана.

И все же есть существа, чьи глаза лишь немного покрыты пылью: они поймут истину.


— СЛОВО БУДДЫ
ПАЛИЙСКИЙ КАНОН
....
сайт: https://theravada.world
Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма
aNiMa-00170 M
Аватара
Откуда: https://theravada.world
Репутация: 2102
Сообщения: 1134
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#47 Mira » 17.01.2016, 21:52

aNiMa-00170 писал(а):— вот именно-именно это — как раз и есть тотальное НЕпонимание Первой Благой Истины Будды. О дуккха. Абсолютное, полное, тотальное НЕпонимание. А если человек уже понял, — он мыслит совершенно иначе и выводы делает уже абсолютно другие. Совсем-совсем другие, да. И приоритеты он уже совершенно иначе расставляет в этих вопросах, вся система ценностей у него просто прямо-таки зеркально переворачивается, трансформируется, выворачивается наизнанку...

Предмет веры)))
Mira F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 2229
Сообщения: 1135
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#48 aNiMa-00170 » 17.01.2016, 21:55

Действительно, Будда говорил, что его учение “против течения” (патисотагами), против эгоистичных желаний человека. Всего через четыре недели после своего Просветления он думал, сидя под баньяновым деревом: “Я постиг эту Истину, которая глубока, которую трудно увидеть, трудно понять... доступную только мудрому... Люди, подчиненные страстями и поглощенные тьмой, не могут видеть эту Истину, которая возвышенна, глубока, тонка и труднопостижима”.

С такими мыслями в своем уме, Будда даже заколебался на мгновение, — не будет ли напрасным объяснить миру Истину, которую он только что постиг. Тогда он сравнил мир с лотосовым прудом. В лотосовом пруде есть лотосы, все еще находящиеся под водой; есть другие, поднявшиеся лишь до уровня воды; и есть еще те, что стоят над водой и не затронуты ею. Также и в этом мире есть люди различных уровней развития. Некоторые поймут Истину. Так Будда всё же решил учить ей. — -[очень рекомендую эту книгу, кстати]-

— Шри Валпола Рахула
<<Чему учил Будда?>>
....
сайт: https://theravada.world
Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма
aNiMa-00170 M
Аватара
Откуда: https://theravada.world
Репутация: 2102
Сообщения: 1134
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#49 ankle » 17.01.2016, 21:59

Mira писал(а):
aNiMa-00170 писал(а):Если нам НЕ удалось ещё пока во всей полноте осознать самую Первую Благую Истину Будды — Истину о дуккхе (беспокойство, неудовлетворительность всего) — тогда мы НЕ сможем адекватно воспринять Истину о Ниббане, НЕ сумеем верно и правильно оценить саму возможность и необходимость её существования и достижения. Ведь если мы всё ещё НЕ видим, НЕ чувствуем и НЕ осознаем, НЕ переживаем дуккха, — тогда зачем, с какой целью нам нужно стремиться понимать и осознавать, что такое Ниббана, прекращение дуккха? Как можно стремиться прекратить то, чего мы даже не ощущаем и не понимаем?

Ну, вот я и говорю, если у человека все хорошо в жизни, то Ниббана ему ни к чему. Смерть пугает, да. Расставание с близкими там, неизвестность и все такое... Но если представить вечную счастливую жизнь, как альтернативу Ниббане. То последняя явно проигрывает...
Выигрывает,предмет не сколько веры,как особой убежденности из за изьянов
Падению предшествует надменность
ankle
Репутация: 334
Сообщения: 1098
Зарегистрирован: 25.03.2015
Традиция: Нет

  • 2

#50 Orang » 17.01.2016, 22:14

Mira писал(а):Наверное, вера в Ниббану должна определяться степенью ее привлекательности, а это сложно, так как предполагает полное отсутствие тяги к существованию... В общем, с Ниббаной все как-то так...

Будда бы плохого не посоветовал :wink: Решил вот так, когда скопились мысли о чем-то этом, неописуемом словами :)
не буду умничать :)
Orang M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1300
Сообщения: 1146
Зарегистрирован: 11.01.2015
Традиция: Тхеравада

  • 7

#51 Dz » 17.01.2016, 22:21

Mira писал(а):Ну, вот я и говорю, если у человека все хорошо в жизни, то Ниббана ему ни к чему. Смерть пугает, да. Расставание с близкими там, неизвестность и все такое... Но если представить вечную счастливую жизнь, как альтернативу Ниббане. То последняя явно проигрывает...
Не соглашусь. Во-первых, Будда чётко сказал, что любая, даже самая хорошая, мирская жизнь, вообще не сравнима даже с джхановыми состояниями. А джхановые состояния не сравнимы с Ниббаной.
Мой личный подход к вере в буддизме следующий. Он основывается на сверке фактов и теории. Я читаю Канон, когда есть время (сейчас его мало, но это скоро изменится), и соотношу написанное с: 1) своим опытом; 2) описанием опыта других, кому я хотя бы даже относительно доверяю; 3) "сторонними" вещами, как то другие религии, народные мудрости, обрывочная инфа оттуда-отсюда, научные сведения, естественно с поправкой на уровень достоверности этих данных. Пока мои практические достижения малы, но даже по ним я могу делать выводы о верности Учения. Да, есть моменты, в которые "приходится" верить, даже если есть некоторые вещи, которые с ними не согласуются. Но с этими несогласованиями не так всё и трудно: например, если научная теория (они для меня имеют силу) противоречит буддийским выкладкам, то тут идёт в ход сравнительный анализ текстов, палийские словари, комментарии, ознакомления с научной теорией (как создана, почему, какие есть конкурирующие, и т.д.). Обычно проблема всегда снимается после анализа. :)
Если же окончательно разобраться не выходит, или какие-то вещи лежат за пределами всевозможных проверок, то я верю Будде на слово по принципу "если он 2500 лет открыл так много глубоких вещей, которые верны, и многие из которых только-только открывает наука, или уже были подтверждены гораздо позже... то он прав и в остальных вещах."
А это вот "сансарная жизнь приятна" - это Мара, чистейшей воды. ;) Сансарная жизнь плохо контролируема, непредсказуема, и всегда заканчивается плохо. :lol: И даже на этом всё не заканчивается. :lol: И всегда есть дорога в худшее - это щас хорошо, а завтра - не факт.
Mira писал(а):Наверное, вера в Ниббану должна определяться степенью ее привлекательности, а это сложно, так как предполагает полное отсутствие тяги к существованию... В общем, с Ниббаной все как-то так...
Ниббана не не-существование, и не существование, в том смысле как бы это можем себе вообразить и объяснить.

Чуть не забыл. Да, конечно, есть небольшин моменты в традиции тхеравады, к которым у меня есть скепсис. Их немного, и обычно изучая работы по сравнительному анализу текстов, я понимаю, откуда и как это взялось, и почему. И меня такие вещи не беспокоят обычно. :)
Последний раз редактировалось Dz 17.01.2016, 23:05, всего редактировалось 2 раз(а).
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3064
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

  • 2

#52 aNiMa-00170 » 17.01.2016, 22:24

... блестяще! ...
сайт: https://theravada.world
Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма
aNiMa-00170 M
Аватара
Откуда: https://theravada.world
Репутация: 2102
Сообщения: 1134
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 5

#53 amv » 17.01.2016, 23:07

Mira писал(а):если у человека все хорошо в жизни
опасносте!

По вопросу - вообще да, вера - это одна из пяти сил, которые приводят к ниббане, если вы не верите Будде, то вы не будете двигаться в направлении Пути, а значит не будет результатов.
С другой стороны, уверен Тертуллиан не был бы столь категоричен, если бы в теме, о которой он высказывается, было бы еще одно "дано": "за счёт уничтожения пятен [умственных загрязнений] в этой самой жизни он входит и пребывает в незапятнанном освобождении ума, освобождении мудростью, зная и проявляя эти состояния для себя самостоятельно посредством прямого знания."
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1740
Сообщения: 1267
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

  • 4

#54 SergeyCH » 17.01.2016, 23:25

Mira писал(а):Ниббана, кстати, да. Опытным путем не проверишь, по крайней мере, пока не достигнешь))) И игнорировать этот аспект не получится, так как это - основная цель. Наверное, вера в Ниббану должна определяться степенью ее привлекательности, а это сложно, так как предполагает полное отсутствие тяги к существованию... В общем, с Ниббаной все как-то так..

Сомнения, препятствия в практике, и т.п. - это всё от того, что со временем большая часть внимания уделяется так называемым скрытым феноменам. Например некоторые буддисты начинают сомневаться в действии механизма каммы, или их беспокоят вопросы об участи пробужденного, "каково там в Ниббане" ) и т.д. А ведь ещё Будда говорил, что обдумывание подобных вещей - бесполезно и даже вредно. Но это конечно не означает, что вера (саддха) не нужна вовсе.
Здесь уместно вспомнить одну известную цитату:

"В качестве первого шага Будда предлагал применить на практике и проверить ту часть его учения, результаты которой видны уже здесь и сейчас, в этой жизни. Вкратце это можно выразить всего одной строфой из Дхаммапады (сборника кратких изречений Будды):

«Неделание зла,
Достижение добра,
Очищение своего ума –
Вот учение просветлённых».

Разберём это краткое наставление чуть подробнее, начав с последней строки.

Очищение ума – вот учение Просветлённых

Будда говорил, что в нашем уме присутствуют загрязнения, и до определённой степени их может увидеть в себе любой человек. Это такие вредоносные качества как недоброжелательность, алчность, неведение и их многочисленные производные: злоба, гнев, раздражение, уныние, жадность, скупость, высокомерие, зависть, ревность и множество других. Все эти тенденции отравляют как нашу собственную жизнь, так и жизнь окружающих. Из-за наличия в умах людей загрязнений в мире происходят ссоры, конфликты, войны. Различные стрессы, страхи и фобии, вызванные гневом, завистью, ревностью, жадностью, отравляют наше существование и наполняют его страданием. Отчищая ум от загрязнений, мы можем на собственном опыте убедиться, уменьшает ли это наши страдания или нет, обретаем ли мы спокойствие и радость в жизни или не обретаем. Именно такой здравый подход может создать для нашей практики устойчивый базис."

Именно в таком ключе развивается буддийская "вера" (саддха), когда одно положение, подтвердившееся в ходе практики или анализа (размышления), придает уверенности в истинности других положений, которые ещё только предстоит постичь. Как пишет Дост. Валпола Рахула:

"Вопрос веры возникает тогда, когда нет видения – видения в любом смысле этого слова. В то мгновение, когда вы видите, вопрос о вере исчезает. Если я скажу вам, что в сжатой ладони моей руки есть драгоценность, вопрос веры возникает, поскольку вы ее не видите. Но если я разжимаю свой кулак и показываю вам драгоценность, тогда вы сами видите ее и вопрос веры не возникает.

Ученик Будды по имени Мусила говорит другому монаху: “Друг Савиттха, без благочестия или веры 11, без предпочтения или склонности, без слухов или обычаев, без рассмотрения явных доводов, без прельщения основанными на мнениях рассуждениями, я знаю и вижу, что прекращение становления – это Нирвана”.

И Будда говорит: “О бхиккху, я говорю, что разрушение омрачений и осквернений (излагается) для тех, кто знает и видит, и не для тех, кто не знает и не видит”.

Это всегда вопрос знания и видения, а не верования. Учение Будды определяется как эхи-пассика, приглашающее нас “прийти и увидеть”, а не “прийти и уверовать”."

...

Что касается сомнений относительно Ниббаны, тут ошибка в том, что Вы как бы перескакиваете все предшествующие элементы Учения, подводящие к ощущению "вкуса ниббаны" (освобождения), и пытаетесь рассматривать её с онтнологической точки зрения. А это ставит Ниббану наряду с Бого-творцом и т.п. метафизикой, которая в буддизме не приветствуется. К тому же, помимо всех прочих определений Ниббаны, есть и такое:


"Угасание жажды, угасание злобы, угасание невежества: вот что называется ниббаной» (с)

:idea:
SergeyCH M
Аватара
Откуда: Краснодар
Репутация: 954
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#55 Gyurme » 18.01.2016, 00:31

Веру, имхо, можно отыскать и у самого скептичного "буддийского скептика". Ведь человек верит, что Будда существовал. Человек верит, что тексты сутт и т.д. содержат то, чему Будда учил. Думаю, из форумчан мало кто реально видел Гаутаму и слышал своими ушами чему именно он учил. А вот в то, что текст передает учение, большинство верит. Ведь как можно логически удостовериться, что в ПК содержатся слова именно Сиддхартхи Гаутамы? Остается только вера.

Поскольку копипасты в группе хватает, я не буду тут цитировать "КЛШ" и другие источники, а поделюсь результатами наблюдений как за собой, так и за "коллегами". Для пущей доступности буду приводить аналогии из тренажерного зала. На мой взгляд, в буддийской среде встречаются такие виды веры:
1. Детская вера. Характерна в основном для начинающих. Вера в то, что, без накопления заслуг и мудрости. завтра начнешь летать, а через месяц - просветлишься. На этом уровне человек переоценивает свои силы и поэтому часто, что называется, "садится не в свои сани", то есть пытается практиковать те метод, к которым он пока не готов или которые ему не подходят.

Аналогия из тренажерного зала: "подснежники", которые приходят в зал весной, надеясь за два-три месяца "подкачаться" или же сбросить с десяток килограмм жира. Ребята хватаются за те веса, которые им рано поднимать, делают упражнения из арсенала про-атлетов, "забивая" на "базу".

2. Книжная вера. Часто этот этап следует за этапом детской веры. Буддист, видя, что летать не научился, думает, что ему мало знаний. Тогда он садится за книжки :book: Такой человек может собирать огромную библиотеку, может участвовать в схоластических онлайн- баталиях. "Книжник" думает, что прочитав еще одну сотню редких книг по Дхарме он будет еще больше превосходить в познании менее ученых собратьев. О своей учености и начитанности он никогда не забывает собратьям напоминать, за что ими тайно или явно нелюбим. Правда. практиковать он забывает- "зачем тратить часы на медитацию, если можно прочитать еще одну книжку по медитации, а потом на форуме с видом пандита сыпать цитатами из этого трактата, обретая вожделенные лайки"?

Аналогия из тренажерного зала: "дрыщ- всезнайка". Этот субтильный молодой или не молодой человек с руками по 30 см. укажет стокилограммовому дядьке на кучу ошибок при его жиме лежа в 150 кг. Другим новичкам он будет вещать про типы мышечных волокон, "углеводное окно", продвинутые методики циклирвоания нагрузок и суперсекретные пищевые добавки. В худшем случае- будет продавать "фарш", сам при этом будучи тощим и говорить, что вот, мол, "откатил", но благодаря "фаршу" скоро потеснит с пьедестала Фила Хитта и Кая Грина. Застать нашего "профессора бодибилдинга" за выполнением упражнений - задача не из легких, чаще всего он стоит возле других и поучает.

3. Обиженная вера.

3.1. Обиженная компенсированная вера. Не добившись быстрых результатов, поленившись читать книжки или разочаровавшись в получении репутации "ходячей Абхидхармы" человек может разочароваться и уйти в другую религию. В таком случае он будет яростно критиковать буддизм и говорить, что только в его новой религии- настоящая Истина. Впрочем, и в новой религии этап "детской веры" сменится этапом "книжности" или этапом веры обиженной.

Аналогия из тренажерного зала: разочаровавшись в "качалке", наш герой уходит заниматься "на турнички"- т.е. новомодным воркаутом, ну или единоборствами. Пребывая на стадии восторженного новичка всячески смеется над "неповоротливыми кочками" и говорит, что он такой хлесткий, резкий и т.д., что с "двойки" уронит любого "качка", ну или "воткнет прогибом", при этом сам герой пока еще не стоял ни раунда в спарринге или не освоил даже забегания на мосту.

3.2. Обиженная некомпенсированная вера.
Случай буддийского атеизма. Человек не верит в то, что буддизм- это нечто большее, чем набор психотерапевтических кунштюков. Считает себя "буддийским агностиком", буддизм не считает религией, проповедует "нерелигиозный буддизм, очищенный от поповщины :pop: "

Аналогия из тренажерного зала: человек ходит в зал "для себя". Из года в год поднимает те же самые веса и делает те же самые упражнения, внешне он такой же, как и год, и два года назад. То есть некую спортивную форму посетитель зала поддерживает, за абонемент платит исправно, но не верит в то, что сможет набрать еще 10 кг мышечной массы или пожать лежа "сотку".

4. Взрослая вера.
Буддист изучил матчасть своей школы, трезво оценивает свои возможности и ту ситуацию, в которой ему приходится практиковать. На этом этапе у человека есть неопровержимые, объективные подтверждения того, что Дхарма все-таки работает. Есть знаки реализации практик. Они могут быть не такими, как описано в некоторых мануалах: незамерзающая вода в чашах, исчезновение вшей и блох и т.д., но знаки вполне каноничные.

Аналогия из тренажерного зала: по человек уже заметно, что он занимается. Спортсмен понимает, что "Мистером Олимпия" ему не стать, но вот увеличить при натуральном тренинге руку с 40 до 45 см. он сможет, сможет и увеличить рабочие веса в упражнениях.
Gyurme
Репутация: 110
Сообщения: 186
Зарегистрирован: 01.01.2016
Традиция: Ваджраяна

  • 3

#56 Елена Котельникова » 18.01.2016, 00:58

Мне кажется, это не столько к вере относится, сколько к адекватности оценки своего уровня, способностей и т.п. Тут ведь не нужно верить в то, что на данный момент (а может и никогда в принципе) нельзя увидеть напрямую, а наоборот - все уже в наличии, надо только трезво на себя взглянуть и дать правильную оценку собственным качествам, действиям и усилиям.
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3574
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

#57 Gyurme » 18.01.2016, 01:05

Елена Котельникова писал(а):Мне кажется, это не столько к вере относится, сколько к адекватности оценки своего уровня, способностей и т.п. Тут ведь не нужно верить в то, что на данный момент (а может и никогда в принципе) нельзя увидеть напрямую, а наоборот - все уже в наличии, надо только трезво на себя взглянуть и дать правильную оценку собственным качествам, действиям и усилиям.

В общем, да, вера и сомнение могут быть по отношению к себе и к Учению или,если брать известную в тибетском буддизме структуру- по отношению к Основе, Пути и Плоду. Человек может недооценивать или переоценивать себя и Учение (или элементы упомянутой триады). Излишняя или недостаточная вера в указанные объекты, имхо, будет негативно сказываться на практике.
Но и полностью знать, а не верить может, по моему мнению, лишь существо, наделенное всеведением. Пока мы- не Будды, а Будды- не мы, нам остается и верить, и знать.
Gyurme
Репутация: 110
Сообщения: 186
Зарегистрирован: 01.01.2016
Традиция: Ваджраяна

  • 7

#58 SV » 18.01.2016, 01:37

Я в соседней ветке писал, что вера на самом деле очень простое качество. Это способность что-либо принять как действительное без предварительной проверки - вот так всё элементарно. Кому-то, у кого качество веры слабое, делать это очень трудно. Кому-то очень легко. Однако ни в коем случае не нужно веру нагружать какими-то дополнительными смыслами, типа сомнений и прочего - эти вещи очень слабо связаны (как ни странно это прозвучит).

Дело в том, что любой адекватный (в меру мудрый) человек прекрасно понимает, что убедиться в чём-либо можно только на основании своего личного опыта - во всех остальных случаях информация в принципе не может быть 100% достоверной. И когда такой человек верит во что-то, он ни коим образом не считает, что то, во что он поверил, 100% так - потому что это ну, просто глупо, даже ребёнок это поймёт. По этой причине всё, что берётся на веру, является рабочей гипотезой - т.е. неким полезным тезисом, с помощью которого возможны какие-то вообще дальнейшие телодвижения.

Личный опыт подтверждает те или иные аспекты и элементы (или не подтверждает) до той или иной степени, корректируя рабочую гипотезу. Но на качестве веры - вот именно этой психической функции "принять в качестве гипотезы без проверки" - это не должно сказываться. Помните о том, что у арахантов самая развитая и совершенная вера. Да, да, у них есть все 5 индрий, включая веру, и каждая из них развита на 100% человеческого потенциала, в отличие от людей остальных, у которых этот процент меньше.

Рекомендую вообще почитать внимательно МН 95 в этой связи: http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn95-canki-sutta-sv.htm#a2
А также и МН 60 (уже после, если хватит сил): http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn60-apannaka-sutta-sv.htm
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 8

#59 Киттисаро-ушёл » 18.01.2016, 02:15

Мне кажется, аспект правильной веры это каммическая наработка. Т.е. некая мудрость, накопленная за многие жизни. Один человек с легкостью ухватывает дух учения и серьезных проблем с верой у него больше не возникает, другой будет верить только в бутерброд с икрой и новенькую БМВ за окном, и ничего ты с ним не сделаешь. Или промежуточные состояния с верой во второстепенные вещи. Эта способность может стать самой трудной для обретения по указанной причине - если ты не созрел еще, так правильно и не уверуешь (в Тхераваду), слой пыли на очах слишком толстый.
Хочу также отметить, что правильная вера сама по себе ничего не стоит без приложения усилий к ее реализации. Можно с легкостью растерять всю накопленную веками мудрость и снова упасть до уровня "духовного пролетария". Вспомним Девадатту и Ангулималу - кто как начинал и как кончил.
Моя страница в фейсбуке - facebook.com/ivan.kittisaro
Киттисаро-ушёл M
Бхиккху
Репутация: 5023
Сообщения: 1992
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

#60 Mira » 18.01.2016, 08:02

Dz писал(а):Не соглашусь. Во-первых, Будда чётко сказал, что любая, даже самая хорошая, мирская жизнь, вообще не сравнима даже с джхановыми состояниями. А джхановые состояния не сравнимы с Ниббаной.

Значит Вы верите а) что про Будда это говорил б) что Будда не ошибся

Верите Вы в это, как я поняла, на основе личного опыта в отношении тех вещей, о которых говорил Будда, которые Вам удалось проверить

Dz писал(а):А это вот "сансарная жизнь приятна" - это Мара, чистейшей воды. ;) Сансарная жизнь плохо контролируема, непредсказуема, и всегда заканчивается плохо. :lol: И даже на этом всё не заканчивается. :lol: И всегда есть дорога в худшее - это щас хорошо, а завтра - не факт.

Да, Мара, Мара))) Надо же немножко попровоцировать буддистов)))

Ну так жизнь плоха из-за наших омрачений, избавься от омрачений и существуй вечно в блаженстве))) Но Ниббана же не про это. Иди про это?)))

Dz писал(а):Ниббана не не-существование, и не существование, в том смысле как бы это можем себе вообразить и объяснить.

А вот многие думают, что Ниббана - это полное угасание. И я понимаю, почему. Если пытаться не думать, что такое Ниббана (все равно не поймем), то конечной цели как бы нет. А хотелось бы ее иметь. Как вариант, заменить конечную цель промежуточной - избавление от омрачений. Но все равно почему-то тянет подумать о Ниббане)))
Mira F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 2229
Сообщения: 1135
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

Пред.След.

Вернуться в ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 19 гостей