Нимитта

Список форумов Теория и практика ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Описание: Обсуждаем практику с позиции личного опыта.

#21 Ericsson » 05.03.2016, 22:21

SV писал(а):Да, почти что в процентах. Надо посмотреть, если интересует конкретика, но там были именно что цифры. Типа 1 на 100.000 и так далее.


Я вообще-то больше за то, чтобы миряне не слишком увлекались идеями прорыва к джханам экспресс-методами, но вот этот момент.. тем не менее.. не так однозначен.

Откуда интересно автор комментария мог знать об этих цифрах? Собирал статистику об опыте в медитации? Но это вещь неочевидная. И он что серьезно проверил 100 000 медитировавших бхиккху? :smile: Сколько лет у него на это ушло? По скольку человек в день? С детектором лжи?.... :smile: Не убедительно. :smile:

Скорее тут речь о том, что опыт труднодостижим, связан с рядом препятствий, но сама цифра это гипербола, художественное преувеличение. Возможно даже некий мем, гулявший по духовной литературе в ту эпоху :umnik: :book:
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#22 SV » 05.03.2016, 22:37

Скорее тут речь о том, что опыт труднодостижим, связан с рядом препятствий, но сама цифра это гипербола, художественное преувеличение.

Да. Можно было бы короче сказать так "не достигает почти никто". Впрочем, я нисколько этому комментарию не удивляюсь, так как этот аргумент хорошо согласуется с каноническими фразами о том, что чем дальше от момента просветления Будды - тем меньше и меньше и меньше чего-либо достигающих. И - что важно - эти фразы звучат в самом древнем пласте канона, ещё при жизни Будды - т.е. уже тогда была заметная тенденция спада. А Буддагоша жил 1000 лет спустя. А мы - 2500 лет спустя! Вот почему мне смешно, когда начинают говорить о неких массовых достижениях, джханах за 2 месяца и прочее - когда многие тысячи буддистов, видевших Будду вживую, лично получавших от него наставления, не достигали джхан за всю жизнь вообще. Да, в наше время может быть (утрируя) некий один редкий случай на скажем половину всего буддийского населения мира (этакий запоздавший из давних времён - все уже давно достигли, а он последним бежит вдогонку), ну или там два-три случая на всё буддийское население - не исключено такое. Но когда речь заходит хотя бы о мало-мальской массовости - это уже из разряда "просто хочу в это верить".

Кстати, забавно, что в самих трактатах Па Аука Саядо или его учеников, которые добуквенно везде и всюду цитируют Висуддхимаггу, нигде этот небольшой "нюанс" не упомянут (по крайней мере я не встречал, хотя несколько таких книг и статей прочитал). Что тоже по-человечески понятно - упомянешь такое и на какие деньги тогда монастырь содержать -) Некрасиво это конечно, двойные стандарты налицо, но по-человечески понятно :smile:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#23 Ericsson » 05.03.2016, 23:47

SV,

ну вас тогда уносит в другую крайность :smile: Джханы всем (или значимому % за 2 месяца) это одна крайность, а никому вообще это другая. Я лично уверен, что среди бхиккху джханы редкость конечно, но не такая уж немыслимая. Я оцениваю на основе собственного опыта и его экстраполяции, если мне при моих очень скромных талантах и ещё более скромном усердии и при мирском образе жизни Дхамма уже открывается с такой мощью, и всё это в нашу страшную эпоху густого черного тумана сансары, значит в случае тех, кто посвятил Дхамме жизнь и более весомых талантах (накоплениях) высшие достижения - достижимы. :smile:

И цитаты Буддхагхосы с оценками цифр могут иметь ту же традиционную цель в рамках традиции - спешите сейчас!, сила Дхаммачакка ослабевает! в следующих жизнях у вас будет ещё меньше шансов достичь! старайтесь! стремитесь! прочь лень и сомнения! надаем Маре пинков! Отсюда и гиперболы про 1 на 100 000.

Давайте не будем впадать в крайности, нам как буддистам это не идет :smile:
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#24 SV » 06.03.2016, 00:08

Я лично уверен, что среди бхиккху джханы редкость конечно, но не такая уж немыслимая.

Скажем так, мы бы хотели в это верить. Среди бхиккху очень мало тех, кто вообще медитирует (это достоверные сведения из самых разных источников, авторитетных в том числе). Так о чём тут уж дальше говорить.

И цитаты Буддхагхосы с оценками цифр могут иметь ту же традиционную цель в рамках традиции - спешите сейчас!, сила Дхаммачакка ослабевает! в следующих жизнях у вас будет ещё меньше шансов достичь! старайтесь! стремитесь! прочь лень и сомнения!

Скорее эти цитаты были даны для отрезвления от чрезмерных стараний и разочарований. Для реалистичной оценки своих возможностей. Понятное дело, что стараться надо - просто не надо рассчитывать на многое. Любые старые буддисты (и учителя в том числе) часто говорят в точности о том же самом - делайте то, что в ваших силах, а не что выше ваших сил - не важно, приведёт ли это к ниббане за эту жизнь, за 10 жизней, за 100 жизней.

Обломы всегда очень сильно подкашивают и в духовной жизни как нельзя лучше работает правило - тише едешь, дальше будешь.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#25 Ericsson » 06.03.2016, 00:24

SV писал(а):
Я лично уверен, что среди бхиккху джханы редкость конечно, но не такая уж немыслимая.

Скажем так, мы бы хотели в это верить. Среди бхиккху очень мало тех, кто вообще медитирует (это достоверные сведения из самых разных источников, авторитетных в том числе). Так о чём тут уж дальше говорить.

Да, среди азиатских бхиккху медитирует от 15 до 10% по разным оценкам. (Среди бледнолицых гораздо выше %) Казалось бы это очень мало. Но с другой стороны бхиккху в Тхераваде сколько? Где-то порядка миллиона или даже больше. То есть, медитирующих от 100 000 до 150 000. И их медитаторов никто не заставляет медитировать с палкой над головой не стоит. Они это делают по собственной инициативе, видя в этом смысл. Какой? - А очень просто. Это в кайф. Дхамма это путь наслаждения с начала и до очень высоких уровней. :cow: Когда уже даже наслаждение есть помеха и нужно от него отказаться при движении к высшим джханам. Итого. Есть все причины для некоего (пусть и не щенячего) но осторожного оптимизма :smile: Джханы как таковые это редкая, но реальность.

SV писал(а): Понятное дело, что стараться надо - просто не надо рассчитывать на многое. Любые старые буддисты (и учителя в том числе) часто говорят в точности о том же самом - делайте то, что в ваших силах, а не что выше ваших сил - не важно, приведёт ли это к ниббане за эту жизнь, за 10 жизней, за 100 жизней.

Обломы всегда очень сильно подкашивают и в духовной жизни как нельзя лучше работает правило - тише едешь, дальше будешь.

Да-да-да. :agree: Тут я плюсую 500 раз. Это странный (а может и закономерный) перекос эпохи раннего романтизма Дхаммы в странах бледнолицых. Может уже скоро и устаканится слегка горячечный энтузиазм. Мир-то информационный, а значит люди делятся опытом, общаются и это романтизированное представление (Мара ведь постарался, не иначе, его штучки) уже не будет людям на мозг и анатту давить почем зря. :smile: :roll:
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#26 SV » 06.03.2016, 00:33

Да, среди азиатских бхиккху медитирует от 15 до 10% по разным оценкам. (Среди бледнолицых гораздо выше %) Казалось бы это очень мало. Но с другой стороны бхиккху в Тхераваде сколько? Где-то порядка миллиона или даже больше. То есть, медитирующих от 100 000 до 150 000.

Откуда у вас такие цифры?

Они это делают по собственной инициативе, видя в этом смысл. Какой? - А очень просто. Это в кайф.

Если б это было в кайф, то полагаю мы бы совершенно иные цифры статистики имели бы - обратные тем, что вы привели выше :smile:
Да и, к слову, за 5 лет существования нашего центра мы выявили один чудесный способ моментально прогнать всех посетителей. Знаете какой? Объявить, что сейчас все идут на часок помедитировать. Всех как ветром сдувает - сразу находятся внезапные дела, встречи и т.д. Не шучу, бханте Топпер подтвердит :deg:

Дхамма это путь наслаждения с начала и до очень высоких уровней

По-моему вы что-то путаете. Будда говорил совсем другое - что Дхамма трудна, идёт против течения мира и так далее (почему изначально он учить никого и не хотел).
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#27 Ericsson » 06.03.2016, 00:52

SV писал(а):
Да, среди азиатских бхиккху медитирует от 15 до 10% по разным оценкам. (Среди бледнолицых гораздо выше %) Казалось бы это очень мало. Но с другой стороны бхиккху в Тхераваде сколько? Где-то порядка миллиона или даже больше. То есть, медитирующих от 100 000 до 150 000.

Откуда у вас такие цифры?

Ну а сколько в Тхераваде бхиккху :smile:

SV писал(а):
Они это делают по собственной инициативе, видя в этом смысл. Какой? - А очень просто. Это в кайф.

Если б это было в кайф, то полагаю мы бы совершенно иные цифры статистики имели бы - обратные тем, что вы привели выше :smile:
Да и, к слову, за 5 лет существования нашего центра мы выявили один чудесный способ моментально прогнать всех посетителей. Знаете какой? Объявить, что сейчас все идут на часок помедитировать. Не шучу, бханте Топпер подтвердит :deg:

Ну миряне значит адекватно оценивают полезность такой медитации по быстрому для себя. А монахам куда деваться? Они в другой ситуации. Я тоже не медитирую практически, ...только сати 1 уровня - осознание тела в теле, ... по 0.5 - 1 часу.... перед сном...


SV писал(а):
Дхамма это путь наслаждения с начала и до очень высоких уровней

По-моему вы что-то путаете. Будда говорил совсем другое - что Дхамма трудна, идёт против течения мира и так далее (почему изначально он учить никого и не хотел).

В чем-то трудна, в чем-то наоборот. :smile: Будда также говорил, что наслаждение Дхаммой наивысшее, превосходит любые наслаждения. Вы эти Сутты переводили. Дхамма идет против течения мира, это актуально для ситуаций выбора между мирской жизнью и монашеством. Но вот человек уже монах допустим. Он уже совершил акт ухода от мира в значительной мере, следовательно это очень серьезное противоречие снимается или по крайней мере ослабляется. :smile:
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#28 SV » 06.03.2016, 01:01

Ну а сколько в Тхераваде бхиккху

Я про проценты. Полагаю медитирующих надо взять не 10%, а 0,10%, или даже 0,010% .) Вы ж английский знаете - почитайте Броукен Будду, там монах с 25-летним стажем эту ситуацию описывает. Да и Аджан Джаясаро, который далеко не первый год в монашестве, также говорил, что очень очень мало кто из монахов медитирует. Это странно слышать западному неофиту, но такова реальность.

Ну миряне значит адекватно оценивают полезность такой медитации по быстрому для себя. А монахам куда деваться?

Поверьте, монахам есть куда деваться помимо медитации :smile:

Будда также говорил, что наслаждение Дхаммой наивысшее, превосходит любые наслаждения. Вы эти Сутты переводили.

Да, если ты смог достичь джхан - то там до ниббаны только приятная практика остаётся (но, см. выше). А если не достиг - то практика в целом болезненная, требует терпения, силы воли, усердия, и прочего, чего у людей обычно вовсе не в достатке. Работа над собой - как правило тяжелейшая среди всех работ.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#29 Ericsson » 06.03.2016, 01:17

SV писал(а):
Ну а сколько в Тхераваде бхиккху

Я про проценты. Полагаю медитирующих надо взять не 10%, а 0,10%, или даже 0,010% .)

Не помню кто говорил, из наших бхиккху, и несколько раз. Не поручусь, но мне запомнились такие цифры почему-то. (неужели глючит, ай-яй-яй..)


SV писал(а):
Будда также говорил, что наслаждение Дхаммой наивысшее, превосходит любые наслаждения. Вы эти Сутты переводили.

Да, если ты смог достичь джхан - то там до ниббаны только приятная практика остаётся (но, см. выше). А если не достиг - то практика в целом болезненная, требует терпения, силы воли, усердия, и прочего, чего у людей обычно вовсе не в достатке.

Прошу прощения... :smile: Пити и сукха приходят до джхан, задолго до. Это мой опыт. Видимо не у всех так, но у многих (в масштабах современной Дхаммы) наверняка.
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#30 Marvin » 06.03.2016, 02:19

Ericsson писал(а):Прошу прощения... Пити и сукха приходят до джхан, задолго до. Это мой опыт. Видимо не у всех так, но у многих (в масштабах современной Дхаммы) наверняка.

Если я правильно понимаю это не Пити, а иное чувство из которого оно возрастает - pāmojja (радость),
в Пити оно перерастает именно при приближении к Джхане.
Бывают удачи, а бывает - ценный опыт
Marvin M
Аватара
Репутация: 107
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 09.08.2015
Традиция: Тхеравада

  • 1

#31 Antaradhana » 06.03.2016, 07:24

Медитирующих, среди тхеравадинских монахов, действительно очень мало. Я конечно не могу говорить за лесные монастыри, но их количество невелико. В городских монастырях не медитирует практически никто, в тех монастырях, настоятели которых приветствуют и продвигают медитацию, практически никто не делает этого на регулярной основе. Конечно же, нет никаких 100-150 тысяч, регулярно медитирующих тхеравадинских бхиккху. В дзэнских монастырях Кореи и Японии, с этим дела получше, там действительно монахи медитируют на регулярной основе, а в течении затвора на вассу, практически перманентно.

Основная проблема и трудность медитации - в том, что трудно заставить себя начать практиковать ее на регулярной основе, трудно понять, как делать это правильно, и трудно справиться с самыми грубыми помехами. Но если этот этап преодолен, то постепенно начинают появляться первые плоды практики. Но во-первых, мало кто преодолевает этот начальный период, во-вторых, мало кто практикует более-менее правильно и регулярно, что-бы получить первые плоды, и в-третьих, у многих завышенные ожидания от плодов практики, и получив небольшие плоды, они разочаровываются и прекращают регулярные занятия, несмотря на то, что уже преодолели грубые, самые труднопреодолимые помехи.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#32 SV » 06.03.2016, 12:16

Не помню кто говорил, из наших бхиккху, и несколько раз. Не поручусь, но мне запомнились такие цифры почему-то.

10% - такая цифра приводилась в отношении монахов, которые относительно долго в монашестве остаются.

Основная проблема и трудность медитации - в том, что трудно заставить себя начать практиковать ее на регулярной основе, трудно понять, как делать это правильно, и трудно справиться с самыми грубыми помехами. Но если этот этап преодолен, то постепенно начинают появляться первые плоды практики.

И после того как они появляются - они также быстро исчезают. Это ещё одна, куда более веская причина заставить себя практиковать постоянно :wink: А исчезают они очень быстро по той простой причине, что предварительные этапы пути развиты фигово. А их можно развивать и без медитации. И это ещё плюс одна причина трудности практиковать ее на регулярной основе - когда наконец-таки на личных граблях понимаешь, что на регулярной основе практиковать в целом-то для тебя лично бессмысленно .)
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#33 Antaradhana » 06.03.2016, 13:04

SV писал(а):И после того как они появляются - они также быстро исчезают. Это ещё одна, куда более веская причина заставить себя практиковать постоянно :wink: А исчезают они очень быстро по той простой причине, что предварительные этапы пути развиты фигово. А их можно развивать и без медитации.

Какие-то исчезают, какие-то не исчезают, если продолжать более менее регулярно, то в основном не исчезают.

И это ещё плюс одна причина трудности практиковать ее на регулярной основе - когда наконец-таки на личных граблях понимаешь, что на регулярной основе практиковать в целом-то для тебя лично бессмысленно .)

Не бессмысленно! Это ошибочное понимание из-за недостатка усердия в практике. Развить 6 первых факторов Б8П до достаточной степени, что-бы быть готовым к успешной практике 7 и 8 фактора, не так уж сложно, если человек не злодей, не глупый, и не имеет сильных омрачений и привязанностей. Но усердия в практике осознанности и сосредоточения, не хватает многим, и тут кроме регулярной практики никаких рецептов нет. Нет смысла пытаться достигнуть святости, через развитие только лишь нравственности. Непроросших семян килес, все равно останется неисчислимое множество, и как только создадутся внешние причины для их всходов, они взойдут в уме. Поэтому Будда учил осознанности и сосредоточению, саматхе и випассане, для устранения авиджа, как основе для прорастания этих семян. Только лишь развитие нравственности и теоритического изучения доктрины недостаточно, смерть придет и поделит это на ноль, а будет ли встреча с Дхаммой в следующем рождении - неизвестно. Поэтому, вот заброшенные дома, вот корни деревьев. Практикуйте сейчас, потом будет поздно...
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#34 invest10 » 06.03.2016, 13:38

Antaradhana писал(а):...Непроросших семян килес, все равно останется неисчислимое множество, и как только создадутся внешние причины для их всходов, они взойдут в уме...
Прям как на огороде весной
invest10
Аватара
Репутация: 44
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 28.04.2015
Традиция: Нет

#35 Ericsson » 06.03.2016, 14:27

Antaradhana писал(а): Поэтому Будда учил осознанности и сосредоточению, саматхе и випассане, для устранения авиджа, как основе для прорастания этих семян. Только лишь развитие нравственности и теоритического изучения доктрины недостаточно, смерть придет и поделит это на ноль, а будет ли встреча с Дхаммой в следующем рождении - неизвестно. Поэтому, вот заброшенные дома, вот корни деревьев. Практикуйте сейчас, потом будет поздно...

Что вы имеете в виду под этим выражением? ..Теоретическое изучение доктрины.. ещё и сказано как-то пренебрежительно, так изъясняются дзенские гуру. Вы это о текстах Святой Дхаммы так?

:smile: Откуда вы взяли эту идею, что результат практики слушанья Дхаммы (/чтения Сутт) исчезнет в момент смерти. Очень смело и неожиданно.
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#36 Antaradhana » 06.03.2016, 14:37

Ericsson писал(а):Что вы имеете в виду под этим выражением? ..Теоретическое изучение доктрины..

Имею в виду первый фактор Б8П - формирование правильных взглядов.


ещё и сказано как-то пренебрежительно, так изъясняются дзенские гуру. Вы это о текстах Святой Дхаммы так?

Это ваши странные проекции, к которым я не вижу в своем тексте, никаких предпосылок.

:smile: Откуда вы взяли эту идею, что результат практики слушанья Дхаммы (/чтения Сутт) исчезнет в момент смерти. Очень смело и неожиданно.

Много вы помните из прочтенного и изученного в прошлых жизнях? Изучение Дхаммы конечно способствует склонности к Дхамме в следующей жизни, но вы можете ее и не встретить, а может она к тому времени на долго совсем исчезнет из мира, до появления следующего Будды. До достижения плода сотаппаны, никаких гарантий нет, можете еще миллионы жизней не встретить Дхамму. А вот сотаппана встретит, и не более чем через 7 рождений достигнет Ниббаны. Вот только, чтобы стать сотаппаной, нужно усердно практиковать Б8П во всей его полноте.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#37 SV » 06.03.2016, 14:46

Не бессмысленно! Это ошибочное понимание из-за недостатка усердия в практике. Развить 6 первых факторов Б8П до достаточной степени, что-бы быть готовым к успешной практике 7 и 8 фактора, не так уж сложно, если человек не злодей, не глупый, и не имеет сильных омрачений и привязанностей. Но усердия в практике осознанности и сосредоточения, не хватает многим, и тут кроме регулярной практики никаких рецептов нет. Нет смысла пытаться достигнуть святости, через развитие только лишь нравственности. Непроросших семян килес, все равно останется неисчислимое множество, и как только создадутся внешние причины для их всходов, они взойдут в уме. Поэтому Будда учил осознанности и сосредоточению, саматхе и випассане, для устранения авиджа, как основе для прорастания этих семян. Только лишь развитие нравственности и теоритического изучения доктрины недостаточно, смерть придет и поделит это на ноль, а будет ли встреча с Дхаммой в следующем рождении - неизвестно. Поэтому, вот заброшенные дома, вот корни деревьев. Практикуйте сейчас, потом будет поздно...

У вас распространённо-ошибочное понимание этапов пути - типа долбёжка медитации обязательно приведёт к просветлению, надо только NNN часов "отсидеть". Так вот, не приведёт - хоть миллиард часов будете сидеть (за это время, правда, если не надоест, то просто сбрендите). Я рекомендую ознакомиться, подробно на этот счёт писал --> http://theravada.ru/Teaching/Works/model-buddiiskoi-praktiki-1-sv.htm
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#38 Antaradhana » 06.03.2016, 14:58

SV писал(а):У вас распространённо-ошибочное понимание этапов пути - типа долбёжка медитации обязательно приведёт к просветлению, надо только NNN часов "отсидеть". Так вот, не приведёт - хоть миллиард часов будете сидеть.

Я такого не утверждал. Я говорю о последовательном развитии этапов БВП. Переходить от этапа к этапу на мой взгляд, нужно тогда, когда предыдущие этапы достаточно хорошо развиты, но думать, что каждый нужно развить до совершенства, прежде чем переходить к следующему. В дальнейшем, предыдущие этапы продолжают совершенствоваться, например опыт в практике осознанности и сосредоточения открывает новые возможности для совершенствования нравственности и воззрений. Об этом многие Учителя говорят.

Я рекомендую ознакомиться, подробно на этот счёт писал --> http://theravada.ru/Teaching/Works/model-buddiiskoi-praktiki-1-sv.htm

Уже ознакомился. ИМХО есть БВП, и не нужно изобретать велосипед.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#39 Ericsson » 06.03.2016, 15:39

Antaradhana писал(а):
Много вы помните из прочтенного и изученного в прошлых жизнях? Изучение Дхаммы конечно способствует склонности к Дхамме в следующей жизни, но вы можете ее и не встретить, а может она к тому времени на долго совсем исчезнет из мира, до появления следующего Будды.

Сильные впечатления безусловно останутся в том или ином виде и сохранятся на следующие рождения. Какие тут могут быть сомнения? Я например не исключаю, что слушал Дхамму в прошлых жизнях. Слишком часто читая Сутты возникает сильное чувство радости узнавания. Совпадение? - Не думаю...

Будда много раз повторяет, что слушанье Дхаммы это необходимый элемент практики мирян, но нигде не призывает мирян медитировать и уходить к подножьям деревьев, это призыв для бхиккху, очевидно :smile: Из этого можно сделать вывод, что слушанье Дхаммы также является частью практики, способствующей укреплению связи с ней через границу смерть/рождение. Наряду с даной Сангхе и панча-сила.

А размышления над космологическими масштабами событий, как то перспективы сохранения Дхаммы в мире/её исчезновения, не знаю насколько это полезно опять же для мирян, я очень сомневаюсь. Возможно монахам как раз и неплохо бы почаще на эту тему задумываться, им-то это точно по статусу.
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

#40 Ericsson » 06.03.2016, 15:45

Marvin писал(а):
Ericsson писал(а):Прошу прощения... Пити и сукха приходят до джхан, задолго до. Это мой опыт. Видимо не у всех так, но у многих (в масштабах современной Дхаммы) наверняка.

Если я правильно понимаю это не Пити, а иное чувство из которого оно возрастает - pāmojja (радость),
в Пити оно перерастает именно при приближении к Джхане.

Ну возможно и так, не буду спорить. Хотя я бы скорее выбрал слова восторг и счастье, они лучше соответствуют, их значение в русском языке, чем просто "радость". Как бы то ни было, речь о том, что поддержка в виде наслаждения Дхаммой в той или иной форме и с той или иной интенсивностью приходит в процессе практики задолго до приближения к джханам.
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

Пред.След.

Вернуться в ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 15 гостей

cron