Болезненное чувство

Список форумов Теория и практика ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Описание: Обсуждаем практику с позиции личного опыта.

#21 Frithegar » 26.06.2016, 07:52

Antaradhana писал(а): Дальше вы поймете, что дуккха присутствует в каждом моменте, в каждой сфере жизни, в каждом измерении существования, что это невыносимо, и нужно как-то прекратить.

Но только как противоположность сукха. Только как равная противоположность, сходная во всем по качеству силе и продолжительности.
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#22 Frithegar » 26.06.2016, 07:57

Сергей О. писал(а):Да, конечно, любое чувство обусловлено. Любое чувство (ведана) возникает при условии контакта.

Вот. Именно! :) Четана или намерение постоянно переносит внимание с объекта на объект. Как внутри так и снаружи. Это и есть основа санкхара
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#23 Antaradhana » 26.06.2016, 21:27

Frithegar писал(а):Но только как противоположность сукха. Только как равная противоположность, сходная во всем по качеству силе и продолжительности.

Разумеется нет. Первую Б.И. смотрим: все что аничча - то дуккха + еще ворох всякой дуккхи. Сукха - это лишь краткие мгновения, когда дуккха наименее интенсивна. В мирах выше человеческого - с сукхой получше, но в нижних мирах, где перерождается подавляющий процент существ, с сукхой напряженка, в адах ее совсем нет. К тому же, любая сукха, если ее попристальнее рассмотреть - тоже дуккха.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

#24 Frithegar » 27.06.2016, 19:28

Как дукха, так и сукха - это состояние. В конечном итоге. Не форма, не обстоятельства, не место. Справедливость требует, чтобы одно уравновешивало другое. А иначе как? За пустяшный или даже не очень проступок навечно в ад? Или за одно благородное деяние вечный рай? Это пережитки христианской морали)
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

  • 1

#25 Antaradhana » 27.06.2016, 20:12

Frithegar писал(а):Как дукха, так и сукха - это состояние. В конечном итоге. Не форма, не обстоятельства, не место. Справедливость требует, чтобы одно уравновешивало другое. А иначе как? За пустяшный или даже не очень проступок навечно в ад? Или за одно благородное деяние вечный рай? Это пережитки христианской морали)

Не нужно додумывать и передергивать. Из моих слов никаких вечных христианских адов не вытекает. В самсаре нет никакой справедливости. Есть просто законы, согласно которым все функционируют, и они совершенно не обязательно должны коррелировать с человеческими представлениями о справедливости.

Что такое дуккха? Согласно Первой Благородной Истины: "Рождение страдание, и старость страдание, и смерть страдание, и печаль, стенания, боль, уныние, отчаяние – страдание. С нелюбимым связь – страдание, с любимым разлука – страдание, и не получать то, чего хочется – страдание. Короче говоря, привязанность к пяти совокупностям – страдание".

Также, все что аничча - то дуккха.
Грубо говоря, само существование - дуккха.

А что такое сукха? Это приятные чувственные ощущения, это удовлетворенность, это отсутствие дуккхи. Чувственные удовольствия, в конечном счете приведут к дуккха, удовлетворенность - аничча и рано или поздно закончится, а тотальное отсутствие дуккхи, возможно только при достижении ниббаны.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

#26 Frithegar » 27.06.2016, 23:15

Antaradhana писал(а): В самсаре нет никакой справедливости.

В сансаре одна несправедливость восстанавливается другой несправедливостью. И в этом справедливость сансары.
Радость как и страдание - это состояние. Не важно как, в какой форме, где и при каких обстоятельствах страдает человек, важно как долго и как сильно. Так же и в отношении радости. Думаю, что одно уравновешивает другое. Каково одно - таково и другое. ТАк думаю.
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

  • 1

#27 amv » 27.06.2016, 23:28

Frithegar писал(а):И в этом справедливость сансары.
справедливость сансары в том, что мы пожинаем плоды своих поступков.
в этом смысле все честно.
ни о каком балансе "радости и горя" речь идти не может. взять тот же ад, там нет радостей, только страдания.
и это вовсе не значит, что умерев в аду, человек обязательно родиться для баланса в высшем мире.
родиться там, куда приведут его поступки.
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1740
Сообщения: 1267
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

#28 Frithegar » 28.06.2016, 09:47

amv писал(а):ни о каком балансе "радости и горя" речь идти не может. взять тот же ад, там нет радостей, только страдания.

Вы же сами говорите о следствиях. Ад - следствие, уравновешивающее причину
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#29 Frithegar » 28.06.2016, 11:17

Монахи, при условии зрения и видимых форм возникает сознание зрения, сочетание их трех – соприкосновение, при условии соприкосновения возникает то, что ощущается как счастье, или страдание, или ни страдание, ни счастье. Кто, испытывая ощущение счастья, восторгается, приветствует это, погрязает в этом, – в том залегает предрасположенность к страсти. Кто, испытывая ощущение страдания, печалится, изнуряется, стенает, хлопает себя ладонью по груди, кричит, впадает в безрассудство, – в том залегает предрасположенность к возмущению. Кто, испытывая ощущение ни страдания, ни счастья, не распознает как есть возникновения, исчезновения, услады, недостатков и способа избавления от этого ощущения, – в том залегает предрасположенность к неведению.

И, монахи, невозможно, чтобы тот, кто не оставил предрасположенность к страсти по отношению к ощущению счастья, кто не рассеял предрасположенность к возмущению по отношению к ощущению страдания, кто не упразднил предрасположенности к неведению по отношению к ощущению ни страдания, ни счастья, не оставил неведения и не породил знания, уже в этой жизни положил конец страданию.

http://dhamma.ru/canon/mn/mn148.htm
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

Пред.

Вернуться в ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 13 гостей