Frithegar писал(а):Как дукха, так и сукха - это состояние. В конечном итоге. Не форма, не обстоятельства, не место. Справедливость требует, чтобы одно уравновешивало другое. А иначе как? За пустяшный или даже не очень проступок навечно в ад? Или за одно благородное деяние вечный рай? Это пережитки христианской морали)
Не нужно додумывать и передергивать. Из моих слов никаких вечных христианских адов не вытекает. В самсаре нет никакой справедливости. Есть просто законы, согласно которым все функционируют, и они совершенно не обязательно должны коррелировать с человеческими представлениями о справедливости.
Что такое дуккха? Согласно Первой Благородной Истины: "Рождение страдание, и старость страдание, и смерть страдание, и печаль, стенания, боль, уныние, отчаяние – страдание. С нелюбимым связь – страдание, с любимым разлука – страдание, и не получать то, чего хочется – страдание. Короче говоря, привязанность к пяти совокупностям – страдание".
Также, все что аничча - то дуккха.
Грубо говоря, само существование - дуккха.
А что такое сукха? Это приятные чувственные ощущения, это удовлетворенность, это отсутствие дуккхи. Чувственные удовольствия, в конечном счете приведут к дуккха, удовлетворенность - аничча и рано или поздно закончится, а тотальное отсутствие дуккхи, возможно только при достижении ниббаны.