Сатипаттхана и труд

Список форумов Теория и практика ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Описание: Обсуждаем практику с позиции личного опыта.

  • 2

#41 Кхеминда » 07.07.2016, 13:57

amv писал(а):(3) Монахи, мирянин, наделённый верой, праведно устремляясь, мог бы стремиться к этому: «Пусть я стану таким, как домохозяин Читта и Хаттхака из Алави!» – поскольку таков эталон и мерило для моих мирян-учеников, то есть, домохозяин Читта и Хаттхака из Алави.

К слову, это даже не сотапанны, это анагамины. Это прямое наставление Будды, бханте. Оно, заметьте, отличается от

Топпер писал(а):
играть в домашних йогинов.

Однако иметь за эталон анагаминства не отменяет необходимости проходить предыдущие этапы.
Кхеминда

#42 masterjack » 07.07.2016, 14:17

У некоторых мирян просто нет должного опыта.
Они ошибочно считают что можно практиковать
5 обетованной мирянина ... сферично и в вакууме.
Сдерживание своих поступков и своего языка невозможно
Без наблюдения себя как себя.
Потому "сатипатхана" помаленьку будет закладываться
По мере обуздания своих поступков и своей речи.
А уже сатипатхана как сатипатхана возможна только когда
Человек готов к финишной прямой.
В миру можно развивать осознанность к текущему делу.
Выбирать отрезки времени когда возможен монотонный неопасный
Труд-действие.
И приучать свой ум к тому чтобы в видимому было только
Видимое а когда поешь чашку-мой чашку.
Но вряд ли это сатипатхана.
Тренировка ума скорее.
Подготовка.
Сатипатхана-это имхо конец.
Последняя тень.
Имхо.
Как человек считающий сатипатхану сутту ну ваще.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#43 Топпер » 07.07.2016, 16:44

uwei писал(а):это как пример, что это работает даже в такой ситуации. назовите это как хотите. сати - это смрити скр. - памятование. манасикара вроде как компонент сознания.
Так именно, что памятование о благом и неблагом. И различение.
Топпер

#44 Топпер » 07.07.2016, 16:47

Ruslan писал(а):А то все пишут разивайте метту,сострадание и т.д и т.п.
А что конкретно делать никто не пишет.
Вот у меня впечатление что я пофигист и эгоист,меня люди сухарем называют.Мне до окружающих дела нет никакого.
Что делать?
То, что писал бханте Кхеминда, а сверху ещё что- либо реальное: щедрость реальную проявляйте, помощь реальную людям. С любовью к ним пытайтесь относиться. Это всё практика брахмавихар направленная на искоренение эгоцентризма и жестокости и замена их на равностность и любовь.
Топпер

  • 1

#45 Топпер » 07.07.2016, 16:50

amv писал(а):
Топпер писал(а):А вообще по уму развивать нужно не сатипаттхану, а четыре Брахмавихары, щедрость, нравственность и правильные взгляды.
сатипаттхана это уже потом, когда всё это есть.
Да я кажется нигде и не говорил, что сатипаттхана практикуется без этих вещей.
И по отношению к кому вы эти вещи проявляете? Это же всё - не разовые акции.
(3) Монахи, мирянин, наделённый верой, праведно устремляясь, мог бы стремиться к этому: «Пусть я стану таким, как домохозяин Читта и Хаттхака из Алави!» – поскольку таков эталон и мерило для моих мирян-учеников, то есть, домохозяин Читта и Хаттхака из Алави.
К слову, это даже не сотапанны, это анагамины. Это прямое наставление Будды, бханте. Оно, заметьте, отличается от
Топпер писал(а):играть в домашних йогинов.
Угу. Только ведь во времена Будды с ним встречались такие люди, у которых заслуг было более чем достаточно. Люди бывало и за неделю Ниббаны достигали.
Вы себя к таковым отнести можете?

И опят же повторюсь: я на вашем месте уже был, а вы на моём ещё нет.
Топпер

  • 1

#46 Antaradhana » 07.07.2016, 16:50

Ruslan писал(а):А что за медитации Брахмавихар? Поподробнее можно?
А то все пишут разивайте метту,сострадание и т.д и т.п.
А что конкретно делать никто не пишет.
Вот у меня впечатление что я пофигист и эгоист,меня люди сухарем называют.Мне до окружающих дела нет никакого.
Что делать?

Ньянапоника-тхера "Четыре возвышенных состояния"

Конкретнее: Па Аук Саядо "Практика развития доброты (метта-бхавана)"
Бханте Вималарамси "Руководство по медитации любящей доброты (Метта)"

Ну и поиском еще пошукайте, в книгах разных аджанов есть эти практики.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

#47 NotSelf » 07.07.2016, 17:05

Топпер писал(а):А вообще по уму развивать нужно не сатипаттхану, а четыре Брахмавихары, щедрость, нравственность и правильные взгляды.
сатипаттхана это уже потом, когда всё это есть.
Кхеминда писал(а):Да я добавлю, что если хочется медитировать есть медитации Брахмавихар, их можно практиковать как сидя, так и в повседневной жизни, и кстати что удивительно они также выводят в состояние повышенной осознанности при длительной практики, я раньше тоже недооценивал нравственные практики
С каких пор развитие Брахмавихар советуется до развития правильного воззрения, щедрости, нравственности и осознанности!, особенно мирянам? Сутту(ы) пожалуйста предоставьте, где Будда советовал это. Возможно вы пишете о простом развитии доброжелательности, но не в том ключе, в котором Будда описывал развитие Брахмавихар, тем самым приписывая понятие усиленной практики к обычной?
Вот сутты с упоминанием о развитии доброжелательности, сострадании, сорадовании, невозмутимости:

СН 42.8 Санкха сутта
Отбросив убийство, он воздерживается от убийства. Отбросив воровство, он воздерживается от воровства. Отбросив недозволенное сексуальное поведение, он воздерживается от недозволенного сексуального поведения. Отбросив ложь, он воздерживается от лжи. Отбросив сеющую распри речь, он воздерживается от сеющей распри речи. Отбросив грубую речь, он воздерживается от грубой речи. Отбросив пустословие, он воздерживается от пустословия. Отбросив скупость, он перестаёт быть скупым. Отбросив недоброжелательность и злобу, он становится тем, чей ум не охвачен недоброжелательностью. Отбросив неправильные воззрения, он становится тем, кто обладает правильными воззрениями.
И этот ученик Благородных, старейшина – лишённый скупости, лишённый недоброжелательности, незапутанный, бдительный, осознанный – наполняет первое направление умом, наделённым доброжелательностью, равно как и второе, равно как и третье, равно как и четвёртое. Вверх, вниз, вокруг и везде во всей полноте он наполняет всю вселенную умом, наделённым доброжелательностью – обильным, обширным, безмерным, не имеющим враждебности и недоброжелательности. Подобно тому, как сильный человек, который дует в горн из морской раковины, может с лёгкостью известить четыре направления, то точно также, когда освобождённый доброжелательностью ум развит и взращен подобным образом, то более не остаётся любого свершённого до определённой степени проступка1.

АН 8.63 Санкхитта сутт
«Что ж, монах, в таком случае, вот как ты должен тренировать себя: «Мой ум будет прочным и хорошо утверждённым внутренне. Возникшие неблагие состояния не будут завладевать моим умом». Вот как ты должен тренировать себя.
(1) Когда, монах, твой ум твёрд и хорошо утверждён внутренне, и возникшие неблагие состояния не завладевают твоим умом, то тогда [далее] ты должен тренировать себя так: «Я буду развивать и взращивать освобождение ума доброжелательностью, сделаю его своим средством передвижения, сделаю его своим основанием, установлю его, буду упражняться в нём, и буду надлежащим образом осуществлять его». Вот как ты должен тренировать себя.
Когда это сосредоточение было таким образом развито и взращено тобой, то тогда тебе следует развивать это сосредоточение с направлением и удержанием ума [на этом объекте медитации]. Тебе следует развивать его без направления, но с удержанием. Тебе следует развивать его без направления и без удержания. Тебе следует развивать его с восторгом. Тебе следует развивать его без восторга. Тебе следует развивать его с сопровождающим его удобством. Тебе следует развивать его с сопровождающей его невозмутимостью2.

МН 52 Аттхаканагара сутта

АН 11.982 Рага сутта
[Благословенный сказал]: «Монахи, ради прямого знания страсти следует развивать одиннадцать вещей. Какие одиннадцать?

* (1) первую джхану;
* (2) вторую джхану;
* (3) третью джхану;
* (4) четвёртую джхану;
* (5) освобождение ума доброжелательностью;
* (6) освобождение ума состраданием;
* (7) освобождение ума сорадованием;
* (8) освобождение ума невозмутимостью;
* (9) сферу безграничного пространства;
* (10) сферу безграничного сознания;
* (11) сферу отсутствия всего.

Ради прямого знания страсти следует развивать эти одиннадцать вещей».
vayadhammā saṅkhārā, appamādena sampādethā
NotSelf M
Репутация: 329
Сообщения: 363
Зарегистрирован: 23.03.2015
Традиция: Тхеравада

  • 2

#48 Валерий » 14.07.2016, 21:18

Топпер писал(а):Когда-то, когда был ещё буддистом-мирянином тоже взял себе за правило сатипаттханить в каждую свободную минуту. Это вошло в привычку. В итоге на работе стал допускать досадные промахи: во время мероприятий и концертов, стал подтормаживать и мог допустить дырку или на полсекунды- секунду позже вывести микрофон. И всё потому, что внимание, вместо концентрации на работе, непроизвольно концентрировалось или на дыхании или на манипуляциях тела.
По личному печальному опыту скажу, что во время деятельности, представляющей потенциальную опасность (вождение автомобиля, строительство и т.д.) анапанасати практиковать может быть опасно. При длительной непрерывной практике анапанасати внимание уходит внутрь и ты начинаешь меньше реагировать на внешнее, снижается скорость реакции, снижается внимательность к внешнему.
Я жил и работал в центре медитации и примерно полтора года практиковал анапанасати, практически непрерывно. Пока деятельность была размеренной и неспешной - проблем особых не было. Но во время периода строительных работ, когда надо было торопиться, недели за две я получил три травмы позвоночника. Начались сильные боли и разные проблемы со здоровьем, тогда я перешел на практику сатипатханы и просто наблюдал боль. В результате, это привело практически к инвалидности.
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1332
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада

#49 RedModern » 14.07.2016, 21:24

потому что чисто на дыхание нельзя делать дела, вот и результат!
если только вы не монах, тогда все изменяется на оборот!
smartwings, haus.
RedModern M
Аватара
Репутация: 22
Сообщения: 114
Зарегистрирован: 12.07.2016
Традиция: Нет

#50 Топпер » 14.07.2016, 21:41

Viragananda писал(а):По личному печальному опыту скажу, что во время деятельности, представляющей потенциальную опасность (вождение автомобиля, строительство и т.д.) анапанасати практиковать может быть опасно. При длительной непрерывной практике анапанасати внимание уходит внутрь и ты начинаешь меньше реагировать на внешнее, снижается скорость реакции, снижается внимательность к внешнему.
Полностью согласен.
Я жил и работал в центре медитации и примерно полтора года практиковал анапанасати, практически непрерывно. Пока деятельность была размеренной и неспешной - проблем особых не было. Но во время периода строительных работ, когда надо было торопиться, недели за две я получил три травмы позвоночника. Начались сильные боли и разные проблемы со здоровьем, тогда я перешел на практику сатипатханы и просто наблюдал боль. В результате, это привело практически к инвалидности.
Т.е. у вас проблемы со спиной сейчас с этим и связаны?
Топпер

  • 2

#51 Валерий » 14.07.2016, 21:52

Топпер писал(а):Т.е. у вас проблемы со спиной сейчас с этим и связаны?
Да. До этого я без всяких особых проблем сидел 10-дневные ретриты. Сейчас формальная медитация - в основном лежа, при ходьбе - максимум 30 минут в день. Хотя еще месяцев восемь назад медитировал при ходьбе до 6-10 часов и сидя мог медитировать по 2-3 часа в день еще мог.
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1332
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада

#52 RedModern » 14.07.2016, 21:56

Viragananda писал(а):
Топпер писал(а):Т.е. у вас проблемы со спиной сейчас с этим и связаны?
Да. До этого я без всяких особых проблем сидел ретриты. Сейчас формальная медитация - в основном лежа, при ходьбе - максимум 30 минут в день
извинте меня пожалуйста, а если вопреки, ведь при условиях тело не чувствуется.
чот походу я уже распознаю уровень. простите меня еще раз.
smartwings, haus.
RedModern M
Аватара
Репутация: 22
Сообщения: 114
Зарегистрирован: 12.07.2016
Традиция: Нет

  • 3

#53 Валерий » 14.07.2016, 22:17

RedModern писал(а):
Viragananda писал(а):
Топпер писал(а):Т.е. у вас проблемы со спиной сейчас с этим и связаны?
Да. До этого я без всяких особых проблем сидел ретриты. Сейчас формальная медитация - в основном лежа, при ходьбе - максимум 30 минут в день
извинте меня пожалуйста, а если вопреки, ведь при условиях тело не чувствуется.
чот походу я уже распознаю уровень. простите меня еще раз.
И вопреки много медитировал))
Не из-за боли не могу медитировать в вертикальном положении. Как известно, уже при упачара самади можно сидеть очень долгое время-на боль уже не реагируешь, позвоночник сам выпрямляется и его не нужно поддерживать, тело становиться легким и т,д.. Все так. Но при наличии сильной боли в начале медитации; при невозможности сидеть неподвижно; при сдавлении сосудов головы, приводящем к нарушению сосредоточения по физиологическим причинам - достичь глубокого погружения гораздо сложнее. Да даже и не в этом сложность , а в том, что неподвижное вертикальное положение (даже на короткое время) вызывает нарушение спино-мозгового и мозгового кровообращения, что приводит к нарушению ясности сознания, концентрации, слабости, сонливости и т.д. на долгий период времени. Поэтому просто сознательно приходится ограничивать время формальной медитации и особое внимание уделять постоянной медитации, пусть и не глубокой (сатипатханы и проч.)
Последний раз редактировалось Валерий 14.07.2016, 22:21, всего редактировалось 1 раз.
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1332
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада

#54 RedModern » 14.07.2016, 22:21

сложнее, но возможно. главное внимание!
smartwings, haus.
RedModern M
Аватара
Репутация: 22
Сообщения: 114
Зарегистрирован: 12.07.2016
Традиция: Нет

  • 2

#55 Валерий » 14.07.2016, 22:31

RedModern писал(а):сложнее, но возможно. главное внимание!
Конечно возможно. Только в моем случае, это может привести к достаточно быстрой смене тела , являясь по сути видом самоубийства, или к параличу. Не думаю, что Будда бы одобрил это.
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1332
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада

#56 RedModern » 14.07.2016, 22:35

Viragananda писал(а):
RedModern писал(а):сложнее, но возможно. главное внимание!
Конечно возможно. Только в моем случае, это может привести к достаточно быстрой смене тела , являясь по сути видом самоубийства, или к параличу. Не думаю, что Будда бы одобрил это.
если вы целеустремленно пытались убить себя, ну типо чик по горло и усе, а если быстрое смена тела на уровне духовном, то об говорится в суттах, не мне вас учить!
smartwings, haus.
RedModern M
Аватара
Репутация: 22
Сообщения: 114
Зарегистрирован: 12.07.2016
Традиция: Нет

#57 Топпер » 14.07.2016, 22:37

RedModern писал(а):
Viragananda писал(а):
Топпер писал(а):Т.е. у вас проблемы со спиной сейчас с этим и связаны?
Да. До этого я без всяких особых проблем сидел ретриты. Сейчас формальная медитация - в основном лежа, при ходьбе - максимум 30 минут в день
извинте меня пожалуйста, а если вопреки, ведь при условиях тело не чувствуется.
чот походу я уже распознаю уровень. простите меня еще раз.
Если вопреки, то загоните себя в гроб таким подходом и всё.

Вот там точно ничего чувствоваться не будет. :pop:
Топпер

#58 RedModern » 14.07.2016, 22:39

окстись Топпер, пока есть возможность!
smartwings, haus.
RedModern M
Аватара
Репутация: 22
Сообщения: 114
Зарегистрирован: 12.07.2016
Традиция: Нет

  • 1

#59 Antaradhana » 14.07.2016, 22:50

Viragananda писал(а):По личному печальному опыту скажу, что во время деятельности, представляющей потенциальную опасность (вождение автомобиля, строительство и т.д.) анапанасати практиковать может быть опасно. При длительной непрерывной практике анапанасати внимание уходит внутрь и ты начинаешь меньше реагировать на внешнее, снижается скорость реакции, снижается внимательность к внешнему.
Я жил и работал в центре медитации и примерно полтора года практиковал анапанасати, практически непрерывно. Пока деятельность была размеренной и неспешной - проблем особых не было. Но во время периода строительных работ, когда надо было торопиться, недели за две я получил три травмы позвоночника. Начались сильные боли и разные проблемы со здоровьем, тогда я перешел на практику сатипатханы и просто наблюдал боль. В результате, это привело практически к инвалидности.

Анапанасати практикуют сидя в тишине, с закрытыми глазами. Во время сложной работы, и тем более, во время вождения автомобиля и т.п., медитативное сосредоточение, практиковать невозможно. Что касается практики сатипатханы, то большинство созерцаний, там также выполняются сидя, особенно когда дело доходит до внутренней сферы. А вне сидячей практики осознанность практикуется к движениям тела, к процессу еды т.п. В общем это затворнические практики, которые не практикуют среди толпы, во время мирских дел, работы, занятого ума и т.п. Хотя теперь, вы все это и сами хорошо знаете.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

#60 Топпер » 14.07.2016, 22:54

RedModern писал(а):окстись Топпер, пока есть возможность!
Просьба на "вы"
Топпер

Пред.След.

Вернуться в ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 11 гостей