Здесь привожу краткое изложение всего, что родилось от слушания и практик.
Вначале приношу извинения всем читающим за то, что основная часть изложенного так или иначе будет связана все таки с традицией махаяны, с которой я и начал свой духовный путь. Однако место размещения данной темы указывает на значительные изменения моего мировосприятия, и, скорее всего, предшествует моему полному переходу к традиции Южного Буддизма, о чем будет сказано ниже. По возможности постараюсь избежать цитат, как явных, так и нет, в виду того, что не считаю себя вправе их приводить не являясь специалистом, а лишь мирянином-практикующим. Моей мотивацией для написания есть желание структурировать полученные сведения, а выкладываю в интернет для двух целей - существует маловероятная возможность, что мой опыт в контексте пути верен, и еще более ничтожная вероятность того, что он может оказаться полезным для кого-бы то ни было. Считая благих друзей подвизавшимися во внимании, сосредоточении и терпении не стану ограничивать текст объемом, хотя это и не совсем корректно, по отношению к читающему.
Начать необходимо с системы координат, в которой будет вестись дальнейшее рассуждение. Благодаря изучению глубоко милосердных (в том смысле, что они ни от кого не утаивают истину) и безупречных текстов мое миропонимание полностью преобразилось. Тут есть две значительные оговорки - оно не может быть развитым до конца в силу несовершенства ума (я не очень то оптимистичен в отношении своего развития), оно основано на образах, почерпнутых из махаянских источников. Итак, основываясь на учении о 10 восприятиях, все воспринимаемое сознанием является его производной. Из этого следует, что окружение существа в большей степени (в какой именно - вопрос для монахов и учителей) формируется сознанием, включая других существ. Из этого следует красивая философская теория о мозге в банке, вкратце, недоказуемо - есть ли материя. Моим личным глубоким убеждением в результате практики стало, что все воспринимаемое мной есть часть моей психической деятельности, и требует соответствующего отношения.
Далее о причинно следственных связях. Все видимое мной вокруг и обозначаемое как "сущность" является концепцией, переданной мне от бесчисленного количества предыдущих поколений. Сюда включаются и сложные концепции, (которыми люди довольно беспечно оперируют) такие как слово, или вещи, или выражение лица. Концепция есть продукт непрестанных изменений состояний сознания, как на грубых уровнях (в виде изменений положения тела, речи, повседневных мыслях), так и на более тонких, включая недоступные пока для моего внимания места границы между светоносным чистым сознанием, и первыми концепциями. Из личного опыта могу добавить, что очень приятно и необычно воспринимать кружку, или иной простой предмет, как череду состояний сознания существ, от лакания языком, через ладони, найденные предметы, предметы из крупных найденных форм, до предмета из мелких форм, типа глины. В этом прослеживается общая динамика, о которой ниже.
Все "события" происходят только в условно реальности концепций, таких как "я", "ты", "они", "мысли" ,"вещи", и строго подчиняются закону причин и следствий, без всяких исключений. Из этого можно делать огромное количество выводов, но главный для меня - отсутствие возможности влиять на происходящее. Здесь не могу пресечь дискуссии о свободе воли, так как не обладаю способностью мудро использовать слова.
Продолжу о существах, обладающих сознанием. Все они для меня расположены на склонах горы меру (да простят меня), имеющей склоны в форме двух гипербол, никогда не касающихся друг друга в вершине, и бесконечных у основания. Гору освещает свет чистого сознания ровно напополам - как луну. Высота расположения существа зависит от его способности к сосредоточению и внимательности, а расположение относительно света и тепла - от объектов сосредоточения, соответственно благих или нет. Соответственно чем способнее существо (в рамках буддийских понятий), тем меньше у него товарищей, что подтверждается общественным устройством. Так же опираясь на модель можно предположить что существуют абсолютно добрые глубоко сосредоточенные существа (как боги древней Греции, или архангелы, либо святые), так и абсолютно разрушительные (бесы, властители ада в разных культурах). Так же все они находятся в непрестанном движении вверх и вниз, влево и вправо по стенам. Буддизм в моем понимании предлагает взглянуть на происходящее глазами "взрослых, смотрящих на детей, которые строят замки из песка". Развитие этой мысли выходит за рамки изложения.
Прикладные практики. Осознав себя частью и, одновременно, вместилищем этого вечно меняющегося супа состояний ума, необходимо выработать универсальную стратегию поведения. Коснусь кратко концепции мирской деятельности. Любая позитивная мирская деятельность есть продукт условий, внимательности, сосредоточения. Возьмем простую иерархию: подчиненный-начальник. Подчиненный в рафинированном варианте обладает по отношению к начальнику худшими условиями (образование, униформа, время занятости механическими делами), худшей внимательностью - не в состоянии охватить деятельность все организации, худшим сосредоточением - подчиненным проводят проверки качества их работы. Можно подробнее разбирать каждую составляющую бесконечно, например сосредоточение при игре на гитаре - памятование звучания интервалов, расположения пальцев, движения пальцев, гармонии, мелодии, ритма, звукоизвлечения. В любой деятельности прослеживаются одни и те же составляющие. Как пример, имеющие глубоко удовлетворяющие условия, широкую внимательность и глубокое сосредоточение англичане (однако обладая не самой сострадательной мотивацией) в 18-19 веке поимели(sic!) весь мир.
Сила духа (сила воли). Как открылось мне недавно, ввиду тяжелых обстоятельств личной жизни, это понятие (концепция), есть напрямую продукт внимательности. Каждый условный поступок тела, речи и ума влечет за собой множество изменений тела, речи и ума. Внимательное сознание распознает внутренние реакции (окрашиваемые оценочным мышлением), не позволяя совершать аффективные действия(т.н. метания) , что является устойчивостью. Устойчивость - фундамент осознанного поведения, не зависящего от внешних факторов. А что есть сила воли, как не устойчивая, независимая линия поведения? (простите за риторику).
Из приведенных размышлений выявляется суть повседневной практики, разделенной на основные, и дополнительные направления, полностью взаимосвязанные между собой и практически неразделимые. Приведу их несистемно, от скромных аналитических способностей. Это улучшение условий - движение по горе существ по горизонтали к солнечной стороне, улучшение материального положения, условий проживания, режима работы и отдыха. Развитие внимательности и сосредоточения - здесь предамся в руки читающих, наверняка знающих о способах намного лучше меня. Развитие любящей доброты, как осознавание всех явлений мира частью своей психической деятельности. Как следствие этих практик будут углубление и развитие представлений об окружающей реальности - как условной, в виде внимательного изучения условного устройства мира (повышение квалификации специалиста, изучение наук, искусств, религий мира, социального и политического устройства, отношений между людьми), так и абсолютного устройства (в виду ограниченности способностей - для меня лично пока это только разбирание сущностей как части взаимозависимости причин, условий и следствий состояний ума). Здесь конечно нужно сказать о Благородном Восьмеричном Пути указанном Буддой, который я конечно выучил наизусть, и могу механически переписать, однако не в состоянии глубоко внутренне принять во всей полноте, а только следовать самым простым наставлениям, из-за своей слабости и глупости.
Поддержка. Отношения с махаяной и другими религиями. Дело в том, что находясь в миру очень сложно предаваться практике. Виной тому конечно огромнейшая инерция "я", когда ты должен сдвинуть с места почти неподвижные тяжелейшие концепции "мужык", "специалист", "сын", "друг", "алкоголик", что дается лично мне почти невыносимыми страданиями. Здесь есть две составляющие - первая, это конечно подтвержденная множеством примеров из личной жизни абсолютная, непогрешимая верность пути, а вторая есть острая необходимость духовной поддержки (как существу не особо умному и слабому). В махаяне, как религии более широкого круга, этому уделено большое значение, вокруг заслуг построена целая система иконографики, ритуалов и подобного. После ухода из православия (а рос я в ортодоксально православной семье), я вообще испытывал большие трудности, из за исчезновения этих вещей из моей жизни. Это нерешенная проблема моей практики ("сухость" практики), надеюсь исправится когда-нибудь, если получится найти друзей в буддийских кругах. В общем же, на определенном этапе своего "развития", стало ясно, что общая ритуальная религия не устраняет, к сожалению, неведения (больно подумать о тысячах православных приходов, в которых проповедь зачастую ограничивается чтением Евангелия без комментариев), а только религия прямого опыта. Здесь важно отметить, что расчистка завес неведения во многих из них происходит сродни буддизма, до какого-либо этапа, на нем и останавливаясь. Стараясь не быть догматично настроенным, в силу своих способностей, изучая практики суфизма, исихазма, каббалы, тантры, мистического христианства обнаружил в них как удивительные сходства, так и определенные различия, в основном в целях практик.
Причина попытки перехода в Тхераваду. Изучая махаянские тексты, особенно последних лет (а так же общаясь с бурятскими буддистами), можно убедится - это воистину огромная традиция. И в какой-то момент для меня выяснилось следующее - (да простят меня за неуместные метафоры) - не зачем покупать сельскохозяйственную компанию для того, чтобы навести порядок в своем огороде в шесть соток, лучше оставить это магнатам. Для огорода моего ума оказалось достаточно лопаты и граблей - простых (относительно), ясных, глубоких действенных способов.
Рассказ о практиках был бы не полным без женщин (куда уж без них). Это одно из самых замечательных проявление практик в моей жизни - полное изменение мнения о женщинах за 2 года. В рамках форумной статьи, к сожалению, не могу привести развернутой последовательности рассуждений, ограничившись лишь цитатой (не махаянской, дабы не искушать)(по-этому и позволю себе цитату - в рамках Тхеравады это будет типа отрывка из художественной литературы):
Талмуд.Авот: Мишна 5 Йосей бен оханан говорил:"Пусть будут двери дома твоего распахнуты настежь, и пусть бедняки почувствуют себя в твоем доме своими, и не веди праздных разговоров с женщиной, даже, как о том сказано, с собственной женой, тем более - с женой твоего друга". Комментарий раввина Рафаэля Гирша: "Законоучители Талмуда призывают мужчин считаться с мнением женщин, поскольку те наделены Вс-вышним более глубоким пониманием действительности".
Не надеясь на отклики, смиренно прошу, если в словах моих увидели ересь и оскорбления - не оставьте меня, напишите об этом.