О практике равностности

Список форумов Теория и практика ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Описание: Обсуждаем практику с позиции личного опыта.

  • 3

#1 Джеки » 12.03.2017, 00:22

Когда говорят о Четырех Безмерных, чаще всего обсуждают метту. Однако в одной из лекций я услышал мнение, что все начинается с равностности. Я решил попробовать попрактиковать это качество и получил результат. Хочу поделиться им здесь.

Практика заключалась в размышлениях на тему того, что все живые существа стремятся достичь счастья и избежать страданий - и в этом они равны друг другу (и я - в их числе). Кроме размышлений, я старался смотреть на свое общение с окружающими через призму этой точки зрения. Таким образом мне удалось увидеть ряд ситуаций на работе и в жизни под другим углом. И вот, что получилось:

Раньше я навешивал много ярлыков на людей. Человек в моем поле внимания как-либо себя проявлял и получал от меня внутреннюю оценку-ярлык. Исходя из данной оценки, я строил дальнейшие отношения с ним. Порой возникали ситуации, когда я испытывал неприязнь к человеку еще до вступления с ним в реальные отношения, то есть, по сути, безосновательно. Тогда я создавал конфликт (или избегал общения) на ровном месте.
В результате практики появилось "базовое", "фоновое" чувство уважения к окружающим. Причем оно перестало зависить от градуса наших отношений. Я стал способен уважать человека, который мне хамит или ценности которого я не разделяю. При этом уважение не мешает мне давать жесткий отпор там, где это требуется.

Раньше любящую доброту я мог транслировать сугубо избирательно - близким людям. Конечно, я мог проявить метту к незнакомцам или "недругам", но абстрактно - т. е. в уме во время медитации. А в реальной жизни и при реальном общении с такими людьми максимум - формальную вежливость.
Сквозь призму равностности быть дружелюбным стало горазно проще, чем быть им вопреки собственной неприязни к человеку. Как результат: на бытовом уровне я стал легче устанавливать эмоциональный контакт с незнакомыми людьми (люди на работе, продавщицы в магазинах, таксисты, прохожие и пр.).

Практика равностности больше открыла мне внутренний мир людей. Раньше я объяснял себе некоторые их поступки по принципу "поступает так, потому что плохой". Теперь удается быть чуточку проницательней и увидеть за недружественным поведением более конкретные мотивы (например, страх, обиду и др.). Соответственно мне стало понятней как выстраивать собственное поведение для перевода отношений в конструктивное русло.

Вдобавок к написанному выше, практика равностности попросту сняла часть внутреннего напряжения. Ведь ярлыки, предубеждения, неприязнь, неточное понимание мотивов других - все это порождает лишние затраты энергии и много мыслей впридачу. Иными словами, я стал быстрее засыпать, ложась вечером в постель.

Получается, что равностность как бы "зачищает" взгляд на окружающих от целого ряда омрачений. На этой "расчищенной площадке" проще строить что-то еще: дружелюбие, сострадание, сорадость, щедрость и т. п.

Такой вот опыт. :) Приглашаю тех, кто не пробовал, попробовать, а тех, кто пробовал - поделиться своими выводами. Да и вообще - потеоретизировать насчет равностности и остальных Безмерных.
Верю в Природу Будды в каждом.
Джеки M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 94
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 11.03.2017
Традиция: Ваджраяна

#2 саша » 12.03.2017, 00:38

А что такое безмерные?
Все есть страдания...
саша
Репутация: 152
Сообщения: 379
Зарегистрирован: 06.02.2016
Традиция: Нет

  • 2

#3 amv » 12.03.2017, 00:52

"Равностность", как я могу судить, достаточно редкий перевод. Чаще я встречал термин "невозмутимость". Здесь я думаю нужно разбираться, потому что переводы имеют достаточно разные смыслы. Навскидку - равностность мне кажется неудачным термином, потому что в той же буддийской Сангхе есть иерархия, при которой равностность невозможна. Даже в отношении мирян межд собой и к монахам. Будда - высочайший. Я не уверен, что конкретно эти феномены могут быть исключениями, потому что практика брахмавихары в идеале простирается тотально на всю вселенную, на все стороны света. То есть это пребывание ума, его отношение ко всему вокруг и сразу, грубо говоря. А вот "невозмутимость" в этом свете выглядит каноничней как-то.
Равностность возможно качество отличное и т.д., но не факт, что именно это подразумевал Будда под четвертой брахмавихарой, если коротко. Имхо.
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1672
Сообщения: 1261
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#4 Ericsson » 12.03.2017, 02:40

Вообще у меня до брахмавихар как-то не доходит. Но по моему тоже по переводам правильное замечание, амв. Стоило бы разобраться что там имеется в виду. Этимологии терминов в данном случае по идее должны бы помочь понять оттенки смысла. Тут оттенки важны. "невозмутимость" и "равностность" ведь это очень разное как бы.

Может есть в сети этимология палийских терминов, а если не палийских, то хотя бы санскритских синонимов (корни там общие же). И помнится уже обсуждали это на БФ кажется, краем памяти что-то такое мнится...

эээ. ..вот.. совсем если навскидку.. первая брахмавихара. Будет же корректным перевод "пожелание счастья", а не только "доброжелательность". "Пожелание счастья" близко по смыслу но всё же слегка не то самое, другой оттенок. :smile:

На пали: Sabbe sattā bhavantu sukhitattā
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson
Аватара
Репутация: 1257
Сообщения: 1737
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

#5 Джеки » 12.03.2017, 11:09

саша писал(а):А что такое безмерные?
Саша, это Четыре Безмерных состояния/качества. По-другому - брахмавихары.

amv, да, возможно, перевод неточный, однако я часто встречаю именно "равностность" или "равное отношение". По крайней мере, в махаянских текстах и лекциях. Сейчас еще раз проверил несколько сайтов наугад - везде равностность.

amv писал(а):Навскидку - равностность мне кажется неудачным термином, потому что в той же буддийской Сангхе есть иерархия, при которой равностность невозможна. Даже в отношении мирян между собой и к монахам. Будда - высочайший.
На мой взгляд, иерархия не исключает равностности. Даже если взять нерелигиозный уровень: например, директор компании и работник. Они стоят на разных иерархических ступеньках, но директор - такой же человек, как и работник.
Возможно, это махаянская интерпретация с отсылкой к природе Будды, которая есть в каждом. А может - просто упайя.

amv писал(а):Равностность возможно качество отличное и т.д., но не факт, что именно это подразумевал Будда под четвертой брахмавихарой, если коротко. Имхо.
Все можно поставить под сомнение, если тебе не сказал об этом лично Будда. :) А что вы вкладываете в термин "невозмутимость"?
Верю в Природу Будды в каждом.
Джеки M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 94
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 11.03.2017
Традиция: Ваджраяна

  • 1

#6 Панньянатта » 12.03.2017, 11:15

саша писал(а):А что такое безмерные?
Это они так 4 брахмавихары называют
969
Панньянатта M
Саманера
Аватара
Репутация: 327
Сообщения: 222
Зарегистрирован: 23.01.2017
Традиция: Тхеравада

  • 2

#7 Джеки » 12.03.2017, 11:20

Панньянатта писал(а):они
Сразу представил себе их: :zombie:

:lol:
Верю в Природу Будды в каждом.
Джеки M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 94
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 11.03.2017
Традиция: Ваджраяна

  • 2

#8 masterjack » 12.03.2017, 11:41

По своему опыту могу сказать что все эти штуки сами появляются с ослабеванием и исчезновением цепляния за воззрение о Я.
Обычно реагирование с цеплянием и дает это неравностное-возмутимое восприятие.
Когда же происходит ослабевание цепляния за Я то т.к. вам уже не шибко интересно свое Я, когда вы воспринимаете его равностно-отстраненно, тогда и другие я будут восприниматься спокойно.
Потому имхо правильная реализация брахмавихар связана с ослабеванием Я.
И наоборот.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M В сети
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4045
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#9 Джеки » 12.03.2017, 11:54

masterjack писал(а):По своему опыту могу сказать что все эти штуки сами появляются с ослабеванием и исчезновением цепляния за воззрение о Я.
Ну, да. Получается, если мы меньше оперируем своим "Я" в отношениях с другими, то меньше на нём "спотыкаемся". Я думал об этом, но пока для меня это слишком абстрактно, чтобы применять в жизни. Я заходил "с другого конца".
Верю в Природу Будды в каждом.
Джеки M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 94
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 11.03.2017
Традиция: Ваджраяна

#10 amv » 12.03.2017, 11:59

Джеки писал(а):А что вы вкладываете в термин "невозмутимость"?
Я представляю это как способность сохранять тотальное спокойствие от любого влияния, любого раздражителя.
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1672
Сообщения: 1261
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

#11 Джеки » 12.03.2017, 12:07

amv писал(а):Я представляю это как способность сохранять тотальное спокойствие от любого влияния, любого раздражителя.
Не слишком поверхностно получается? Например, в психологии есть такой прием, который называется "спокойное присутствие". Спокойное присутствие = спокойствие + присутствие здесь и сейчас + безоценочность. Иными словами, это когда смотришь на мир как видеокамера, которая все фиксирует, но не вовлекается. Даже если "видеокамеру" окликнут по имени или назовут дурой, она никак не отреагирует - ни снаружи, ни внутри. Я владею этим приемом (разумеется, не в режиме 24 часа), но сомневаюсь, что реализовал обсуждаемую нами брахмавихару на 100%.
Верю в Природу Будды в каждом.
Джеки M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 94
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 11.03.2017
Традиция: Ваджраяна

#12 ura1 » 12.03.2017, 12:16

Джеки писал(а):Я владею этим приемом (разумеется, не в режиме 24 часа), но сомневаюсь, что реализовал обсуждаемую нами брахмавихару на 100%.
если это теряется значит есть и причина потери
1+ 000000000000000000000000000000000000000000..............
ura1 M
Аватара
Откуда: с юга
Репутация: 58
Сообщения: 498
Зарегистрирован: 07.03.2015
Традиция: Нет

  • 1

#13 amv » 12.03.2017, 12:17

Джеки,
Ну мне кажется это и есть невозмутимость, как вы описали.
Но в буддийском ключе она шире, в частности, Будда описывал невозмутимость в трех ключах:
1) плотская, в отношении чувственных удовольствий
2) духовная, в отношении восторга и удовольствия джханы.
3) в отношении собственного арахатства.
Скрытый текст
Плотская невозмутимость

И что такое, монахи, плотская невозмутимость. Монахи, есть эти пять нитей чувственного удовольствия. Какие пять? Формы.. звуки… запахи… вкусы… тактильные ощущения… – милые, приятные, чарующие, привлекательные, воспаляющие желание, соблазнительные. Таковы пять нитей чувственного удовольствия. Невозмутимость, возникающая в зависимости от этих пяти нитей чувственного удовольствия, называется плотской невозмутимостью.

Духовная невозмутимость

И что такое, монахи, духовная невозмутимость? Вот, монахи, монах, с успокоением удовольствия и боли, как и с предшествующим угасанием радости и недовольства, входит и пребывает в четвёртой джхане: [он пребывает] в чистейшей невозмутимости и осознанности, в ни-удовольствии-ни-боли. Это называется духовной невозмутимостью.

Невозмутимость, что превыше духовной

И что такое, монахи, невозмутимость, что превыше духовной [невозмутимости]? Когда монах, чьи пятна [загрязнений ума] уничтожены, пересматривает свой ум, освобождённый от жажды, освобождённый от злобы, освобождённый от заблуждения – [в нём] возникает невозмутимость. Это называется невозмутимостью, что превыше духовной.
Повторюсь, я ничего не имею против самой равностности, даже есть мысль попытаться попрактиковать вашим методом, мы просто пытаемся понять, что такое "упеккха" (именно этот термин описывает наши переводы).
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1672
Сообщения: 1261
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

#14 Джеки » 12.03.2017, 12:32

amv писал(а):Повторюсь, я ничего не имею против самой равностности, даже есть мысль попытаться попрактиковать вашим методом, мы просто пытаемся понять, что такое "упеккха" (именно этот термин описывает наши переводы).
Похоже, что мы с вами все же говорим об одном и том же: http://vbuddisme.ru/wiki/Равностность
Верю в Природу Будды в каждом.
Джеки M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 94
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 11.03.2017
Традиция: Ваджраяна

  • 1

#15 amv » 12.03.2017, 12:42

Джеки,
Ну в целом да, просто я не уверен насчет социального аспекта, я не могу припомнить таких наставлений, монахам или мирянам. Даже наоборот, есть лекции, с которых можно сделать вывод, что Будда не имел равностность отношения ко всем, например, лекции про женщин. Будда выделял лучших монахов и мирян, других призывал стремиться к их уровню. Короче, я не уверен, что это исконно буддийская практика.
Вот даже ваша личная практика - есть учителя, которых вы уважаете и считаете их "каноничными", некоторых вы слушаете с осторожностью. Это предписанный Буддой правильный подход. А упеккха - это в идеале безмерное качество, как я писал, то есть оно тотально, не выборочно.
Последний раз редактировалось amv 12.03.2017, 12:50, всего редактировалось 1 раз.
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1672
Сообщения: 1261
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

  • 4

#16 Топпер » 12.03.2017, 12:48

Равностность - это равно хорошее отношение ко всем. С меттой, каруной, мудитой.
Но это очень непросто. Не случайно упеккху ставят в конце списка.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Откуда: Ленинград
Репутация: 6056
Сообщения: 3289
Зарегистрирован: 13.06.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#17 ura1 » 12.03.2017, 13:04

Топпер писал(а):Равностность - это равно хорошее отношение ко всем. С меттой, каруной, мудитой.
Но это очень непросто...
в особенности по отношению к тем людям которые "держат камень за пазухой"; поэтому одна из рекомендаций это идти туда где тебя ненавидят, в таких местах можно проверить свое дружелюбие
1+ 000000000000000000000000000000000000000000..............
ura1 M
Аватара
Откуда: с юга
Репутация: 58
Сообщения: 498
Зарегистрирован: 07.03.2015
Традиция: Нет

#18 Джеки » 12.03.2017, 13:05

Вверх, вниз, вокруг и везде во всей полноте он наполняет всю вселенную умом, наделённым невозмутимостью – обильным, обширным, безмерным, не имеющим враждебности и недоброжелательности.
Эта цитата отсюда, из части про брахмавихары.
Если сопоставить ее с этим:
amv писал(а):Даже наоборот, есть лекции, с которых можно сделать вывод, что Будда не имел равностность отношения ко всем, например, лекции про женщин.
...получится, что Будда призывал быть равностным/невозмутимым только в теории. А на практике вел себя иначе. Вряд ли это так.
Верю в Природу Будды в каждом.
Джеки M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 94
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 11.03.2017
Традиция: Ваджраяна

  • 1

#19 amv » 12.03.2017, 13:16

Джеки писал(а):получится, что Будда призывал быть равностным/невозмутимым только в теории. А на практике вел себя иначе. Вряд ли это так.
Но неравностность не означает автоматическоого недружелюбия. Например, можно прекрасно осознавать, что женщина менее предрасположена (в целом) к монашеской практике и аскезе, но будем ли мы ее за это ненавидеть?
Но опять же, если под равностностью понимать, как написал бханте Топпер - равностно доброе, сострадательное и сорадовательное отношение ко всем, тогда да. Но если мы под равностностью подразумеваем идею неразделения людей, не оценивание их, с такой формулировкой "упекхи" можно поспорить.
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1672
Сообщения: 1261
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

#20 Джеки » 12.03.2017, 13:28

amv писал(а):Но неравностность не означает автоматическоого недружелюбия, особенно если мы говорим про Будду.
Из такой неравностности будет следовать, что разным людям нужны разные порции дружелюбия, сострадания и т. п. Значит либо равностность не нужна (зачем, если все равно ко всем по-разному относишься), либо она есть только в теории (когда медитируешь - "наполняешь вселенную", а когда общаешься с продавщицей - "каждому свое").
Верю в Природу Будды в каждом.
Джеки M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 94
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 11.03.2017
Традиция: Ваджраяна

След.

Вернуться в ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 3 гостя