Самвега

Список форумов Теория и практика ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Описание: Обсуждаем практику с позиции личного опыта.

  • 6

#1 sir-cadogan » 04.08.2017, 03:47

Заметил такую фигню: если я в разговоре затрагиваю темы страдания и смерти, люди (не буддисты) реагируют очень плохо. Порой - даже агрессивно. Им кажется, что я хочу испортить им настроение и сбить с "позитивного настроя". Понять их отношение мне непросто, потому что я как-то не боюсь этих тем и черпаю в них не отчаяние, а мотивацию.

Думал-думал над этой ситуацией и вспомнил, наконец, палийское слово "самвега". А дальше гугл мне подкинул вот эту прекрасную статью о том, чем буддийское мировоззрение принципиально отличается от остальных и в чем причина такой реакции у людей:

https://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/samvega.htm

Важно ещё отметить, что сначала у меня случилась самвега, а уже потом - буддизм как способ решения этой проблемы, а не наоборот.

Быть может, кому-то эта статья пригодится, чтобы объяснить другим свою позицию
sir-cadogan M
Аватара
Репутация: 440
Сообщения: 219
Зарегистрирован: 19.12.2015
Традиция: Тхеравада

  • 1

#2 masterjack » 04.08.2017, 05:23

Буддисты странные люди.
С каждым днем рождения они не только на один год приближаются к своей смерти,
Но также и к своему рождению ©
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4258
Сообщения: 3773
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#3 Ruslan » 04.08.2017, 07:29

sir-cadogan писал(а):Заметил такую фигню: если я в разговоре затрагиваю темы страдания и смерти, люди (не буддисты) реагируют очень плохо. Порой - даже агрессивно. Им кажется, что я хочу испортить им настроение и сбить с "позитивного настроя". Понять их отношение мне непросто, потому что я как-то не боюсь этих тем и черпаю в них не отчаяние, а мотивацию.

Думал-думал над этой ситуацией и вспомнил, наконец, палийское слово "самвега". А дальше гугл мне подкинул вот эту прекрасную статью о том, чем буддийское мировоззрение принципиально отличается от остальных и в чем причина такой реакции у людей:

https://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/samvega.htm

Важно ещё отметить, что сначала у меня случилась самвега, а уже потом - буддизм как способ решения этой проблемы, а не наоборот.

Быть может, кому-то эта статья пригодится, чтобы объяснить другим свою позицию
не все не буддисты плохо реагируют
вот допустим
https://www.youtube.com/watch?v=IoC0Zg0F0rI
мысли о смерти дают понимание как прожить правильно сегодня
мысли о смерти мотивируют к действиям
Ruslan
Репутация: 581
Сообщения: 1357
Зарегистрирован: 08.08.2015
Традиция: Нет

  • 1

#4 Vladislav » 04.08.2017, 08:37

Есть еще одно интересное наблюдение, мысль о том что "если бы жизнь не была конечной, многое потеряло бы смысл, или стало не таким ярким" - т.е. с одной стороны конечность очень пугает людей, является табуированyой темой. С другой стороны многие признают что осознание скоротечности и конечности дает жизнь такой какая она есть, хотя наверное немалая часть людей именно живут с иллюзией бесконечности своего существования.
Vladislav
Репутация: 731
Сообщения: 550
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#5 masterjack » 04.08.2017, 10:42

Вот и Максим Фурин в соседней теме пишет, что если бы была такая самвега и пасада,
То и вопросов не возникло.
Ведь по сути отсутсвие оных и пытаемся заменить верой.
Которая тоже с неба не свалится.
Такой вот замкнутый круг.
Чтобы идти нада вера, а вера обретается спустя много лет хождения.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4258
Сообщения: 3773
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#6 Satou » 04.08.2017, 11:01

Memento mori, но с приходом христианства всё пошло не так
Satou M
Репутация: 1066
Сообщения: 1328
Зарегистрирован: 30.08.2014
Традиция: Нет

  • 3

#7 Искатель » 11.08.2017, 13:52

Статья довольно "политкорректная". И, возможно, даже не столько для того писалась, чтобы раскрыть смысл "самвеги" и "пасады", (что, безусловно, сделано) сколько для того, чтобы "наладить отношения буддизма с миром". Не даром в тексте довольно широко раскрыта тема того, что Будда стал Буддой только потому, что родился в подходящем для этого социуме, где отшельников действительно уважали. Но тут ведь, кажется, ситуация двоякая. В те времена, по всей видимости, и отшельники были гораздо более могущественными, но при этом немногословными и действительно аскетичными (не моё личное мнение - опираюсь на сутты ПК, как всегда).


Пример из ПК про могущество отшельников.

Упали сутта: Упали МН 56

Скрытый текст
«Как ты думаешь, домохозяин? Является ли этот город Наланда успешным и процветающим, густонаселённым, с толпами людей?»
«Да, Господин, является».
«Как ты думаешь, домохозяин? Представь, как если бы пришёл размахивающий мечом человек и сказал: «В один момент, в одно мгновение я превращу всех живых существ в этом городе Наланде в одну груду из плоти, в одну кучу плоти». Как ты думаешь, домохозяин, смог бы этот человек сделать так?»
«Господин, даже десять, двадцать, тридцать, сорок, или даже пятьдесят человек не смогли бы в один момент, в одно мгновение превратить всех живых существ в этом городе Наланде в одну груду из плоти, в одну кучу плоти. Что может сделать один жалкий человек?»
«Как ты думаешь, домохозяин? Представь, как если бы сюда пришёл некий отшельник или жрец, обладающий сверхъестественной силой, достигший владения своим умом, и он сказал бы так: «Я превращу этот город Наланду в пепел одним лишь умственным актом злобы». Как ты думаешь, домохозяин? Мог бы такой отшельник или жрец сделать так?»
«Господин, такой отшельник или жрец, обладающий сверхъестественной силой, достигший владения своим умом, смог бы превратить в пепел десять, двадцать, тридцать, сорок, или даже пятьдесят Наланд одним единственным актом злобы, что уж говорить об одной жалкой Наланде?»11

По всей видимости, даже обычные домохозяева, такие как Упали свято верили в то, что отшельник, искусный в сосредоточении, способен даже на вот такие невероятные вещи. Вовсе не хочу сказать, что сжигать пятьдесят городов одним волевым актом - это прекрасный поступок, но тем не менее. Вряд ли повернётся язык сказать, что такой отшельник ничего не достиг на своём пути.


Пример про аскетизм отшельников.

Араннья ятанаиси сутта: Лесные провидцы СН 11.9

Скрытый текст
Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, как-то раз группа провидцев, добродетельных и хороших, поселилась в хижинах из листьев в некоей части леса. И тогда Сакка, царь дэвов, и Вепачитти, царь асуров, отправились к этим провидцам. Вепачитти, царь асуров, надел свои сапоги, крепко пристегнул свой меч, и, держа над собой зонт, вошёл к уединённым жилищам отшельников через главные ворота. Затем, повернувшись к ним левым боком, он прошёл мимо тех провидцев, добродетельных и хороших1. Но Сакка, царь дэвов, снял свои сапоги, передал меч другим, закрыл зонт и вошёл к уединённым жилищам отшельников через [обычные] ворота. Он встал с подветренной стороны, сложил ладони в почтительном приветствии и поклонился тем провидцам, добродетельным и хорошим. И затем, монахи, эти провидцы обратились к Сакке такими строфами:
«Запах провидцев, долгое время связанных обетами,
Что происходит от их тел, разносится, [летит] по ветру.
Сойди же с этого ты места, о божество о тысяче очей,
Ведь омерзителен запах провидцев, царь богов».

[Сакка]:
«Запах провидцев, долгое время связанных обетами,
Что происходит от их тел, пускай разносится по ветру.
Мы жаждем аромата этого, достопочтенные,
Точно гирлянды из цветов на голове.
Нет, дэвы не воспринимают его отвратительным»2.

Даже настолько эти отшельники предавались аскезе, что не обращали внимания на состояния своих тел. И неудивительно после этого, что даже Сакка их почитает. А много ли сейчас тех, кто до такой степени стоек в своём усердии?

Это я всё к тому, что слов говорится очень много и книг пишется не меньше, но много ли тех, кто действительно далеко продвинулся на своём пути и реально подтвердил свою веру на опыте, чтобы действительно вдохновлять своим примером. А написать много умных фраз и я могу. И, как мне опять же показалось, автор статьи не особо-то порицает тех, кто именно "продаёт" буддизм. Хотя, по идее это и есть самое гнусное, что только может быть.

Последнее предложение статьи: "Я надеюсь, что мы начнем вспоминать эти вещи и принимать их ближе к сердцу, таким образом, чтобы в нашем движении найти буддизм, который можно продать, мы не продали сами себя."

То ли это такой "оборот речи", наподобие иронии, издёвки или кирпича в чей-то огород, то ли погрешности перевода, то ли действительно никого уже не удивляет и не шокирует само по себе стремление "продавать" буддизм. Даже самих монахов. Опять же, никого не хочу дискредитировать, но подобные выражения лично меня весьма настораживают. И бросаться высокопарными речами о бессмысленности и тщетности существования после таких вот фраз... как-то вот не знаю даже, честно...
Искатель
Репутация: 552
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 26.01.2016
Традиция: Нет

  • 1

#8 sir-cadogan » 11.08.2017, 20:01

Искатель писал(а):То ли это такой "оборот речи", наподобие иронии, издёвки или кирпича в чей-то огород, то ли погрешности перевода, то ли действительно никого уже не удивляет и не шокирует само по себе стремление "продавать" буддизм.

В оригинале там слово sell. Основное его значение -" продавать", но можно ещё перевести, например, как "продвигать". Мне кажется, автор имел в виду то, что в попытке популяризировать буддизм важно не переборщить.
sir-cadogan M
Аватара
Репутация: 440
Сообщения: 219
Зарегистрирован: 19.12.2015
Традиция: Тхеравада

#9 Olivin » 13.08.2017, 23:02

sir-cadogan писал(а): буддийское мировоззрение принципиально отличается от остальных
Не знаю, принципиально ли отличается.

Человек, не переживший "самвега", не в состоянии принять основные истины и положения учения Будды. Это, если говорить о людях другой культуры, родившихся в странах, традиционно не буддийских. В буддийских же странах вовсе не каждый буддист осознает "самвега", но каждый при этом считает себя буддистом.

Вообще, способность воспринимать какое -либо учение зависит от изначальной склонности ума, особенностей и способностей конкретного человека. Не от происхождения. В восточных странах часть коренного населения принимает православие.
Olivin
Репутация: 274
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 02.11.2013
Традиция: Нет


Вернуться в ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 1 гость

cron