Статья довольно "политкорректная". И, возможно, даже не столько для того писалась, чтобы раскрыть смысл "самвеги" и "пасады", (что, безусловно, сделано) сколько для того, чтобы "наладить отношения буддизма с миром". Не даром в тексте довольно широко раскрыта тема того, что Будда стал Буддой только потому, что родился в подходящем для этого социуме, где отшельников
действительно уважали. Но тут ведь, кажется, ситуация двоякая. В те времена, по всей видимости, и отшельники были гораздо более могущественными, но при этом немногословными и
действительно аскетичными (не моё личное мнение - опираюсь на сутты ПК, как всегда).
Пример из ПК про могущество отшельников.
Упали сутта: Упали МН 56- Скрытый текст
- «Как ты думаешь, домохозяин? Является ли этот город Наланда успешным и процветающим, густонаселённым, с толпами людей?»
«Да, Господин, является».
«Как ты думаешь, домохозяин? Представь, как если бы пришёл размахивающий мечом человек и сказал: «В один момент, в одно мгновение я превращу всех живых существ в этом городе Наланде в одну груду из плоти, в одну кучу плоти». Как ты думаешь, домохозяин, смог бы этот человек сделать так?»
«Господин, даже десять, двадцать, тридцать, сорок, или даже пятьдесят человек не смогли бы в один момент, в одно мгновение превратить всех живых существ в этом городе Наланде в одну груду из плоти, в одну кучу плоти. Что может сделать один жалкий человек?»
«Как ты думаешь, домохозяин? Представь, как если бы сюда пришёл некий отшельник или жрец, обладающий сверхъестественной силой, достигший владения своим умом, и он сказал бы так: «Я превращу этот город Наланду в пепел одним лишь умственным актом злобы». Как ты думаешь, домохозяин? Мог бы такой отшельник или жрец сделать так?»
«Господин, такой отшельник или жрец, обладающий сверхъестественной силой, достигший владения своим умом, смог бы превратить в пепел десять, двадцать, тридцать, сорок, или даже пятьдесят Наланд одним единственным актом злобы, что уж говорить об одной жалкой Наланде?»11
По всей видимости, даже обычные домохозяева, такие как Упали свято верили в то, что отшельник, искусный в сосредоточении, способен даже на вот такие невероятные вещи. Вовсе не хочу сказать, что сжигать пятьдесят городов одним волевым актом - это прекрасный поступок, но тем не менее. Вряд ли повернётся язык сказать, что такой отшельник ничего не достиг на своём пути.
Пример про аскетизм отшельников.
Араннья ятанаиси сутта: Лесные провидцы СН 11.9- Скрытый текст
- Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, как-то раз группа провидцев, добродетельных и хороших, поселилась в хижинах из листьев в некоей части леса. И тогда Сакка, царь дэвов, и Вепачитти, царь асуров, отправились к этим провидцам. Вепачитти, царь асуров, надел свои сапоги, крепко пристегнул свой меч, и, держа над собой зонт, вошёл к уединённым жилищам отшельников через главные ворота. Затем, повернувшись к ним левым боком, он прошёл мимо тех провидцев, добродетельных и хороших1. Но Сакка, царь дэвов, снял свои сапоги, передал меч другим, закрыл зонт и вошёл к уединённым жилищам отшельников через [обычные] ворота. Он встал с подветренной стороны, сложил ладони в почтительном приветствии и поклонился тем провидцам, добродетельным и хорошим. И затем, монахи, эти провидцы обратились к Сакке такими строфами:
«Запах провидцев, долгое время связанных обетами,
Что происходит от их тел, разносится, [летит] по ветру.
Сойди же с этого ты места, о божество о тысяче очей,
Ведь омерзителен запах провидцев, царь богов».
[Сакка]:
«Запах провидцев, долгое время связанных обетами,
Что происходит от их тел, пускай разносится по ветру.
Мы жаждем аромата этого, достопочтенные,
Точно гирлянды из цветов на голове.
Нет, дэвы не воспринимают его отвратительным»2.
Даже настолько эти отшельники предавались аскезе, что не обращали внимания на состояния своих тел. И неудивительно после этого, что даже Сакка их почитает. А много ли сейчас тех, кто до такой степени стоек в своём усердии?
Это я всё к тому, что слов говорится очень много и книг пишется не меньше, но много ли тех, кто действительно далеко продвинулся на своём пути и реально подтвердил свою веру на опыте, чтобы действительно вдохновлять своим примером. А написать много умных фраз и я могу. И, как мне опять же
показалось, автор статьи не особо-то порицает тех, кто именно "продаёт" буддизм. Хотя, по идее это и есть самое гнусное, что только может быть.
Последнее предложение статьи: "Я надеюсь, что мы начнем вспоминать эти вещи и принимать их ближе к сердцу, таким образом, чтобы в нашем движении найти буддизм, который можно продать, мы не продали сами себя."
То ли это такой "оборот речи", наподобие иронии, издёвки или кирпича в чей-то огород, то ли погрешности перевода, то ли действительно никого уже не удивляет и не шокирует само по себе стремление "продавать" буддизм. Даже самих монахов. Опять же, никого не хочу дискредитировать, но подобные выражения лично меня весьма настораживают. И бросаться высокопарными речами о бессмысленности и тщетности существования после таких вот фраз... как-то вот не знаю даже, честно...