ТакНазываемыйАлексей писал(а):У меня несколько вопросов: было ли у кого то подобное, нормально ли это вообще? И может ли нимитта или тем более джхана «возникнуть« во сне, как следствие практики?
Вполне возможно, что эта так называемая джхана и является определенного рода сном.
Существуют различные частоты мозговых волн, которые соответствуют разным состояниям человека и могут изменять состояние.
Диапазон частот Название Примеры ситуаций, когда эти волны появляются
> 40 Hz Гамма-волны
Сильная умственная активность, включая восприятие, решение задачи, страх и осознание
13-40 Hz Бета-волны
Активность, занятое или тревожное мышление, активная концентрация, возбуждение, познание
7-13 Hz Альфа-волны
Релаксация во время бодрствования, сонливость перед сном или после сна
4-7 Hz Тета-волны
Сны, глубокая медитация, REM-сны< 4 Hz Дельта-волны
Глубокие сны без сновидений, потеря ощущения тела У медитирующих во время медитации обычно фиксируют преобладание альфа и тета волн, а также делта-волн у особо опытных практиков (
https://en.wikipedia.org/wiki/Brain_activity_and_meditation https://en.wikipedia.org/wiki/Delta_wave). Сходная картина возникает и при погружении человека в естественный сон (
https://en.wikipedia.org/wiki/Neuroscience_of_sleep). Основная разница между состояниями, возникающими во время медитации и естественным сном, похоже, заключается в наличии осознанности в состояниях вызванных медитацией, на самом деле осознанность в подобных состояниях может превышать таковую при бодрствовании во множество раз. Я бы сделал предположение, что джханы формы или первые четыре джханы – это особый тип осознанного тета-волнового сна или сна со сновидениями, а джханы не формы или бесформенные сферы – это особый тип осознанного дельта-волнового сна или глубокого сна без сновидений.
Кое- что на эту тему можно найти и в учении йоги:
Свапна — сон со сновидениями
Сон со сновидениями – это прерывистое образное состояние сознания.
Проведём ментальный эксперимент. Сравним среднего человека, пребывающего большую часть жизни в бодрствовании и адепта йоги, пребывающего в бодрствовании пару часов в сутки. По вашему, для кого из них проявленный мир бодрствование, а для кого сон?
Свапна это объективная дверь в Атман — внутреннюю вселенную. Хотя с абсолютной точке зрения Атман не отделим от Брахмана, точнее такое деление существует, но оно иллюзорно.
Свапна это пространство для объективной реальности сознания, достигшего пратьяхары — отвлечения чувств от объектов. В таком состоянии сознание нельзя назвать спящим, поскольку оно сконцентрировано на пратьяе (ментальном образе), присутствующей в уме.(
http://atalisman.ru/chetyre-sostoyaniya-soznaniya/)
Пратьяхара
В статье о четырёх состояниях сознания мы говорили о прятьяе — ментальном образе. Пратьяхара состоит из двух санскритских слов — «пратья» — форма, ментальный образ и «Хара» — одно из имён Шивы. Таким образом пратьяхара это состояние, когда форма Шивы видится во всём. Пратьяхара относится к пятой чакре и гармонизирует элемент пространства.
В «Йога-сутрах» Махариши Патанджали сказал:
При отсутствии связи со объектами, органы чувств следуют внутренней форме сознания — это есть отвлечение. Благодаря ему достигается полное подчинение органов чувств.
Деви Бхагавата Пурана говорит о пратьяхаре:
Беспрепятственно путешествуют чувства средь предметов чувств. Отведение же их силой от них пратьяхарой именуется.
Пратьяхара это закрытие дверей, окон и трубы в доме, а также кора на дереве. Пратьяхару можно сравнить с черепахой, которая втягивает конечности в панцирь.
Дхарана
Дхарана — это удержание внимания (на объекте или мысли). Дхарана относится к шестой чакре и гармонизирует сознание. Во время дхараны ум тотально концентрируется только на одном (объекте). Дхарана логически следует за пратьяхарой, поскольку удержание внимания невозможно без отвлечения чувств от помех.
Деви Бхагавата Пурана говорит о дхаране:
Удержание жизненного дыхания называется дхараной.
Дхарана это пространство внутри дома и сок дерева. Дхарану характеризует сосредоточение внимания на сути бытия. Пространство присутствует в каждом уголке дома, также как сок присутствует от корня до последнего листика дерева.
Дхьяна
Дхьяна — это непрерывное течение познавания объекта дхараны. Дхьяна относится к бинду.
Деви Бхагавата Пурана говорит о дхьяне:
Сосредоточенным умом, заключённым внутрь сознания, в Атмане Иштадэваты созерцание называется дхьяной.
Дхьяна это внутреннее убранство дома, что делает его пригодным для проживания, а также цветы дерева.(
http://atalisman.ru/ashtanga-yoga/)