ДмитрийБ писал(а):Как быть-то в такой ситуации? Достичь Джханы нельзя, говорить о ней нельзя, дифференцировать с помощью мастера нельзя и получается какой-то сферический конь в вакууме - ни с какой стороны не подойти.
Не говорит то о ней только ленивый.
Но согласитесь, что должен быть хоть какой-то объективный критерий оценки. Иначе мы просто в свои экзальтации и измышления погрузимся.
Тем более, что не каждая пити и суккха - это признак джханы. Пити и суккха и в повседневной жизни встречаются.
я в качестве минимального критерия предлагаю хотя бы 4 часа полностью неподвижно просидеть. Потому, что если человек вертится на подушке, как уж на сковородке, ёрзает каждые пять минут, а в мирской жизни живёт в обычном ритме, но при этом говорит, что достигает джхан (медитируя по 15 - 30 минут в день, а по воскресеньям позволяя себе пару баночек пива (да-да и такое встречал), то как в это поверить? В чём его достижение джхан выражается?
А ведь, как минимум образ жизни до того должен соответствовать (ну невозможно достигать джхан, если вы платите ипотеку, работаете менеджером по продажам, пытаетесь развестись в женой, да ещё и по пятницам в баре сидите) и тем более после.
Притом соответствовать адекватно, а не так, что на выходе мы получаем не вполне нормального психически человека, который уже не может адекватно оценивать мир.
. Должно ли так на корню рубить мирянский энтузиазм? )
Конечно.
Заземлять обязательно нужно. Иначе потом будет больно падать с высоты своего воздушного замка. Посмотрите и в буддизме и в христианстве учитель, духовник, гуру всегда приземляет своего ученика у коего ревность не по разуму через край переливается.
Может человек хочет знать, насколько он продвинулся в практике, оценить свой потенциал и выбрать дальнейший путь
Как правило (если говорить о джханах) то ни нас сколько обычно. А в случае, когда человек упорствует в заблуждениях, большая вероятность, что он вообще не в ту сторону идёт.
я уж за эти годы сколько повидал и джхан достигавших от второй и до восьмой. И по ступеням святости поднимавшихся. И даже Арахантами становившихся (работая бизнесс-тренером) и Ниббану узревшхи. Только вот подобное заявляют почему то одни новички. А миряне-старички сидят помалкивают. И монахи обычно ничего такого не говорят про своё продвижение.
Самое печальное, что этот тренд - духовных подвигов без основы, который стал мейнстримом в отсутствии нормальных монастырей и сложившейся системы, уже почти невозможно переломить.
А ведь происходит по сути тоже самое, что у НРД у эзотериков у йогов, у неэоиндуизстов- профанация учения. То из него випассану тащат. То джханы. То про махасиддхов начитаются и иддхи начинают искать.
Это же вообще не буддизм, по сути.
Естественно, что в таких случаях никакой веры и не возникает. И люди ходят из учения в учение из религии в религию, как по духовному супермаркету.