Радость с точки зрения буддизма

Список форумов Теория и практика ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Описание: Обсуждаем практику с позиции личного опыта.

  • 6

#21 Федор » 17.01.2014, 12:51

Медитация успокаивает ум, а не закручивает его в вихре.

И буддийская радость - это не бурная эмоция, а умиротворение, надмирская, возвышенная радость покоя, тишины и молчания
Последний раз редактировалось Федор 17.01.2014, 13:03, всего редактировалось 2 раз(а).
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#22 Каверин Алексей » 17.01.2014, 13:01

Федор писал(а):Медитация успокаивает ум, а не закручивает его в вихре.

Ну да, так и есть )

Что такое радость? Радость это интенсивное чувство лёгкости.

Когда ум отчищен и успокоен в концентрации, он становится настолько лёгким и свободным, что как бы срывается со своего обыденного положения и падает, закручиваясь как на американских горках. Если ум вдруг начинает волноваться или цепляться - всё прекращается. Если ум за что то держится, то он не сможет оторваться от земли. Это чувство падения или полёта, которое захватывает дух, и есть пити суккха о которой говорит Будда.
Во всяком случае полностью подходит под каноническое описание.

Движение заметно только на фоне стабильности. Если ум не-стабилен, он технически не может воспринимать тонкие вещи.
Когда землю тресёт - сердце не слышно.
evam me sutam
Каверин Алексей M
Аватара
Репутация: 672
Сообщения: 1119
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#23 Mira » 17.01.2014, 13:05

SV писал(а):Так или иначе, всегда была причина его появления, и, в целом, коренилась в том или ином виде жажды и заполучения некоего "объекта". Потом, со временем, ты взрослеешь, и заполучение того же самого объекта счастья уже не вызывает, как это происходит с любой часто переживаемой вещью. Постоянное её переживание приносит всё меньше и меньше удовольствия. Факт известный, и меж тем, в этом как раз заключается страдательность счастья.

Согласна. Но в раннем детстве нет ожиданий и нет воспринятия себя. Есть неудовлетворенность (например от голода или страха), но еще даже нет понимания, что это голод или страх. То есть чистая эмоция, без интеллектуальной обработки. Когда эта неудовлетворенность гасится (покормили, успокоили) возникает полярное чувство счастья (естественно до следующего момента неудовлетворенности). Но фишка в том, что нет ни желания счастья, нет ни желания избежать несчастья. Есть только бытие.
Mira F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 2229
Сообщения: 1135
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#24 Топпер » 17.01.2014, 13:12

Елена Котельникова писал(а):А могут ли они возникнуть, если ум мало сосредоточен, скорее распылен?
В слабой степени, как я понимаю, могут. Но не в виде джханового фактора.
Топпер

#25 Mira » 17.01.2014, 13:16

Ритл писал(а):По моему скромному мнению все зависит от присутствия определенного набора химических соединений в клетках головного мозга.
И сами мысли влияют на выработку тех или иных гормонов радости или тоски.

Да, Вы абсолютно правы. Поэтому, например, депрессию лечат и медикаментозно (чтобы восстановить уровень хим соединений), и тут же на уровне психотерапии, чтобы помочь взглянуть на ситуацию по новому, отказаться от деструктивных расстраивающих мыслей. Антидепрессанты вечно принимать не получиться, и человек должен быть в психологической норме к моменту их отмены.
Mira F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 2229
Сообщения: 1135
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#26 SV » 17.01.2014, 13:22

Но фишка в том, что нет ни желания счастья, нет ни желания избежать несчастья. Есть только бытие.

Ну это только совсем в младенчестве. Уже с ранних лет ребёнок прекрасно понимает, что есть и желание счастья, и желание его избегать -) Короче, жажда проявляется из скрытой склонности к жажде очень быстро.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#27 Mira » 17.01.2014, 13:38

SV писал(а):
Но фишка в том, что нет ни желания счастья, нет ни желания избежать несчастья. Есть только бытие.

Ну это только совсем в младенчестве. Уже с ранних лет ребёнок прекрасно понимает, что есть и желание счастья, и желание его избегать -) Короче, жажда проявляется из скрытой склонности к жажде очень быстро.

Тоже соглашусь. И, как показывает опыт, у всех в разные сроки и в разной степени интенсивности. Есть дети капризные, которым постоянно чего-то не хватает, а есть вполне себе довольные жизнью, большую часть времени счастливые и добрые. Но то, что и у них рано или поздно проявится жажда - это бесспорно (опять же, в сансаре здоровых нет))
Mira F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 2229
Сообщения: 1135
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#28 Панньятисса » 17.01.2014, 14:23

Mira писал(а):Интересует вот что: что такое беспричинная радость? Может быть кто-то испытывал это состояние в детстве (или испытывает сейчас), когда ты просто счастлив, ничего специально не делая, не зависимо от происходящих событий.
у меня такое в возрастной период от 11 до 15 часто было. гормоны...... :doctor:
969. buddha.am
Панньятисса
Саманера
Аватара
Репутация: 2894
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 13.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#29 Панньятисса » 17.01.2014, 14:25

Kirill писал(а):Радость без причины - признак дурачины :doctor:
без причины, даже кот вам не мявкнет.
969. buddha.am
Панньятисса
Саманера
Аватара
Репутация: 2894
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 13.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#30 Mira » 17.01.2014, 15:20

Kirill писал(а):Радость без причины - признак дурачины

А Вы знаете в чем профит (выгода) радости и счастья? Счастливый человек никому не желает зла (по крайней мере, на тот период пока он счастлив). Поэтому я бы не отказалась быть счастливой, пусть даже и дурачиной. :yes:
Mira F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 2229
Сообщения: 1135
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#31 Панньятисса » 17.01.2014, 16:03

Mira писал(а):Поэтому я бы не отказалась быть счастливой, пусть даже и дурачиной. :yes:
ну, быть дурочкой вам не грозит. :umnik: а вот счастливой вполне. да и что за счастье у дурочки или дурака? ай пад прикупить или сумочку от прада? :lol: лишь мудрые могут быть действительно счастливы. :yes:
969. buddha.am
Панньятисса
Саманера
Аватара
Репутация: 2894
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 13.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#32 Wind » 17.01.2014, 23:03

Mira писал(а):Интересует вот что: что такое беспричинная радость? состояние когда ты просто счастлив
Кстати я в свое время задался вопросом могут ли ученые мозговеды как-то уже разобрать механизм счастья, или же это явление из разряда "божественных откровений". И нашел много серьезных исследований. Оказывается, в штатах этот феномен целые научные коллективы потоптали, пока наши делали ракеты. Попробую сумировать в двух строках ... хотя надо заметить что их результат очень близок к тому что Сергей сейчас тут описал, и даже не попросил за это грантов :no:
SV писал(а):Счастье не может возникнуть без причины ... в том или ином виде жажды и заполучения некоего "объекта".

Теперь официальная версия от проф. Оксфорда Майкла Аргайла (Психология счастья)
Сначала надо разделить понятия счастья и радости - это разные вещи.
Радость это гормональный эффект, возникающий от 3х групп факторов (читай причин):
1 группа «телесных» источников радости: прием пищи, физические упражнения, секс, отдых и релаксация + эстетика и созерцание сюда же
2 группа «социальных» источников радости: общение, социальное одобрение, успешное применение собственных умений
музыка и другие виды искусства, религия
3 группа модуляторы гормонального фона: его создают либо вброс собственных гормонов (не без причины конечно если разобраться, хотя иногда как раз и непредсказуемо), либо с тем же успехом алкоголь и иной дурман.

Теперь счастье ... за него отвечает активность коры левой предлобной доли головного мозга. Переживание счастья возникает эпизодически, как некое озарение, длится недолго - лишь в редких случаях больше нескольких минут – и быстро затухает. Нейропсихический механизм счастья таков: на состояние удовлетворенности некоторой важной потребности дополнительно накладывается положительная эмоция, то есть радость по некоторому поводу, отчего состояние удовлетворенности (само по себе короткое по длительности) на время закрепляется и становится более интенсивным. Иными словами, счастье = совместное наступление удовлетворенности + радости.
... короткое, неустойчивое и обусловленное - что и требовалось доказать! :thanks:
Wind M
Аватара
Откуда: Москва - Питер
Репутация: 630
Сообщения: 463
Зарегистрирован: 13.11.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#33 Дмитрий Светлов » 18.01.2014, 12:55

Mira писал(а):Интересует вот что: что такое беспричинная радость? Может быть кто-то испытывал это состояние в детстве (или испытывает сейчас), когда ты просто счастлив, ничего специально не делая, не зависимо от происходящих событий.
Было и периодически бывает от встреч с друзьями.
Дмитрий Светлов M
Аватара
Репутация: 787
Сообщения: 410
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Ваджраяна

#34 Wind » 18.01.2014, 14:34

Дмитрий Светлов писал(а):Было и периодически бывает от встреч с друзьями.
источник 2й группы - удовлетворение жажды общения и социального признания :wink:
Wind M
Аватара
Откуда: Москва - Питер
Репутация: 630
Сообщения: 463
Зарегистрирован: 13.11.2013
Традиция: Тхеравада

#35 Vladislav » 18.01.2014, 21:39

Интересна тема счастья тем что как правило, лично например счастье воспринимается как - счастья бытия, причем достаточно не обусловленное внешними факторами, т.е. я могу вполне себе быть позитивен при куче проблем в обычной социальной жизни, существует некое внутренне противоречие в нахождение счастья через не бытие и не не бытие)))
Vladislav
Репутация: 889
Сообщения: 670
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#36 Wind » 19.01.2014, 00:09

Vladislav писал(а):я могу вполне себе быть позитивен при куче проблем в обычной социальной жизни
Да ладно! И как долго?

Опять же быть счастливым и быть просто позитивным это разные вещи. Допускаю что можно быть позитивным и в несчастье, по крайней мере какое-то время.
Wind M
Аватара
Откуда: Москва - Питер
Репутация: 630
Сообщения: 463
Зарегистрирован: 13.11.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#37 Mira » 19.01.2014, 12:45

Состояние радости (счастья), которое я имею в виду , сегодня описал Maraudeur в соседней теме: " "Я" понял меня нет.Страдать нечему боль приходит и уходит, но нет того к кому она приходила. Нет того кому она нанесла ущерб. Нет центра. Возникло чувство необычайной лёгкости,как будто отпустило после долгого напряжения... ".

Меня интересует, как такое состояние объясняется с точки зрения тхеравады (не психологии или физиологии: эндорфинный механизм на уровне тела работает по своим законам, это и так понятно).

И то, что это состояние также приходит и уходит бесспорно, но ведь оно сильно отличается от привычных моментов удовольствия (от получения желаемого, например). Это благое, полезное состояние? Как его расценивать?
Mira F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 2229
Сообщения: 1135
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#38 Федор » 19.01.2014, 13:04

Mira писал(а):И то, что это состояние также приходит и уходит бесспорно, но ведь оно сильно отличается от привычных моментов удовольствия (от получения желаемого, например). Это благое, полезное состояние? Как его расценивать?

На мой взгляд - это и важно - чем оно отличается. То есть необходимо осознавать - чем вызвано это состояние: если внутренним молчанием, отрешением и чистотой помыслов - все в порядке. Если мирским удовольствием, временным удовлетворением желаний, наслаждением жизнью - это одно их тех состояний, которые Будда считал причиной сансары.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#39 Каверин Алексей » 19.01.2014, 14:30

Mira писал(а):Состояние радости (счастья), которое я имею в виду , сегодня описал Maraudeur в соседней теме: " "Я" понял меня нет.Страдать нечему боль приходит и уходит, но нет того к кому она приходила. Нет того кому она нанесла ущерб. Нет центра. Возникло чувство необычайной лёгкости,как будто отпустило после долгого напряжения... ".

Меня интересует, как такое состояние объясняется с точки зрения тхеравады (не психологии или физиологии: эндорфинный механизм на уровне тела работает по своим законам, это и так понятно).

И то, что это состояние также приходит и уходит бесспорно, но ведь оно сильно отличается от привычных моментов удовольствия (от получения желаемого, например). Это благое, полезное состояние? Как его расценивать?

Если при этом отбрасываются 3 нижних путы, то это вхождение в поток.
1. Воззрение о «я».
2. Сомнения в отношении того, что является благим, а что является неблагим.
3. Цепляние к правилам и предписаниям. (что ритуалы ведут к Ниббане)
evam me sutam
Каверин Алексей M
Аватара
Репутация: 672
Сообщения: 1119
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#40 Александер » 19.01.2014, 20:44

Mira писал(а):И то, что это состояние также приходит и уходит бесспорно, но ведь оно сильно отличается от привычных моментов удовольствия (от получения желаемого, например).

Не сильно, только направленностью. Беспричинно - вокруг, на всё, без направления(предджхановое состояние), а при получении - на желаемый объект, внимание поглощено только им. (здесь закралась ошибка)
Mira писал(а):Это благое, полезное состояние? Как его расценивать?

Разумеется и благое и полезное состояние. Так его и расценивать.
Повторюсь:
Александер писал(а):Это предджхановое состояние. Если Вы запомните это состояние(как начинается изнутри, как продолжается), и будете его тренировать, вызывая хотя-бы раза два на дню, Вы принесёте благо себе и окружающим Вас. Побольше бы таких прозрений у людей, но не улетайте далеко и высоко(без подготовки).

Mira писал(а):Меня интересует, как такое состояние объясняется с точки зрения тхеравады

"... с оставлением объектов привязанности, с оставлением неблагих состояний [ума], с полным устранением телесной вялости, в достаточной мере оставив чувственные удовольствия, оставив неумелые качества ..." - это цитата из поучений Будды. Если Вы когда-нибудь чувствовали беспричинную радость - вот это оно самое и есть. Если нет, то Вам придётся объяснять, как это происходит. Далее в сутре идёт - "... монах входит и пребывает в первой джхане... ". Так что это -предджхановое состояние, но не приводящее к джхане из-за нетренированности ума. Хотя Будда рассказал о себе так:
"... «Я помню, как однажды, когда мой отец из клана Сакьев работал, я сидел в прохладе тенистого миртового дерева, и тогда - в достаточной мере оставив чувственные удовольствия и неумелые умственные качества - я вошёл и пребывал в первой джхане: восторг и счастье, рождённые [этим] оставлением, сопровождались направлением ума и удержанием ума. Могло ли это быть путём к просветлению?» Вслед за этим воспоминанием пришло озарение: «Это путь к Пробуждению»... "
Он вошёл в джхану неподготовленным - (нужно только сидеть, не обращать внимания на восприятия 6 каналов чувств, и оставить неумелые качества ума, как гнев, жажду и прочее,) - и поэтому далее не занимался этим.
Александер
Репутация: 101
Сообщения: 242
Зарегистрирован: 29.12.2013
Традиция: Нет

Пред.След.

Вернуться в ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 9 гостей