Страх нарушения обетов: "искушения"

Список форумов Теория и практика ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Описание: Обсуждаем практику с позиции личного опыта.

#1 Акхандха » 12.05.2014, 22:13

Я для себя стала соблюдать некоторые обеты, которых у мирян нет. Например, полного воздержания от любой сексуальной активности. И стала замечать интересную вещь:
Периодически ко мне начинает приставать во сне какой-то дух... сами понимаете... и тут как будто мысленно кто-то напоминает: "Ты же приняла обет воздерживаться от секс.активности" И я думаю, да ведь. И как будто резко обрубаю усилием воли и дух исчезает.
Или так: Снится, будто я с кем-то всё-таки вступила в контакт, причем всё происходит молниеносно, что я даже волю включить не успеваю. И я думаю там же во сне: Какой ужас, я нарушила обет, что же теперь делать.... Потом я просыпаюсь в холодном поту и понимаю, что это был сон. И думаю: "Уф, какое счастье, это был всего лишь сон..."

Я бы хотела, чтобы уважаемые монахи поделились своим опытом на эту тему, если можно. Бывает ли у Вас что-то подобное? В том числе и насчет страха нарушения других обетов.

И еще вопрос: Если такая связь с духом происходит как-то непроизвольно, раньше чем успевает воля включиться, есть ли это нарушение обета?
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 894
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

#2 Tao » 12.05.2014, 22:24

Акхандха писал(а):Или так: Снится, будто я с кем-то всё-таки вступила в контакт, причем всё происходит молниеносно, что я даже волю включить не успеваю. И я думаю там же во сне: Какой ужас, я нарушила обет, что же теперь делать.... Потом я просыпаюсь в холодном поту и понимаю, что это был сон. И думаю: "Уф, какое счастье, это был всего лишь сон..."

У меня точь-в-точь такая же ситуация с убийствами. Очень страшно просыпаться после сна в котором кого-то убил. Один раз, помню, проснулся в холодном поту, убитый горем, с мыслью: "Ну все, в этой жизни уже точно не стану сотапанной". :hz:
Скаредные не попадают в к дэвам;
Глупцы не восхваляют даяния
Tao M
Аватара
Откуда: Стокгольм
Репутация: 479
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 05.10.2013
Традиция: Тхеравада

#3 Акхандха » 12.05.2014, 22:27

Tao писал(а):с мыслью: "Ну все, в этой жизни уже точно не стану сотапанной".
:smile:
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 894
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

  • 5

#4 Елена Котельникова » 12.05.2014, 22:37

У меня вот в реальности проблемы бывают, когда на середине фразы понимаю, что говорю не совсем то, что соответствует действительности. Приходится останавливаться, оговариваться, что то уточнять, пояснять, опровергать себя же и т.п. :deg: Бывает, выглядит такое нелепо, но зато в итоге - без вранья :lol:
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3557
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#5 Алокананда » 13.05.2014, 08:38

Акхандха писал(а):Я для себя стала соблюдать некоторые обеты, которых у мирян нет. Например, полного воздержания от любой сексуальной активности. И стала замечать интересную вещь:
Периодически ко мне начинает приставать во сне какой-то дух... сами понимаете... и тут как будто мысленно кто-то напоминает: "Ты же приняла обет воздерживаться от секс.активности" И я думаю, да ведь. И как будто резко обрубаю усилием воли и дух исчезает.
Или так: Снится, будто я с кем-то всё-таки вступила в контакт, причем всё происходит молниеносно, что я даже волю включить не успеваю. И я думаю там же во сне: Какой ужас, я нарушила обет, что же теперь делать.... Потом я просыпаюсь в холодном поту и понимаю, что это был сон. И думаю: "Уф, какое счастье, это был всего лишь сон..."

Я бы хотела, чтобы уважаемые монахи поделились своим опытом на эту тему, если можно. Бывает ли у Вас что-то подобное? В том числе и насчет страха нарушения других обетов.

И еще вопрос: Если такая связь с духом происходит как-то непроизвольно, раньше чем успевает воля включиться, есть ли это нарушение обета?
имхо такие штуки происходят когда в пробужденным состоянии человек себя хорошо контролирует и физически и ментально... иногда даже подобные вспышки случаются если постоянно долго и плодотворно занят.. так что загрязнения не возникают... полная концентрация на работе например...
это является эхом тех загрязнения которые вы продавили и продавливаете с поверхности ума но корни возникновения которых еще сильны.... они со временем будут становиться все слабее и слабее - вы во сне будете спохватятся все раньше и раньше... потом сны изменяться и станут более редкими... а потом пропадут совсем....
сознание можно поменять довольно быстро и даже удерживать его в благих состояниях подсознание же меняется медленно...

и потом пожалуйста не ругайте себя за нарушение предписаний просто старайтесь в следующий раз в эту ситуацию не попасть и эту ошибку не совершить... вы до конца не можете свой ум контролировать вы можете только стараться это делать... ибо анатта
... прощайте себя и со временем начнете прощать других...
поступок> привычка> характер> судьба
Алокананда M
Откуда: http://bkalokananda@gmail.com
Репутация: 223
Сообщения: 271
Зарегистрирован: 14.04.2014
Традиция: Тхеравада

#6 Акхандха » 13.05.2014, 10:29

Топпер писал(а):У мирян, вообще говоря, есть обет целибата, когда принимается восемь обетов. Но в целом это нужно делать либо во время упосатхи, либо после определённого количества лет держания пяти обетов, когда человек понимает, что этого уже недостаточно, тогда можно переходить в следующим.
В противном случае это ревность не по разуму.

По факту я целибат соблюдаю уже много лет. :smile:
Мне всю жизнь было недостаточно)) это касается кстати не только целибата.
если бы Вы меня, бханте, знали ближе, Вы бы знали, что подобный обет ничто иное как констатация того, что уже давно наличествует в моей жизни.

Алокананда писал(а):они со временем будут становиться все слабее и слабее - вы во сне будете спохватятся все раньше и раньше... потом сны изменяться и станут более редкими... а потом пропадут совсем....
сознание можно поменять довольно быстро и даже удерживать его в благих состояниях подсознание же меняется медленно...
понятно... благодарю за пояснение, бханте.
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 894
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

#7 Акхандха » 13.05.2014, 11:41

Топпер писал(а):Например соблюдает ли пятый обет, непьющий атеист?
По сути - да. Важно ведь само действие.
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 894
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

#8 Акхандха » 13.05.2014, 12:19

Топпер писал(а):Однако и здесь можно подумать например над таким вопросом: становится ли монахом человек не прошедший упасампаду, но живущий, как монах? Т.е. соблюдающий все обеты монаха?
Человек соблюдающий монашеские обеты - это человек соблюдающий монашеские обеты, статуса монаха у него нет.
Человек прошедший упасампаду - получает статус монаха.
Однако тут всё, как мне видится, неоднозначно. Потому что прошедший упасампаду может нарушать обеты и скрывать это, а не прошедший бережно нести обеты и не имея при этом статуса монаха. Мне кажется, что тут всё дело в сути...
Опять-таки, смотря что делает человека монахом: если сама упасампада, то просто соблюдащий обеты не монах. Если сами обеты - то монах.
Мне кажется это то же самое что и с достижениями в практике. Совершенно неважно мирянин человек или монах, достигнуть может и тот и другой. И судить тут может только Будда.
В какой-то сутте кстати Будда говорил что-то типа: "Тот кто внимателен и осознан и не делает злого (короче несколько критериев нравственного плана) - тот и есть бхиккху". Буду рада если кто-то приведет эту цитату дословно - я не помню откуда она...
А как при Будде монахами становились? Было достаточно преданности 3Д и желания следовать такому образу жизни. Каков был обряд посвящения? Расскажите пожалуйста.

Это мы с Вами просто рассуждаем, не воспримите как претензии на что-то.
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 894
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

  • 3

#9 Елена Котельникова » 13.05.2014, 12:24

Мне так кажется, что обет - это не совсем тоже, что действие по факту. Обет - действие ума (на будущее), проявление такого качества как отаппа.
Например, большинство людей, к счатью, соблюдают первый обет, т.е. живут, никого не убивая. Но, по скольку, осознанно для себя этот обет не принимали, то не факт, что при каких-нибудь обстоятельствах, они его не нарушат (и не сочтут это действие правильным). Т.е. отбрасывания неблагого поведения не происходит.
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3557
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#10 SV » 13.05.2014, 12:27

Однако и здесь можно подумать например над таким вопросом: становится ли монахом человек не прошедший упасампаду, но живущий, как монах? Т.е. соблюдающий все обеты монаха?

Если говорить о плодах практики, то реальное соблюдение тех или иных вещей конечно даст реальные плоды вне зависимости от наличия/отсутствия посвящений. :eat: (при этом, как Лена правильно сказала, должно быть активное соблюдение, в виде устремления ума делать так и не делать так, а не фактическое пассивное :yes: :yes: )

Другой вопрос что именно соблюдается и зачем. А для этого нужно хорошо понимать суть того, что стоит за правилом, которое принимается для соблюдения. Если же такого понимания нет, но человек всё равно желает соблюдать - то это может быть просто лишь "цеплянием за правила и предписания", т.е. проявлением 2-ой сансарной оковы. Грубо говоря, позиция такая: "Хочу соблюдать ради соблюдения". А потом другим можно хвастаться - вот смотри я какой - соблюдаю разные соблюдалки :deg:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14259
Сообщения: 5906
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#11 Акхандха » 13.05.2014, 12:31

SV писал(а):Грубо говоря, позиция такая: "Хочу соблюдать ради соблюдения". А потом другим можно хвастаться - вот смотри я какой - соблюдаю разные соблюдалки
Это точно не про меня. :smile:

SV писал(а):Если говорить о плодах практики, то реальное соблюдение тех или иных вещей конечно даст реальные плоды вне зависимости от наличия/отсутствия посвящений.
вот для этого. и только для этого. я заинтересована именно плодами, а не тем, кто что скажет или подумает.

Елена Котельникова писал(а):Обет - действие ума (на будущее), проявление такого качества как отаппа.
Согласна.

Елена Котельникова писал(а):Мне так кажется, что обет - это не совсем тоже, что действие по факту.
Речь идет о том, что сначала было действие по факту, а потом уже закрепление обетом как единственного правильного.
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 894
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

#12 Акхандха » 13.05.2014, 13:03

Топпер писал(а):Притом это настолько важно, что мирянин одевшийся монахом, т.е. изображающий из себя монаха, по идее не должен даже приниматься в Сангху. В Таиланде по этой причине миряне никогда не примеряют рясу до пострига.
Рясу мерить никто не собирался, на статус монаха тоже никто не претендует. Тема лишь о соблюдении обетов по собственному желанию, потому что иначе не можешь, и для блага своей практики.
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 894
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

#13 Акхандха » 13.05.2014, 13:10

Топпер писал(а):чем обеты отличаются от соблюдения без обетов.
Не поняла?
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 894
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

#14 Акхандха » 13.05.2014, 13:32

Топпер писал(а):Там, где три варианта у меня написано.
а, ясно.
я к тому что соблюдение без обетов если имеет место быть - является хорошей подготовкой для принятия соответствующего обета и уже сознательного его соблюдения.
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 894
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

#15 Акхандха » 13.05.2014, 13:46

Топпер писал(а):или даже в тёмный затвор.
я бы не пошла. :smile: дикое насилие над психикой.
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 894
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

#16 Tao » 13.05.2014, 13:57

Топпер писал(а):
Акхандха писал(а):а, ясно.
я к тому что соблюдение без обетов если имеет место быть - является хорошей подготовкой для принятия соответствующего обета и уже сознательного его соблюдения.
Отнюдь не всегда. Я же говорю: ревность не по разуму.
Я когда первый раз постригся, тоже готов был пойти в тудонг или даже в тёмный затвор. Только потом понял, почему в Тае монахов сразу в тудонг не отпускают.

Почему, бханте? Психика у многих не выдерживает?
Скаредные не попадают в к дэвам;
Глупцы не восхваляют даяния
Tao M
Аватара
Откуда: Стокгольм
Репутация: 479
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 05.10.2013
Традиция: Тхеравада

#17 flyakite » 13.05.2014, 22:49

Простите меня за крайнее скудоумие, но, вот, можно ли раскрыть вот этот вариант в полном объёме? Я понимаю, насколько терминология может быть удобной и эффективной по содержанию, и в своём контексте содержать ссылки ссылки ссылки...понятные для посвящённого, но нельзя ли проще? Я не понимаю что такое Панча-сила и Пуггала... Мне иногда очень трудно читать форум в силу своей ограниченности и необходимости рыться в терминологических словарях... По крайней мере я прошу, чтобы всегда терминология пояснялась рядом в посте, коль уж используется... :agree:
Что касается обетов, то думаю, что влияние здесь более широкое, чем просто воздержание. Например, убийца сидящий в одиночной камере воздерживается от убийства. Но это вынужденое бездействие для него.
Второй вариант: обычный человек, которые просто в силу воспитания, образа жизни, воззрений не убивает людей.
Третий вариант: убийца, давший обет не убивать людей (хотя мог бы).

Как я понимаю только третий вариант это работа Панча силы в полном объёме.
И не понял я вывода...совсем. Это создание благой каммы за счёт возрастающей воли, действующей на благо? Типо если очень хочется, но нельзя, сдерживаешь себя и благая камма растёт? Типо что дороже: раскаявшийся грешник или святой поневоле?
We are analog...
flyakite
Аватара
Репутация: 41
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 22.04.2014
Традиция: Тхеравада

  • 4

#18 Акхандха » 13.05.2014, 23:02

flyakite писал(а):Я не понимаю что такое Панча-сила и Пуггала...
Панча сила - это 5 морально-нравственных правил буддиста-мирянина, 5 обетов,
как-то:

1.Я принимаю обет воздерживаться от убийства живых существ
2.Я принимаю обет воздерживаться от взятия того, что не дано
3.Я принимаю обет воздерживаться от неподобающего полового поведения
4.Я принимаю обет воздерживаться от лживой речи
5.Я принимаю обет воздерживаться от опьяняющих напитков и наркотиков, ведущих к беспечности.

Арья-пуггала - это благородные личности... люди, уже продвинувшиеся на буддийском пути, приближающиеся к просветлению... начиная с сотапанны (вошедшего в поток) тут подробнее про эти типы личностей http://theravada.ru/Teaching/Glossary/ariya.htm

с терминами можно знакомиться тут - http://theravada.ru/Teaching/glossary.htm
и задавать вопросы конечно же тоже можно :smile:
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 894
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

#19 IMHO » 16.05.2014, 14:38

Прежде чем принимать обет о сексуальном воздержании
Имеет смысл воздержаться от того что не дано
Если вам это удастся
Вопрос с остальными обетами решится сам собой.
30-40 лет для этого срок вполне нормальный.

Не запрягайте телегу впереди лошади
IMHO
Репутация: 0
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 16.05.2014
Традиция: Дзэн

#20 Акхандха » 16.05.2014, 15:08

IMHO писал(а):Имеет смысл воздержаться от того что не дано
Если вам это удастся
у меня с этим никогда не было проблем.
если честно, связи не уловила.
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 894
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 2 гостя