Как монахи понимают процесс сна и сновидения?

Список форумов Теория и практика ОТВЕЧАЮТ МОНАХИ

Описание: Вопросы русским монахам традиции Тхеравады.
Модераторы: Бхиккху, Саманеры

  • 1

#1 brookheven » 05.12.2014, 15:47

Здравствуйте, достопочтенные бхикху. В школе северного буддизма процесс сновидений рассматривается с точки зрения "Тхёдол-бардо", то есть состояние ума приближенное к смерти, к пребыванию в Бардо. А как достопочтенные монахи в процессе практики Благородного Восьмеричного Пути рассматривают сновидения, процесс сна? И каково состояние ума, по мнению монахов, после смерти? Происходит ли становление потока сознания мгновенно?
brookheven
Репутация: 13
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 25.11.2014
Традиция: Тхеравада

#2 flyakite » 05.12.2014, 20:53

brookheven писал(а):Происходит ли становление потока сознания мгновенно?
Тоже интересуюсь. Вот, кстати, нашёл отрывок, надеюсь, чем-то поможет.
По книге:
Название книги: Слова Будды
Автор книги: Ф. Л. Вудворд
Переводчик(и): Н. В. фон Бок
Издательство: Ганга
Город издания: Москва
Год издания: 2012
ISBN: 978-5-98882-156-4
8. Связанность: зачатие, рождение, младенчество, детство, зрелость, смерть и рождение
"И вот, о бхикку, в силу сочетания этих трех воз­никает развитие зародыша. В этом событии происходит встреча родителей; но если мать не зачала, если около нее не оказалось ни одного гандхарва, не происходит развитие зародыша. Опять-таки в этом событии при встрече родителей, если мать при том зачала, но вблизи не оказалось ни одного гандхарва, развития зародыша не происходит. Но когда, о бхикку, имеет место встреча родителей, когда мать зачала, когда около оказался гандхарва, тогда в силу сочетания этих трех происходит развитие зародыша."
*Гандхарва — вид божественных существ; утверждается, что они охраняют процессы зачатия.

(«Маджджхима-никая» I, 265-271)
Дети-тулку помнят свои предыдущие воплощения...Всё так сложно.
Скрытый текст
К сожалению потерял сутту, в которой Будда говорит, что любящие друг друга люди могут быть вместе. Наверное, в мире богов?
Или нет? А, может, и есть оно, Бардо?
We are analog...
flyakite
Аватара
Репутация: 42
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 22.04.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#3 Топпер » 05.12.2014, 23:00

brookheven писал(а):Здравствуйте, достопочтенные бхикху. В школе северного буддизма процесс сновидений рассматривается с точки зрения "Тхёдол-бардо", то есть состояние ума приближенное к смерти, к пребыванию в Бардо. А как достопочтенные монахи в процессе практики Благородного Восьмеричного Пути рассматривают сновидения, процесс сна?
По всей видимости процесс похож на процесс умственного воспоминания. Ментальный объект, когда сознание не перешло окончательно в бхавангу.
И каково состояние ума, по мнению монахов, после смерти? Происходит ли становление потока сознания мгновенно?
Да, мгновенно.
Топпер

  • 2

#4 Shevanatt » 06.12.2014, 01:21

Очень обширный, но исчерпывающий ответ на Ваш вопрос из "Вопросов Милинды". Вероятно будет интересно всем, кто не читал это произведение.

Скрытый текст
Почтенный Нагасена! Мужчины и женщины видят на этом свете во снах всякое: благое и греховное, виданное и не- виданное, бывалое и небывалое, страшное и нестрашное, дале-
кое и близкое, видят многие тысячи разнообразных вещей. Что же такое сон и кто его видит?
— Сон, государь, есть знамение (нимитта, т.е. образ ума), попадающее в поле сознания. Сны видят в шести случаях, государь: страдающий расстройством ветров видит сны; страдающий расстройством желчи видит сны; страдающий расстройством слизи видит сны ю; по наваждению от духов видят сны; оттого что постоян- но с чем-то сталкиваются, видят [об этом] сны; по вещему знамению видят сны. Из всех них, государь, лишь сон от вещего знамения истинен, а прочие — ложны.
— Почтенный Нагасена, если некто по вещему знамению видит сон, [то как это происходит]: само ли его сознание идет и выбирает это знамение, или же знамение приходит в поле сознания, или же кто-то другой приходит и объявляет ему?
— Само сознание не идет и не выбирает знамение, государь, и никто иной не приходит и не объявляет ему, но само знамение попадает в поле сознания. Скажем, государь, зеркало не идет само и не выбирает себе изображение, и никто иной не приводит изображение и не устанавливает его в зеркале, однако оттуда или отсюда приходит изображение и попадает в поле зеркала. Вот точно так же, государь, само сознание не идет и не выбирает знамение, и никто иной не приходит и не объяв- ляет ему, но само знамение попадает в поле сознания,
— Почтенный Нагасена, если некое сознание видит сон, то знает ли это сознание, что именно он принесет: будет ли это радостным или страшным?
— Нет, государь, само сознание не знает, что он принесет и будет ли это радостным или страшным. Но когда явилось знамение, рассказывают другим, а те разъясняют, что это значит.
— Пожалуйста, почтенный Нагасена, поясни это.
— Например, государь, на теле появляются иногда пятна, бородавки и высыпания, [предвещая собою] прибыль и убыль, честь и бесчестье, хулу и хвалу, счастье и злосчастье. Разве знают, государь, сами эти пятна и бородавки, что именно они должны произвести?
— Нет, почтенный. Если уж случилось такое, что вскочили бородавки, то на эти бородавки должны посмотреть толковате- ли знамений и сказать, какие последствия от этого будут.
— Вот точно так же, государь, если некое сознание видит сон, то само это сознание не знает, что именно он принесет и будет ли это радостным или страшным. Но когда явилось знамение, рассказывают его другим, а те разъясняют, что это значит.
— Почтенный Нагасена, спит или бодрствует тот, кто видит сновидение?
— Тот, кто видит сновидение, государь, не спит и не бодрствует. Он видит сновидение в том промежуточном [состоянии], когда наступает сон, но вхождение в бессознательное (бхаванга) еще не произошло. У того, кто крепко заснул, государь, сознание вступило в поток бессознательного. В потоке бессознательного со- знание не работает, неработающее сознание не различает при- ятного и неприятного, а если нет распознавания, то нет и сно- видения. Сновидение можно видеть тогда, когда сознание рабо- тает. Например, государь, в беспросветной, непроглядной темно- те даже в самом чистом зеркале не видно никакого изображения. Вот точно так же, государь, если человек крепко заснул и сознание вступило в поток бессознательного, то, хотя тело и продолжает существовать, сознание его не работает, а раз со- знание не работает, то сновидение увидеть невозможно. Здесь,
государь, зеркалу следует уподоблять тело, темноте уподоблять сон, свету уподоблять сознание. Или, например, государь, когда стоит туман, то солнечного сияния не видно. Солнечные лучи не исчезли, но они не достигают [земли], а раз солнечные лучи не достигают [земли], то ясного света нет. Вот точно так же, государь, если человек крепко заснул и сознание вступило в поток бессознательного, то, хотя тело и продолжает существо- вать, сознание его не работает, а раз сознание не работает, сновидение увидеть невозможно. Здесь, государь, солнцу следует уподоблять тело, туману уподоблять сон, солнечным лучам упо- доблять сознание.
В двух случаях, государь, сознание не работает, хотя тело сохранно: у того, кто крепко заснул и вошел в поток бессознательного, сознание не работает, хотя тело сохранно; и у того, кто вошел в [йогическое] торможение (ниродха-самапатти, т.е. прекращение восприятия и чувствования), сознание не работает, хотя тело сохранно. Во время бодрствования, государь, сознание подвижно, открыто, обыденно, безудержно, и в поле такого сознания знамение не попадает. Скажем, государь, как открытого, обыденного, бездеятельного, нетаящегося человека из- бегают те, кому нужно сохранить тайну, вот точно так же, государь, вещие смыслы не попадают в поле бодрствующего со- знания, а потому бодрствующий не видит снов. Или, скажем, государь, если монах себя не блюдет, дурно себя ведет, якшается с грешниками, преступает нравственность, нерадив и разбол- тан, то благие просветительные дхармы не попадают в поле его сознания, вот точно так же, государь, вещие смыслы не попа-
дают в поле бодрствующего сознания, а потому бодрствующий не видит снов.
— Почтенный Нагасена, есть ли у сна начало, середина и полнота?
— Да, государь, есть начало сна, есть середина сна, есть полнота сна.
— Каково начало, какова середина, какова полнота?
— Начало сна, государь, есть телесная скованность, обво- лакивание, слабость, вялость и нерабочее состояние тела. Когда [на человека] находит обезьянья дрема и он бодрствует [и спит] вперемежку, это середина сна. Нахождение в потоке бес- сознательного есть его полнота. Представь, государь, что некий подвижник с сосредоточенной мыслью, с неколебимым разумом, твердый в дхарме углубляется в лес, далекий от суетного шу- ма, и размышляет там о тонких предметах. Он там вовсе не спит, но сосредоточенной, нацеленной мыслью постигает тонкие предметы [своих раздумий]. Вот точно так же, государь, снови- дение видит тот, кто не вполне еще заснул и [наполовину] бодр- ствует, кто вошел в обезьянью дрему, находится в состоянии обезьяньей дремы. Здесь, государь, суетному шуму следует упо- доблять [настоящее] бодрствование, безлюдному лесу уподоб- лять состояние обезьяньей дремы; как подвижник, оставив по- зади себя суетный шум и не поддаваясь сну, находится в сред- нем состоянии и в нем постигает тонкие предметы [своих раздумий], вот точно так же сновидение видит тот, кто [как бы] бодрствует, не заснул еще вполне и находится в состоянии обезьяньей дремы.
Shevanatt
Репутация: 202
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 02.04.2014
Традиция: Нет

  • 2

#5 Кхеминда » 06.12.2014, 05:26

flyakite писал(а):К сожалению потерял сутту, в которой Будда говорит, что любящие друг друга люди могут быть вместе. Наверное, в мире богов?
Вообще это изначально в Абхидхамме говорится, а потом видимо в Вопросах Милинды тоже решили упомянуть
Кхеминда

  • 2

#6 Akaguma » 07.12.2014, 11:00

Shevanatt писал(а):В двух случаях, государь, сознание не работает, хотя тело сохранно: у того, кто крепко заснул и вошел в поток бессознательного, сознание не работает, хотя тело сохранно;
Хм, интересно. Что значит сознание не работает? Это ж не булочная, чтоб работать или нет. :yes: Это ж поток, процесс. Если процесс не работает, значит его просто нет. По пробуждению тогда, что опять запускает этот процесс? Мозг?
Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью
Akaguma M
Аватара
Откуда: Тамбов
Репутация: 329
Сообщения: 364
Зарегистрирован: 02.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#7 Топпер » 07.12.2014, 14:41

Akaguma писал(а):
Shevanatt писал(а):В двух случаях, государь, сознание не работает, хотя тело сохранно: у того, кто крепко заснул и вошел в поток бессознательного, сознание не работает, хотя тело сохранно;
Хм, интересно. Что значит сознание не работает? Это ж не булочная, чтоб работать или нет. :yes: Это ж поток, процесс. Если процесс не работает, значит его просто нет. По пробуждению тогда, что опять запускает этот процесс? Мозг?
Если бы он запусался по пробуждению, мы бы пришли к материализму, когда материя первична, а сознание вторично.

Во сне сознание (читта) находится в форме бхаванги.
Топпер

#8 Akaguma » 07.12.2014, 15:52

Топпер писал(а):Во сне сознание (читта) находится в форме бхаванги.
Насколько я понимаю, в суттах нет упоминаний об этой форме?
Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью
Akaguma M
Аватара
Откуда: Тамбов
Репутация: 329
Сообщения: 364
Зарегистрирован: 02.10.2013
Традиция: Тхеравада

#9 Топпер » 07.12.2014, 17:18

Akaguma писал(а):
Топпер писал(а):Во сне сознание (читта) находится в форме бхаванги.
Насколько я понимаю, в суттах нет упоминаний об этой форме?
Это в Абхидхамме.
Топпер

#10 Detonator » 07.12.2014, 22:58

Shevanatt писал(а):>... а потому бодрствующий не видит снов.

Очень даже видит. Просто содержимое сна тонко подстраивается под видимое и воспринимаемое прочими чувствами, что ум просто не различает.

Akaguma писал(а):Это ж не булочная, чтоб работать или нет.

Как раз как булочная. Выше же описано в отрывке:
"У того, кто крепко заснул, государь, сознание вступило в поток бессознательного. В потоке бессознательного со- знание не работает, неработающее сознание не различает при- ятного и неприятного, а если нет распознавания, то нет и сно- видения. "
Detonator
Аватара
Репутация: 947
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

#11 Satou » 08.12.2014, 13:08

Мозг работает постоянно, просто в разных режимах и разные участки задействованы, рекомендую к ознакомлению http://www.sleep.ru/lib/JourVND_63_08.pdf
Ещё интересная книжка с интересными идеями http://flibusta.net/b/185838
Satou M
Репутация: 1232
Сообщения: 1530
Зарегистрирован: 30.08.2014
Традиция: Нет


Вернуться в ОТВЕЧАЮТ МОНАХИ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 16 гостей