Известная притча

Список форумов Теория и практика КАНОНИЧЕСКИЕ ЦИТАТЫ

Описание: Хотите знать, есть ли это в Каноне? Спрашивайте.
Допускаются ответы только с приведением канонических цитат.

#1 Marine » 04.07.2019, 09:34

Будда с учениками сидел у реки и ждал лодочника. Появился йог, который перешел несколько раз по воде, и с пафосом обратился к Будде с вопросом:
- Ну, а ты, Просветленный, так можешь?
На что Будда спросил:
- Сколько времени ты затратил на то, чтобы достичь этого?
- Почти всю жизнь я затратил на то, чтобы научиться, провел много времени в суровых аскезах.
Пришел лодочник и Будда спросил его:
- Сколько стоит переправа?
- Три гроша, - ответил лодочник.
Будда, повернувшись к йогу, сказал:
- Слышал? Вот столько стоит вся твоя жизнь.
Это же можно троллить христиан!
Очень часто встречала эту притчу в разных вариантах, но с одинаковой сутью. Есть ли у неё вообще какие-нибудь канонические основания, или она полностью выдумана? Может быть, хотя бы что-то махаянское взято за основу, или пиши пропало?
Marine
Репутация: 0
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 03.07.2019
Традиция: Тхеравада

#2 ambient » 04.07.2019, 10:20

могу конечно ошибаться (память штука такая), но что-то типо такого, возможно есть в Джатаке
ambient
Репутация: 424
Сообщения: 396
Зарегистрирован: 21.09.2015
Традиция: Тхеравада

  • 3

#3 Tilakkhana » 04.07.2019, 16:12

Будда иногда демонстрировал паранормальные силы, хотя и не поощрял этого в других. Татхагата прибегал к иддхи лишь в исключительных случаях, ради обращения неверующих или побуждения учеников к ревностной практике. Такой притчи в суттах точно нет, это не стиль Будды – оценивать чужую жизнь в грошах и т.п. Кажется, что-то подобное есть в MN, где Учитель говорит какому-то брахману: зачем это хождение по водам, если есть мост? Но это надо уточнять, в какой сутте. С другой стороны, хождение по воде, как по земле, ныряние в землю, как в воду, чтение разума других и т.п. входит в традиционный перечень психических сил и может служить признаком успешной практики в джханах.

Важнее другое. Моральный и духовный подтекст, который всегда присутствует в демонстрации сил Татхагатой. В суттах Будда проявляет свое могущество с педагогической целью, например, чтобы обратить разбойника Ангулималу (MN 86): Ангулимала не может догнать Будду, хотя бежит во весь опор, тогда как Будда идет обычным шагом. В DN 24 Сунаккхатта оставляет Дхамму Будды, поскольку, по его мнению, Будда не обладает паранормальными силами. Будда показывает свои силы: предсказывает смерть неким аскетам, поднимается на высоту 7-ми пальмовых деревьев, испускает разноцветные лучи из своего тела, etc. В MN 49 Будда демонстрирует на небесах иддхи "исчезновения", тогла как Брахма и Мара терпят поражение, не умея скрыться от его всевидящего глаза (метафора паранормальной силы).

Есть сильное место в DN 16 (1.33-34), где Будда, уже перед Париниббаной, подходит с учениками к разлившемуся Гангу и видит, как множетсво людей суетятся там в поисках переправы или плота, или лодки.

Тогда Будда, так же быстро, как сильный человек может согнуть свою руку или выпрямить согнутую руку, применив иддхи, исчезает с этого берега Ганга и оказывается на том берегу вместе с сангхой бхиккху.

После чего произносит следующие стихи:

Желая переправиться через море, озеро или реку,
Люди сооружают мост или плот –
В то время как мудрые уже на том берегу.
Tilakkhana
Репутация: 119
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 26.09.2017
Традиция: Тхеравада

  • 2

#4 Топпер » 04.07.2019, 20:57

Marine писал(а):Это же можно троллить христиан!
Очень часто встречала эту притчу в разных вариантах, но с одинаковой сутью. Есть ли у неё вообще какие-нибудь канонические основания, или она полностью выдумана? Может быть, хотя бы что-то махаянское взято за основу, или пиши пропало?
Насколько я понимаю, в качестве первоисточника была использована Махапариниббана сутта:
И Благословенный приблизился к реке. В то время река Ганг переполнилась, и было наводнение. Желая перейти на ту сторону, одни стали искать плот, другие лодки, третьи делали паром из тростника. И вот как могучий человек быстро вытянул бы вперед свою руку, или сжал бы её, так и Благословенный внезапно исчез с одного берега со своими учениками и столь же внезапно появился на другом.
И тогда Благословенный, взглянув на людей, искавших лодки и плоты, изрек:

«Кто пересекает море печали,
Верным путем пройдя через его подводные мели,
Когда суетные люди вяжут себе тростниковый плот –
Те спасены мудростью!»
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 1464
Сообщения: 1191
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада


Вернуться в КАНОНИЧЕСКИЕ ЦИТАТЫ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 1 гость

cron