Вот и я говорю - как вот он так "охватывает"?
Не все ведь можно объяснить словами. Многое, что можно даже понять умом, находится за пределами слов и объяснений. Тем более то, о чем идет речь.
Список форумов › Теория и практика › ОБСУЖДЕНИЯ СУТТ
Вот и я говорю - как вот он так "охватывает"?
Не все ведь можно объяснить словами. Многое, что можно даже понять умом, находится за пределами слов и объяснений. Тем более то, о чем идет речь.
SV писал(а):Вот и я говорю - как вот он так "охватывает"? Если это некое запредельное состояние, типа джханы, то тогда можно до какой-то степени это себе представить (и то с большим трудом - примерно с таким же большим, как и представить себе ум сферы безграничного пространства). А если нет - то я просто не понимаю что вы имеете в виду, потому что наш ум ничего не умеет "охватывать".
SV писал(а):Он умеет думать о конкретных вещах. Например, умеет думать о том, что он якобы что-то там охватывает
SV писал(а):Умеет фантазировать на подобные вещи (у нас тут уже на форуме такие "просветлённые" уже бывали).
SV писал(а):Но думать об этом и фантазировать на эту тему - это не тождественно тому, что ум сам находится в таком состоянии.
SV писал(а):А я вот сильно сомневаюсь, что там речь идёт о том, что мол де, монах сидит и тупо смотрит в землю. Скорей всего речь идёт уже о медитативном внутриджхановом видении,
SV писал(а):Кстати, небезынтересно, что формула джхановой метты и формула касины совпадают во фразе "вверху, внизу, по сторонам, и т.д.", а также и там и там есть слово "безмерная".
SV писал(а):Вот [практикующий] воспринимает тотальность земли – вверху, внизу, по сторонам, недвойственную, безмерную.
Безусловно, в джхане ум особенно чистый, есть собранность ума (самадхи), но освобождение ума через любовь (и остальные брахмавихары) имеет свою собственную особенность, которая есть и вне джхан. Гнев, раздражение, враждебность являются преградами ума и помехами. Ум отторгается от того, что он не любит. И когда враждебность оставлена, то ум обретает свободу от этих преград. Как минимум это. Кроме того, например Будда говорит о не-приятном-не-болезненном освобождении ума и ясно говорит, что это четвертая джхана. Тут же ничего не говорится о джханах. И это освобождение ума есть у человека и вне джхан, говорится, что у него вообще недоброжелательность не может захватить ум. Есть сутты, где говорится о последовательных практиках монаха и где развитие брахмавихар идет перед тем, как говорится об освоении джхан.SV писал(а):Очевидно, именно в этом состоянии, т.к. именно такое джхановое освобождение ведёт к рождению в мире Брахм, и никакое иное. На то и Брахма-Вихары. И, опять же, есть достаточно много сутт, где говорится о том, что после достижения безмерного освобождения ума человек рождается в мире Брахмы.Безмерное освобождение ума - это освобождение ума через любовь, сострадание, сорадование и "равностность", но не уточняется, что именно в состоянии джханы.
Сергей, есть третья сатипаттхана, памятование об уме, где осознается состояние ума.SV писал(а):Вот и я говорю - как вот он так "охватывает"?
Ум что-то познает, он может быть соредоточен например на чем-то более узком, или наоборот на более широком. Т.к. речь зашла о живописи, например на картину можно смотреть "целиком", схватывая цельный образ, а можно например рассматривать какие-то или какую-то деталь. "Объем" ума или, если использовать термин из психологии "объем внимания" (хотя последнее м.б. не совсем то) в этих случаях будет разным. И этим можно управлять.При этом монах распознает
(1) ум со страстью, как ум со страстью;
ум без страсти, как ум без страсти;
(2) ум с отвращением, как ум с отвращением;
ум без отвращения, как ум без отвращения;
(3) ум с заблуждением, как с заблуждением;
ум без заблуждения, как без заблуждения;
(4) суженное состояние ума, как суженное состояние ума; [17]
рассеянное состояние ума, как рассеянное состояние ума; [18]
(5) просторное (махаггата) состояние ума, как просторное состояние ума; [19]
не просторное состояние ума, как не просторное состояние ума; [20]
Я думаю, и собственно это, как я понимаю, то, что написано в Висуддхимагге - что начинают вне джханы, но затем можно достичь и джхан. Но в принципе мнения и аргументы тут уже были высказаны.В топике идёт речь что мол де касины - это объекты для доджхановой медитации.
Ум что-то познает, он может быть соредоточен например на чем-то более узком, или наоборот на более широком. Т.к. речь зашла о живописи, например на картину можно смотреть "целиком", схватывая цельный образ, а можно например рассматривать какие-то или какую-то деталь. "Объем" ума или, если использовать термин из психологии "объем внимания" (хотя последнее м.б. не совсем то) в этих случаях будет разным. И этим можно управлять.
Речь в примере идет о восприятии.SV писал(а):Всё это - пример абстрактного мышления.
Речь шла о рассматривании картины. Пример был для пояснения того, что значит, что ум распространяется на какую-то область.Да, о восприятии ментального феномена, если быть точным.
Сергей О. писал(а):И я думаю (может и ошибаюсь), что практика "возвышенного освобождения ума" может начинаться вне джхан,
SV писал(а):Всё это - пример абстрактного мышления. Я лично сильно сомневаюсь, что именно об абстрактном мышлении говорится в сутте о расширении ума на некоторую область физического (подчёркиваю - физического) пространства.
Сергей О. писал(а):Например, если человек представляет себе мысль как процессы в мозге, то представление о том, что ум может распространяться на какую-то область наверное будет ему дикой. Но в буддизме все-таки рассмотрение другое. Например, когда мы смотрим на березу, и внимание на березе, где ум? Ум там, где береза.
SV писал(а):Напрямую воспринимать область размером с город (притом, сидя под каким-нить деревом в позе лотоса) - это вовсе не то же самое, что и мысленно себе эту область представлять.
Речь шла о рассматривании картины. Пример был для пояснения того, что значит, что ум распространяется на какую-то область.
SV писал(а):Вот и я говорю - как вот он так "охватывает"? Если это некое запредельное состояние...
SV писал(а):Да, о восприятии ментального феномена, если быть точным. Т.е. осознавании некоей умственной идеи, но никак не восприятия огромного куска физического пространства. Напрямую воспринимать область размером с город (притом, сидя под каким-нить деревом в позе лотоса) - это вовсе не то же самое, что и мысленно себе эту область представлять.
Про березу - это был отдельный пример, "когда человек смотрит на березу", а не про возвышенное освобождение ума.qwerty писал(а):Ум не там, где берёза, а в области пространства "возвышенного освобождения ума".
Слово "фантазирование" на мой взгляд подчеркивает, что предмет ума выдуманный, не настоящий, применительно к текущим рассуждениям о медитации по-моему он имеет негативный оттенок. Если использовать более нейтральные выражения "в уме", или даже "в воображении", то тут можно задаться вопросом, а где ум, когда мы о чем-то думаем?SV писал(а): Так вот, а в сутте речь идёт явно о прямом восприятии области пространства, сидя под деревом в медитации, а не о фантазировании "на тему"
Не совсем так. В сутте говорится: " Вот монах пребывает настроенным на область размером с подножье одного дерева, распространяя ум как возвышенный."SV писал(а):Так вот, а в сутте речь идёт явно о прямом восприятии области пространства, сидя под деревом в медитации,
Это два разных места в сутте. Так и анапанасати тоже позволяет достигать четырех джхан например. Это же не значит, что каждый, кто практикует анапанасати должен сиять, как в четвертой джхане.SV писал(а):Там же речь идёт дальше и о распространении сияния ... что опять же подтверждает тот факт, что это совершенно особое и незаурядное состояние сознания.
На мой взгляд очевидно, что тхера Нагасена (арахант, согласно традиции) имеет в виду, что когда царь подумал о месте своего рождения, его ум переместился в это место.
Это два разных места в сутте.
Так что не такие уж это всё недоступные и запредельные для обычного человека вещи.
Не знаю, что вы понимаете под "приземленным"вариантом, но предполагаю, что вы неправильно меня поняли, хотя я уже несколько раз приводил сравнение например с анапанасати. Начинают анапанасати в обычном состоянии ума, но практикуя анапанасати, люди достигали и джхан, и прозрения и освобождения.SV писал(а):Т.е. вы за приземлённый вариант, понятно. Но вы не ответили на вопрос: как так, что медитатор сидит, и его ум охватывает область размером с царство. Т.е. по-вашему, он просто представляет в уме, что это так, но не видит всего этого напрямую. Т.е. всё ж таки фантазирует.
В таком случае, кстати, может и всё остальное такая же фантазия? И джханы, и випассана и т.д. и т.п.
Арахант Ануруддха высказался кратко, а вы от меня требуете подробных разъяснений.))Но вы не ответили на вопрос: как так, что медитатор сидит, и его ум охватывает область размером с царство.
Не знаю, что вы понимаете под "приземленным"вариантом
Арахант Ануруддха высказался кратко, а вы от меня требуете подробных разъяснений.))
Я считаю, что уже поправил (ответил) в предыдущих сообщениях. ))Поправьте, если ошибаюсь
Сейчас этот форум просматривают: 32 гостя