Касина сутта

Список форумов Теория и практика ОБСУЖДЕНИЯ СУТТ

Описание: Обсуждаем конкретную сутту. Допускаются любые точки зрения.

#41 Федор » 17.12.2014, 20:31

Вот и я говорю - как вот он так "охватывает"?

Не все ведь можно объяснить словами. Многое, что можно даже понять умом, находится за пределами слов и объяснений. Тем более то, о чем идет речь.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#42 SV » 17.12.2014, 20:48

Не все ведь можно объяснить словами. Многое, что можно даже понять умом, находится за пределами слов и объяснений. Тем более то, о чем идет речь.

Вот и я говорю, что описываемая вещь выходит за рамки заурядного сознания. По описанию совпадает с сознанием брахм, миры которых, в свою очередь, соответствуют уровням джхан.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#43 qwerty » 17.12.2014, 21:31

SV писал(а):Вот и я говорю - как вот он так "охватывает"? Если это некое запредельное состояние, типа джханы, то тогда можно до какой-то степени это себе представить (и то с большим трудом - примерно с таким же большим, как и представить себе ум сферы безграничного пространства). А если нет - то я просто не понимаю что вы имеете в виду, потому что наш ум ничего не умеет "охватывать".

Наш ум может охватывать и распостраняться, джханы для этого необязательны. Опять повторю цитату:

"Не ухватив образ ума, кто-либо реализует Правильные Взгляды (вступление в поток)" - это невозможно.
"Не реализовав Правильных Взглядов, кто-либо реализует Правильное Сосредоточение (джханы)" - это невозможно.
"Не реализовав Правильного Сосредоточения, кто-либо отбросит путы" - это невозможно.
"Не отбросив путы, кто-либо реализует Ниббану" - это невозможно.

Здесь образ ума идёт перед правильными взглядами. Значит, это может быть у любого заурядного человека.

SV писал(а):Он умеет думать о конкретных вещах. Например, умеет думать о том, что он якобы что-то там охватывает

Когда он перестаёт думать о конкретных вещах, он может заниматься любыми практиками.

SV писал(а):Умеет фантазировать на подобные вещи (у нас тут уже на форуме такие "просветлённые" уже бывали).

Опять кидаете камни ... Некрасиво(некрасит).

SV писал(а):Но думать об этом и фантазировать на эту тему - это не тождественно тому, что ум сам находится в таком состоянии.

У того, кто схватил образ ума - нет фантазий на эту тему. Он знает, когда он находится в уме, и когда - вне.
qwerty
Репутация: 172
Сообщения: 421
Зарегистрирован: 31.03.2014
Традиция: Нет

  • 1

#44 М_а_р_к » 17.12.2014, 21:39

а, может, все-таки будет кому как удобнее? кто-то цвет воспримет, кто-то форму? это я к синему горшку... мне тут скрябин вспомнился с его цветомузыкой - тоже не каждый обычный слушатель поймет, какого цвета музыку он пишет.... Кто-то слушает музыку. Кто-то видит ее цвет, и, в результате, богаче воспринимает содержание...
Путь в тысячу миль
начинается с одного шага
М_а_р_к M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1747
Сообщения: 1592
Зарегистрирован: 15.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#45 qwerty » 17.12.2014, 21:56

SV писал(а):А я вот сильно сомневаюсь, что там речь идёт о том, что мол де, монах сидит и тупо смотрит в землю. Скорей всего речь идёт уже о медитативном внутриджхановом видении,

В этой сутте(Чула-суньята) речь идёт о практике, которую прошёл сам Будда под руководством своих учителей - освобождение мудростью. А вот касины - джхановые достижения.

SV писал(а):Кстати, небезынтересно, что формула джхановой метты и формула касины совпадают во фразе "вверху, внизу, по сторонам, и т.д.", а также и там и там есть слово "безмерная".

Разница в том, что при метте происходит действие(распостранение, охват), а при касине - восприятие(пассивное):

SV писал(а):Вот [практикующий] воспринимает тотальность земли – вверху, внизу, по сторонам, недвойственную, безмерную.

Неплохо было бы поговорить с человеком занимающимся этими практиками.
qwerty
Репутация: 172
Сообщения: 421
Зарегистрирован: 31.03.2014
Традиция: Нет

  • 1

#46 Сергей О. » 17.12.2014, 22:48

SV писал(а):
Безмерное освобождение ума - это освобождение ума через любовь, сострадание, сорадование и "равностность", но не уточняется, что именно в состоянии джханы.
Очевидно, именно в этом состоянии, т.к. именно такое джхановое освобождение ведёт к рождению в мире Брахм, и никакое иное. На то и Брахма-Вихары. И, опять же, есть достаточно много сутт, где говорится о том, что после достижения безмерного освобождения ума человек рождается в мире Брахмы.
Безусловно, в джхане ум особенно чистый, есть собранность ума (самадхи), но освобождение ума через любовь (и остальные брахмавихары) имеет свою собственную особенность, которая есть и вне джхан. Гнев, раздражение, враждебность являются преградами ума и помехами. Ум отторгается от того, что он не любит. И когда враждебность оставлена, то ум обретает свободу от этих преград. Как минимум это. Кроме того, например Будда говорит о не-приятном-не-болезненном освобождении ума и ясно говорит, что это четвертая джхана. Тут же ничего не говорится о джханах. И это освобождение ума есть у человека и вне джхан, говорится, что у него вообще недоброжелательность не может захватить ум. Есть сутты, где говорится о последовательных практиках монаха и где развитие брахмавихар идет перед тем, как говорится об освоении джхан.

SV писал(а):Вот и я говорю - как вот он так "охватывает"?
Сергей, есть третья сатипаттхана, памятование об уме, где осознается состояние ума.
При этом монах распознает
(1) ум со страстью, как ум со страстью;
ум без страсти, как ум без страсти;
(2) ум с отвращением, как ум с отвращением;
ум без отвращения, как ум без отвращения;
(3) ум с заблуждением, как с заблуждением;
ум без заблуждения, как без заблуждения;
(4) суженное состояние ума, как суженное состояние ума; [17]
рассеянное состояние ума, как рассеянное состояние ума; [18]
(5) просторное (махаггата) состояние ума, как просторное состояние ума; [19]
не просторное состояние ума, как не просторное состояние ума; [20]
Ум что-то познает, он может быть соредоточен например на чем-то более узком, или наоборот на более широком. Т.к. речь зашла о живописи, например на картину можно смотреть "целиком", схватывая цельный образ, а можно например рассматривать какие-то или какую-то деталь. "Объем" ума или, если использовать термин из психологии "объем внимания" (хотя последнее м.б. не совсем то) в этих случаях будет разным. И этим можно управлять.
Другое дело, что в джханах ум более устойчивый, чистый и т.д. И я думаю (может и ошибаюсь), что практика "возвышенного освобождения ума" может начинаться вне джхан, а в ходе именно такой практики человек может наверное достичь в этом и джхан (другой вариант, что джхан достигают через другое, а потом уже практикуют то, что описано в МН128).

В топике идёт речь что мол де касины - это объекты для доджхановой медитации.
Я думаю, и собственно это, как я понимаю, то, что написано в Висуддхимагге - что начинают вне джханы, но затем можно достичь и джхан. Но в принципе мнения и аргументы тут уже были высказаны.
Сергей О. M
Откуда: Жуковский
Репутация: 278
Сообщения: 202
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#47 SV » 17.12.2014, 23:10

Ум что-то познает, он может быть соредоточен например на чем-то более узком, или наоборот на более широком. Т.к. речь зашла о живописи, например на картину можно смотреть "целиком", схватывая цельный образ, а можно например рассматривать какие-то или какую-то деталь. "Объем" ума или, если использовать термин из психологии "объем внимания" (хотя последнее м.б. не совсем то) в этих случаях будет разным. И этим можно управлять.

Всё это - пример абстрактного мышления. Я лично сильно сомневаюсь, что именно об абстрактном мышлении говорится в сутте о расширении ума на некоторую область физического (подчёркиваю - физического) пространства. По мне - это такое, как бы сказать, слишком упрощённое понимание, попытка занизить и упростить то, что в реальности представляет собой гораздо более продвинутую вещь.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#48 Сергей О. » 18.12.2014, 00:25

SV писал(а):Всё это - пример абстрактного мышления.
Речь в примере идет о восприятии.
А вообще имеет значение, каких взглядов придерживается человек (и соответственно, какие образы он строит в своем уме) в отношении таких явлений как сознание, ум и т.д. Например, если человек представляет себе мысль как процессы в мозге, то представление о том, что ум может распространяться на какую-то область наверное будет ему дикой. Но в буддизме все-таки рассмотрение другое. Например, когда мы смотрим на березу, и внимание на березе, где ум? Ум там, где береза.
Сергей О. M
Откуда: Жуковский
Репутация: 278
Сообщения: 202
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#49 SV » 18.12.2014, 01:04

Да, о восприятии ментального феномена, если быть точным. Т.е. осознавании некоей умственной идеи, но никак не восприятия огромного куска физического пространства. Напрямую воспринимать область размером с город (притом, сидя под каким-нить деревом в позе лотоса) - это вовсе не то же самое, что и мысленно себе эту область представлять.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#50 Сергей О. » 18.12.2014, 01:37

Да, о восприятии ментального феномена, если быть точным.
Речь шла о рассматривании картины. Пример был для пояснения того, что значит, что ум распространяется на какую-то область.
Сергей О. M
Откуда: Жуковский
Репутация: 278
Сообщения: 202
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

#51 qwerty » 18.12.2014, 08:16

Сергей О. писал(а):И я думаю (может и ошибаюсь), что практика "возвышенного освобождения ума" может начинаться вне джхан,

Не ошибаетесь. Это как писал SV предджхановое состояние, не ведущее к джханам.

SV писал(а):Всё это - пример абстрактного мышления. Я лично сильно сомневаюсь, что именно об абстрактном мышлении говорится в сутте о расширении ума на некоторую область физического (подчёркиваю - физического) пространства.

Да, это так. Абстрактное мышление происходит в мозге, как в цитате: (воспринимая формы внутренне)

(1) Вот [практикующий], воспринимая формы внутренне, видит формы внешне – ограниченные, красивые или уродливые. Преодолев их, он воспринимает так: «Я знаю, я вижу». Такова первая сфера преодоления.
(2) Вот [практикующий], воспринимая формы внутренне, видит формы внешне – безмерные, красивые или уродливые. Преодолев их, он воспринимает так: «Я знаю, я вижу». Такова вторая сфера преодоления.

А вот практика "возвышенного освобождения ума", как в цитате: (не воспринимая формы внутренне)

(3) Вот [практикующий], не воспринимая формы внутренне, видит формы внешне – ограниченные, красивые или уродливые. Преодолев их, он воспринимает так: «Я знаю, я вижу». Такова третья сфера преодоления.
(4) Вот [практикующий], не воспринимая формы внутренне, видит формы внешне – безмерные, красивые или уродливые. Преодолев их, он воспринимает так: «Я знаю, я вижу». Такова четвёртая сфера преодоления.

Сергей О. писал(а):Например, если человек представляет себе мысль как процессы в мозге, то представление о том, что ум может распространяться на какую-то область наверное будет ему дикой. Но в буддизме все-таки рассмотрение другое. Например, когда мы смотрим на березу, и внимание на березе, где ум? Ум там, где береза.

Ум не там, где берёза, а в области пространства "возвышенного освобождения ума". У каждого практика своя область - начиная от подножья одного дерева до области размером с землю, ограниченную океаном. Выше сказано - он не воспринимает формы внутренне(в мозге), а видит формы внешне.

SV писал(а):Напрямую воспринимать область размером с город (притом, сидя под каким-нить деревом в позе лотоса) - это вовсе не то же самое, что и мысленно себе эту область представлять.

Да, мысленно - это воспринимая формы внутренне в мозге, а не воспринимая формы внутренне вполне возможно охватить умом область начиная от подножья одного дерева до области размером с землю, ограниченную океаном(в зависимости от практикующего).
qwerty
Репутация: 172
Сообщения: 421
Зарегистрирован: 31.03.2014
Традиция: Нет

  • 1

#52 SV » 18.12.2014, 08:48

Речь шла о рассматривании картины. Пример был для пояснения того, что значит, что ум распространяется на какую-то область.

Да, но вы не можете рассматривать картину, сидя под деревом в позе лотоса с закрытыми глазами. О чём я и толкую. Вы, сидя под деревом, можете только воображать её ментальную проекцию. И это будет совсем не то же самое, что и видеть картину непосредственно. Так вот, а в сутте речь идёт явно о прямом восприятии области пространства, сидя под деревом в медитации, а не о фантазировании "на тему" (и в МН 121 - очевидно, в точности о том же самом, когда сказано о прямом восприятии леса, земли и так далее). Там же речь идёт дальше и о распространении сияния (очевидно, сияния ума, если брать в расчёт МН 127) на эту самую область - что опять же подтверждает тот факт, что это совершенно особое и незаурядное состояние сознания. Если даже это не джхана как таковая, то это сильно близко к ней, и бесконечно далеко от обычного сознания, даже пытающегося как-то там и что-то там практиковать типичного медитатора. Короче говоря, это не то, что каждый человек может взять и начать делать, просто решив помедитировать.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#53 Detonator » 18.12.2014, 10:42

SV писал(а):Вот и я говорю - как вот он так "охватывает"? Если это некое запредельное состояние...

Да, именно "охватывает" что то вовне, как сейчас он "охватывает" конкретно ваш мозг и тело. "охватывает" значит знает, является этим.
У меня раз было такое вот спонтанное касание другого человека, краткое и достаточно неожиданное.
Повторить намеренно это я не могу, но теперь мне вполне ясно что поразумевается в основе сиддхи "понимать языки других людей, зверей, птиц". Наверное работает и с предметами тоже.
Detonator
Аватара
Репутация: 947
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

#54 Федор » 18.12.2014, 15:59

SV писал(а):Да, о восприятии ментального феномена, если быть точным. Т.е. осознавании некоей умственной идеи, но никак не восприятия огромного куска физического пространства. Напрямую воспринимать область размером с город (притом, сидя под каким-нить деревом в позе лотоса) - это вовсе не то же самое, что и мысленно себе эту область представлять.

Безграничное пространство - это не объекты в пространстве (не город, не область физического пространства), а чистое пространство, без каких бы то ни было объектов в нем. Да, это состояние ума, а не восприятие чего-то внешнего.
Понять это легко. Достичь трудно.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#55 Федор » 18.12.2014, 19:27

Безграничное пространство, как и безграничное сознание - это не охваченность умом мира, а очищение пространства и, что особенно важно, сознания от этого мира и его объектов. В чем, собственно, и заключается смысл и цель джхан и освобождения в целом.

Любая форма в этом процессе менее всего уместна.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#56 Сергей О. » 18.12.2014, 23:16

qwerty писал(а):Ум не там, где берёза, а в области пространства "возвышенного освобождения ума".
Про березу - это был отдельный пример, "когда человек смотрит на березу", а не про возвышенное освобождение ума.

SV писал(а): Так вот, а в сутте речь идёт явно о прямом восприятии области пространства, сидя под деревом в медитации, а не о фантазировании "на тему"
Слово "фантазирование" на мой взгляд подчеркивает, что предмет ума выдуманный, не настоящий, применительно к текущим рассуждениям о медитации по-моему он имеет негативный оттенок. Если использовать более нейтральные выражения "в уме", или даже "в воображении", то тут можно задаться вопросом, а где ум, когда мы о чем-то думаем?

В "Вопросах Милинды" есть такое место (pdf без распознавания текста, так что привожу картинку):
mb1.png

mb2.png

На мой взгляд очевидно, что тхера Нагасена (арахант, согласно традиции) имеет в виду, что когда царь подумал о месте своего рождения, его ум переместился в это место.

SV писал(а):Так вот, а в сутте речь идёт явно о прямом восприятии области пространства, сидя под деревом в медитации,
Не совсем так. В сутте говорится: " Вот монах пребывает настроенным на область размером с подножье одного дерева, распространяя ум как возвышенный."

SV писал(а):Там же речь идёт дальше и о распространении сияния ... что опять же подтверждает тот факт, что это совершенно особое и незаурядное состояние сознания.
Это два разных места в сутте. Так и анапанасати тоже позволяет достигать четырех джхан например. Это же не значит, что каждый, кто практикует анапанасати должен сиять, как в четвертой джхане.

По поводу "широкого" (махагата") сознания, я думаю, что в обычном, отнюдь не джхановом, состоянии сознания многим знакомо такое, когда человек например где-нибудь за городом поднимается на холм или горку и видит перед собой просторы лесов или полей (и его взгляд и ум "охватывает" или "распространяется" на весь этот простор) и возникает ощущение пространства, простора (и некоей свободы). Так что не такие уж это всё недоступные и запредельные для обычного человека вещи.
Сергей О. M
Откуда: Жуковский
Репутация: 278
Сообщения: 202
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#57 SV » 18.12.2014, 23:24

На мой взгляд очевидно, что тхера Нагасена (арахант, согласно традиции) имеет в виду, что когда царь подумал о месте своего рождения, его ум переместился в это место.

Пусть так тот монах посчитал. Но на мой взгляд - это неправильное объяснение. Ум не отправится в реальности туда, о чём ты подумал, если ты просто лишь об этом подумал.

Это два разных места в сутте.

Два разных, но в одном контексте, что важно. Да и Брахма тоже "распространяет". А Брахма-то совсем не зауряден.

Так что не такие уж это всё недоступные и запредельные для обычного человека вещи.

Т.е. вы за приземлённый вариант, понятно. Но вы не ответили на вопрос: как так, что медитатор сидит, и его ум охватывает область размером с царство. Т.е. по-вашему, он просто представляет в уме, что это так, но не видит всего этого напрямую. Т.е. всё ж таки фантазирует.

В таком случае, кстати, может и всё остальное такая же фантазия? И джханы, и випассана и т.д. и т.п. Просто сидишь и думаешь об этом. Представляешь себе в уме. Если удаётся представить, вообразить - это есть, это типа "достигается". Не удаётся, значит нет, не достигается.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#58 Сергей О. » 18.12.2014, 23:29

SV писал(а):Т.е. вы за приземлённый вариант, понятно. Но вы не ответили на вопрос: как так, что медитатор сидит, и его ум охватывает область размером с царство. Т.е. по-вашему, он просто представляет в уме, что это так, но не видит всего этого напрямую. Т.е. всё ж таки фантазирует.

В таком случае, кстати, может и всё остальное такая же фантазия? И джханы, и випассана и т.д. и т.п.
Не знаю, что вы понимаете под "приземленным"вариантом, но предполагаю, что вы неправильно меня поняли, хотя я уже несколько раз приводил сравнение например с анапанасати. Начинают анапанасати в обычном состоянии ума, но практикуя анапанасати, люди достигали и джхан, и прозрения и освобождения.

Но вы не ответили на вопрос: как так, что медитатор сидит, и его ум охватывает область размером с царство.
Арахант Ануруддха высказался кратко, а вы от меня требуете подробных разъяснений.))
Сергей О. M
Откуда: Жуковский
Репутация: 278
Сообщения: 202
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

#59 SV » 18.12.2014, 23:34

Не знаю, что вы понимаете под "приземленным"вариантом

Под приземлённым имею в виду то, что когда речь идёт о запредельном состоянии сознания, вы объясняете, что такое это состояние вовсе никакое не запредельное и доступно любому, даже вообще не-медитатору.

Арахант Ануруддха высказался кратко, а вы от меня требуете подробных разъяснений.))

Я просто попросил разъяснить, что если описываемое в сутте - это то самое обычное состояние ума (ваш пример с картиной или горой) - то как тогда это объяснить, если человек не видит этих вещей, а сидит в медитации. Далее я выразил предположение, что, наверное, вы скажете, что он просто фантазирует на эту тему (представляет, воображает себе участок земли, которое занимает царство) - и вот и всё, это как бы и есть прямое восприятие этого участка земли в медитации (и именно об этом и речь в сутте). Поправьте, если ошибаюсь :shy:

PS: Кстати, в пользу моей версии также говорит и то, что объясняет Ануруддха - а не какой-то другой монах :smile: Аргумент косвенный, но всё же :shy:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#60 Сергей О. » 18.12.2014, 23:46

Поправьте, если ошибаюсь :shy:
Я считаю, что уже поправил (ответил) в предыдущих сообщениях. ))
Сергей О. M
Откуда: Жуковский
Репутация: 278
Сообщения: 202
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

Пред.След.

Вернуться в ОБСУЖДЕНИЯ СУТТ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 32 гостя

cron