Сутта о подметании

Список форумов Теория и практика ОБСУЖДЕНИЯ СУТТ

Описание: Обсуждаем конкретную сутту. Допускаются любые точки зрения.

#1 petrov » 29.01.2016, 17:58

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста сутта, где Будда даёт учение не очень умному монаху, о том чтобы Всё свою время тот уделял наблюдению за подметанием. И в итоге тот монах стал архатом. Хоть больше делать ничего и не умел. Заранее благодарен!
petrov
Репутация: 0
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 17.12.2014
Традиция: Тхеравада

#2 zRo » 29.01.2016, 18:00

есть комментарий к строфе из Дхаммапады, только там фигурирует не подметание, а очищение грязной ткани.
Metalove is metta
zRo M
Аватара
Откуда: Сосновый Бор/Санкт-Петербург
Репутация: 1183
Сообщения: 867
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#3 petrov » 29.01.2016, 18:07

Да не. В той сутте вроде о подметании. Хотя может это махаянская сутта.
petrov
Репутация: 0
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 17.12.2014
Традиция: Тхеравада

#4 masterjack » 29.01.2016, 18:19

это у ОШО такое было.
из какого-то дзена рассказ.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#5 petrov » 29.01.2016, 18:23

А не подскажете где этот рассказ можно найти.
И вообще такое возможно-если всю свою осознанность пускать на какое то кнкретное дело, можно ли достичь освобождения.?
petrov
Репутация: 0
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 17.12.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#6 masterjack » 29.01.2016, 18:36

:)
мое мнение может совпадать с некоторыми другими, а может и не совпадать.
дело в том, что ваш ум всегда уделяет вниманию какому-то конкретному делу.
иначе как это дело будет делаться.

суть идей Будды (имхо) отстранить ум от некоторых дел, выработать привычку не вовлекаться в эти дела.
помнить о благих делах и вовлекаться в благие дела и поступки.

все это невозможно реализовать без пристального внимания к тому, что вы сейчас делаете и о чем думаете.

потому, можно утверждать, что обращая внимание на то, что вы сейчас делаете и постепенно переходить на не поступки,
к которым призывал Будда - можно достичь освобождения.

но если вы думаете что это произойдет завтра или через неделю - не факт.
может конечно и произойдет, кто ваш ум знает :)

но пока встречаются люди у которых впереди много лет практики и работы над своим умом.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#7 petrov » 29.01.2016, 18:39

Спасибо за ответ masterjack!
petrov
Репутация: 0
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 17.12.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#8 masterjack » 29.01.2016, 18:42

не успел добавить в ответ.

говорят, что суттами зовут высказывание Будды.
в остальных случаях это притчи. сказки, истории, что конечно не убавляет ценности некоторых из них.

вот кстати сутта, пусть не о подметальщике, но о фермере:

АН 3.91 Аччайика сутта
Три неотложных дела домохозяина-фермера

«Есть три неотложных дела домохозяина-фермера. Какие три?
Вот фермер быстро подготавливает поле так, чтобы оно было хорошо вспахано и взборонено. Быстро подготовив поле так, чтобы оно было хорошо вспахано и взборонено, он быстро сеет семена. Быстро посадив семена, он быстро запускает [на поле] воду и, затем, выпускает.
Таковы три неотложных дела фермера-домохозяина. И теперь фермер не имеет власти [чтобы повелевать]: «Пусть мой посев взойдёт сегодня, пусть зёрна появятся завтра, пусть они созреют послезавтра». Но только когда пришло время, посевы фермера взойдут, зёрна появятся и созреют.
Точно также есть три неотложных дела монаха. Какие три? Развитие возвышенной нравственности, развитие возвышенного ума, развитие возвышенной мудрости. Таковы три неотложных дела монаха. И теперь монах не имеет власти [чтобы повелевать]: «Пусть мой ум будет освобождён от загрязнений за счёт отсутствия привязанностей сегодня, или завтра, или послезавтра». Но только когда пришло время, его ум будет освобождён от загрязнений за счёт отсутствия привязанностей.
Таким образом, монахи, вы должны тренировать себя так: «Сильным будет наше желание развивать возвышенную нравственность. Сильным будет наше желание развивать возвышенный ум. Сильным будет наше желание развивать возвышенную мудрость». Вот так вы должны тренировать себя».
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#9 SV » 29.01.2016, 20:33

И вообще такое возможно-если всю свою осознанность пускать на какое то кнкретное дело, можно ли достичь освобождения.?

Нет, нельзя.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#10 Иван » 29.01.2016, 21:20

SV писал(а):
И вообще такое возможно-если всю свою осознанность пускать на какое то кнкретное дело, можно ли достичь освобождения.?

Нет, нельзя.


Как говорится в том анекдоте, "Неет, позвольте!" А если анапанасати и 4 безмерных считать "конкретными делами" ?
Иван M
Аватара
Репутация: 168
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 31.10.2015
Традиция: Тхеравада

  • 3

#11 masterjack » 29.01.2016, 21:36

Иван писал(а):А если анапанасати и 4 безмерных считать "конкретными делами" ?
не забывайте про двух учителей Будды, достигавших и учивших.
но не постигших освобождения.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#12 Панньятисса » 30.01.2016, 05:37

это чаньская история. подметаю двор- подметаю ум.
969. buddha.am
Панньятисса
Саманера
Аватара
Репутация: 2894
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 13.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#13 saniaoi » 30.01.2016, 11:24

masterjack писал(а):
Иван писал(а):А если анапанасати и 4 безмерных считать "конкретными делами" ?
не забывайте про двух учителей Будды, достигавших и учивших.
но не постигших освобождения.
осознанность приведет к сознательности.
сознательность приведет к выбору и совершению благих или неблагих поступков, дейтвий.
действия приведут к последствиям.
последствия дадут познание истины.
далее последуют следующие выбор и следующие действия.
.. и наступит момент когда выбирать НЕЧЕГО или НЕИЗЧЕГО.
и наступает внутренняя ............
ну, кто сделает тот увидит ЧТО получается. :)
saniaoi
Репутация: 101
Сообщения: 424
Зарегистрирован: 22.01.2015
Традиция: Нет

  • 3

#14 The Коля » 30.01.2016, 12:03

По идее если созерцать возникновение и исчезновение загрязнений (оков) по шести сферам чувств, возможно очищать ум все больше и больше. Плоды сами проявятся (самадхи, сила, паннья и.т.д.). Количество перейдет в качество и однажды — Бабах! Спонатанное пробуждение.
Чистый ум увидит реальность такой, какая она есть на самом деле, без пролиферации (разрастаний, папанча) и невежество уничтожится.

Сказано, что тот, кто наблюдает хотябы одну благородную Истину, то наблюдает и все четыре!

Можно наблюдать истину о страдании или можно сосредоточится на причине — это будет равноценно:
http://dhamma.ru/canon/dn/dn22.htm
(2) А в чем состоит
благородная истина о
происхождении страдания? Жажда
(tanhā) , которая приводит к
повторному рождению, –
сопровождаемая наслаждением и
страстью, находящая
удовольствие то в одном, то в
другом, – то есть жажда
чувственности, жажда
становления, жажда не-
становления.
И где эта возникающая жажда
возникает и где эта обитающая
жажда обитает? Что бы в мире ни
казалось приятным и милым,
здесь эта возникающая жажда
возникает и здесь обитающая
обитает.
А что же в мире кажется
приятным и милым? Зрение в
мире кажется приятным и милым:
здесь эта возникающая жажда
возникает и здесь обитающая
обитает.
Слух ... Обоняние ... Чувство
вкуса ... Осязание ... Рассудок
(mano) ...
Формы ... Звуки ... Запахи ...
Вкусы ... Тактильные ощущения
... Понятия (dhammā) ...
Сознание (viññāna) зрения ...
Сознание обоняния ... Сознание
ощущения вкуса ... Сознание тела
... Сознание рассудка ...
Соприкосновение
(samphasso) зрения ...
Соприкосновение обоняния ...
Соприкосновение чувства вкуса
... Соприкосновение тела ...
Соприкосновение рассудка ...
Ощущение (vedanā) ,
рожденное соприкосновением
зрения ... Ощущение, рожденное
соприкосновением обоняния ...
Ощущение, рожденное
соприкосновением чувства вкуса
... Ощущение, рожденное
соприкосновением осязания ...
Ощущение, рожденное
соприкосновением рассудка ...
Распознавание (sañña) форм
... Распознавание звуков ...
Распознавание запахов ...
Распознавание вкусов ...
Распознавание тактильных
ощущений ... Распознавание
понятий ...
Побуждение (sañcetanā) по
отношению к формам ...
побуждение по отношению к
звукам ... побуждение по
отношению к запахам ...
побуждение по отношению к
вкусам ... побуждение по
отношению к тактильным
ощущениям ... побуждение по
отношению к понятиям ...
Жажда (tanhā) форм ... жажда
звуков ... жажда запахов ...
жажда вкусов ... жажда
тактильных ощущений ... жажда
понятий ...
Рассуждение (vitakka) о
формах ... рассуждение о звуках
... рассуждение о запахах ...
рассуждение о вкусах ...
рассуждение о тактильных
ощущениях ... рассуждение об
понятиях ...
Изучение (vicāra) форм ...
изучение звуков ... изучение
запахов ... изучение вкусов ...
изучение тактильных ощущений
... изучение понятий в мире
кажется приятным и милым:
здесь эта возникающая жажда
возникает и здесь обитающая
обитает.
Вот что называется
благородной истиной о
происхождении страдания.


При этом,
(1) монах распознает зрение и
зрительные формы, и оковы,
порожденные ими; [23 ]
он распознает, как
происходит возникновение
невозникших оков;
он распознает, как
происходит исчезновение
возникших оков;
и он распознает, как
происходит не-
возникновение в будущем
исчезнувших оков.
(2) Он распознает слух и звуки
...
(3) обоняние и запахи ...
(4) чувство вкуса и вкус ...
(5) осязание и объекты
осязания ...
(6) рассудок и понятия, и
оковы, порожденные ими;
он распознает, как
происходит возникновение
невозникших оков;
он распознает, как
происходит исчезновение
возникших оков;
и он распознает, как
происходит не-
возникновение в будущем
исчезнувших оков.

Можно отметить, что шесть сфер предлагается наблюдать не в виде непостоянных, а просто как базу, на основе которой возникают оковы и жажда. Различая и памятуя так (сати) следует развивать факторы пробуждения различения качеств ума (анализ дхамм). Различение позволяет применить правильное усилие, которое позволит пережить восторг: духовный или даже наддуховный.

Усилие может быть активным искоренением или просто в виде невозмутимого созерцания, невовлеченности в процесс. Активное для грубых и продолжительных омрачений, невозмутимое для тонких и мгновенных флюктуаций.
(один из эфективнейших методов — созерцания противоядия).
В конечном счете всеравно придется просто наблюдать невозмутимым вниманием.
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn2-sabbasava-sutta-sv.htm

Каким бы способом мы ни искореняли омрачения, невозмутимое наблюдение может очистить ум как в случае с Бахией, который тоже отслеживал шесть сфер без "папанча" — разрастаний. Просто такими как они есть.

Наблюдение возникновения и исчезновения оков по шести сферам чувств = наблюдению возникновения и исчезновения пяти совокупностей. Ведь они связаны зависимым возникновением.

СН 22.5
И что такое, монахи,
происхождение формы? Вот,
монахи, человек ищет
наслаждения, приветствует,
продолжает удерживать. И в чём
он ищет наслаждения, что он
приветствует, что продолжает
удерживать? Он ищет
наслаждения в форме,
приветствует её, продолжает
удерживать. В результате
возникает наслаждение.
Наслаждение формой является
цеплянием. Имея цепляние в
качестве условия, [возникает]
существование...


Вывод. Просто будучи осознанным мы выполняем лвиную долю работы. При условии что такая осознанность дополненна глубоким пониманием четырех Истин (особенно истины Пути), есть большая доля вероятности развития плодов — нравственности, сосредоточения, знания и освобождения.

Подметать пол нужно с толком! Будучи осознанным, устраняя страсть и печаль по отношению к миру, с острым вниманием к каждому действию и переживанию.
The Коля

  • 3

#15 The Коля » 30.01.2016, 12:13

http://board.buddhist.ru/showthread.php?t=25174
Чистота ума. Дост. Махаси
Саядо
ЧИСТОТА УМА
Дост. Махаси Саядо
Когда вы осознанны, тогда у вас
присутствует чистота ума.
Ошибочно думать, что можно её
достигнуть, только когда кто-то
входит в медитативное
поглощение – джхану (jhāna).
Чистота ума, основанная на
джхане, является результатом
непрерывного потока джханового
сознания. Чистота ума
посредством випассаны – это
чистота, которая возникает в
момент достижения прозрения.
Оба вида сознания схожи в
отношении чистоты ума и
свободы от помех.
ДЕПРЕССИЯ
Мы должны иметь в виду закон
каммы – учение Будды о том, что
всё происходит в соответствии с
определенными действиями, и
нам нужно спокойно переносить
свои неудачи, беды и несчастья.
Лучшее средство в кризисе – это
практика саматха (samatha) или
випассана (vipassanā). Если во
время медитации нас сокрушат
печаль, горе или депрессия, то
такие вредные состояния
сознания должны быть отмечены
и пресечены. Будда изложил
метод сатипаттханы (Satipatthāna),
как единственный способ
преодоления горя и окончания
всех страданий. До тех пор, пока
мы поддерживаем свою
осознанность в соответствии с
учением сатипаттханы, мы
никогда не будем ощущать себя
подавленными и, если возникнет
депрессия, то она прекратится,
когда мы сосредоточим на ней
своё внимание.
УСТРАНЕНИЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО
Каждый момент осознанности
означает постепенное разрушение
скрытых омрачений. Это в
некоторой степени похоже на
стёсывание маленьким
топориком древесины с дерева,
каждый удар помогает избавиться
от нежелательных частей.
КАЧЕСТВА ДЛЯ УСПЕХА В
ПРАКТИКЕ
Невозможно что-либо сделать
без веры или убеждённости.
Вы будете практиковать
осознанность, только если вы
верите, что она поможет развить
знание-прозрения. Однако сама
по себе вера не будет
действенна. Вы нуждаетесь также
в сильной воле и неослабном
усилии, чтобы достичь пути и
Ниббаны. Обладание этими
качествами важно для успеха в
практике осознанности и
обретения безопасности в
обители Благородного.
Пер. с англ.: Павел Цветков
Источник: Thoughts on Dhamma by
Venerable Mahāsi Sayādaw.
Selected from His Discourses.
Buddhist Publication Society.
Kandy. Sri Lanka. Wheels No:
298/299/300. First published: 1983
The Коля

  • 1

#16 masterjack » 30.01.2016, 12:20

Ваш ум был в каждом нажатии клавиши?
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#17 The Коля » 30.01.2016, 12:23

masterjack писал(а):Ваш ум был в каждом нажатии клавиши?

Конечно )
The Коля


Вернуться в ОБСУЖДЕНИЯ СУТТ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 12 гостей