Топпер писал(а):Кому в итоге доверие то у вас больше: к ПК или агамам?
Лично у меня - к ПК. Тут важно скорее не "есть ли конкретная сутта", сколько "есть ли конкретная идея", потому что сутты часто дублируются, вот как в моём примере выше. А вот, например, если в китайском каноне появляется новая идея, существенная для понимания учения, то тут уже, конечно, вопрос, откуда это она взялась. Учитывая, что в традиции Тхеравады цель была именно недопустить привнесения всяких новшеств - на то ортодоксалы и ортодоксалы - то, личто для меня, вопрос приоритета ясен и не подлежит сомнению. :) Повторюсь, речь я веду об идеях, важных для понимания и практики.
Например, признаюсь честно, история про рождение Будды - с тем, как он родился не откуда положено людям, а из бока своей матери, и т.д., и т.п. - она вызывает у меня скептичное выражение лица. И, что характерно, в агамах данная история хоть и присутствует, имеет мало общего с палийской версией - почти все "спецэффекты" сего события разные и не пересекаются. То есть, и там и там говорится про гром и свет, но касательно всего остального авторы развивали тему независимо друг от друга. Слова в сутте, кстати, приписываются не столько Будде, сколько Ананде, что как бы намекает нам, что составители текста понимали, насколько плохо искажать слова Будды, и не приписали их ему.
И что самое главное - данная история вообще никак не влияет на индивидуальную практику либо понимание учения. Возможно, звучит странно, но
расхождения в этой сутте между палийской и китайской версиями
также укрепляют мою веру.
Потому что если бы не расходились, я бы прифигевал бы так же, как от тибетских историек. И ещё это взращивает доверие к древним монахам, потому что видно ("на деле", а не "на словах"), что люди и в самом деле имели огромное уважение и к Будде, и к учению, и делали всё, чтобы его слова передались сохранно.
Собственно, когда я начал ближе знакомиться с буддизмом, первые материалы, которые мне попались, были явно ваджраянские и махаянские. И именно прифигевание от тех историек заставило копать глубже ("да ладно, не может быть такого, потому что я точно чувствую, что что-то тут не так"), разобраться, выйти на Тхераваду и ПК. :) С тех пор я имею тенденцию доверять своему "внутреннему детектору". Пока что не подводил. А разбор параллелей помогает лично мне в дальнейшем продвижении в культивации веры. Это не так просто, лично для меня. Всё-таки у меня очень сильный материалистический "бэкграунд".
Самый звонкий крик - тишина...