Виманаваттху

Список форумов Теория и практика ОБСУЖДЕНИЯ СУТТ

Описание: Обсуждаем конкретную сутту. Допускаются любые точки зрения.

  • 3

#21 Antaradhana » 04.09.2016, 02:14

1.17 Дворец Кесакари (Kesakari-vimana)

Благословенный (Будда) пребывал в Баранаси, в оленьем парке Исипатана. Утром монахи оделись, взяли чаши и отправились в Баранаси [за подаянием]. Они проходили мимо дверей некоего брахманского дома. В этом доме жила дочь брахмана, по имени Кесакари, которая выбирала вшей из волос матери возле дверей дома. Увидев идущую группу монахов, она сказала своей матери: «Мама, эти люди, которые отреклись от мирской жизни, как мне кажется, в ранней молодости, нежной и очень красивой, не сломленной каким либо бедствием. Почему же они отрекаются от мира в этом возрасте?»

Ее мать сказала ей: «Дочь, есть сын Сакьев, он ушел из клана Сакьев в монашество, и появился в мире как учитель по имени Будда. Он излагает Дхамму, прекрасную в начале, середине, и конце, в смысле и букве. Он провозглашает практику безбрачия, что является совершенно полной и идеально чистой. Так как эти люди услышали Дхамму, они устремились в монашество».

В то время, некий мирской последователь, который достиг плода и понял Дхамму, проходя мимо по улице, услышал их разговор, и подошел к ним. Тогда брахманка сказала ему: «Сейчас, многие люди из хороших семей отказались от большого богатства и большого круга родственников и ушли из клана Сакьев». Из каких побуждений они уходят [в монашество]?» Мирской последователь ответил ей: «Из-за опасностей чувственных удовольствий и преимуществ отречения», и он подробно рассказал о мотивах [уходящих в монашество] в меру своего собственного понимания, объяснил качества Трех Драгоценностей (Будда, Дхамма и Сангха), и изложил преимущества и выгоды [соблюдения] пяти (нравственных) заповедей, в отношении этого мира, и следующего мира [рождения].

Тогда дочь брахмана спросила: «Можно ли и нам тоже воспользоваться преимуществами и выгодами, о которых вы рассказали, через веру в Прибежище (в Будде, Дхамме и Сангхе) и воплощение нравственных принципов?» «Почему нет?» – сказал он. «Разделяйте все эти вещи, о которых говорил Благословенный (Будда)», и он дал ей Прибежище и обеты. Когда она приняла Прибежище и обязалась соблюдать обеты, она спросила: «Что еще нужно сделать кроме этого?» Наблюдая ее ум, он подумал про себя: «Она, должно быть из тех, кто имеет способности [к пониманию]», и объяснил ей природу тела, рассказал о тридцати двух составляющих, как о объектах для сосредоточения, он вызывал у нее отвращение к собственному телу, и кроме того, вдохновил ее беседой о Дхамме, на тему непостоянства и т.п. Он указал путь к прозрению и оставил ее. Она приняла близко к сердцу все, что он говорил. Размышляя о нечистоте тела и осознавая его составную природу, она развила понимание, и вскоре достигла плода вхождения в поток, за счет своих способностей [к пониманию].

Потом она умерла и возродилась одной из богинь входящих в свиту Сакки (царя дэвов). Ее [собственная] свита была из ста тысяч нимф. Когда Сакка увидел ее, он, пораженный и восхищенный [ее сиянием и величием] спросил, в силу каких заслуг она это обрела:

Дэви:

«Мой дворец очень красивый, и светит во всех направлениях. Колонны особняка сделаны из драгоценного камня берилла. Золотые деревья украшают окружающий сад. Этот дворец появился в результате моих благих дел».

Бог Сакка:

«Сто тысяч богинь родились здесь перед вами в этом дворце, чтобы быть вашими слугами. Теперь Вы наслаждаетесь их компанией и их обслуживанием. Свет полной луны сияет и превосходит звезды по яркости. То же самое касается вас: вы ярко сияете и превзошли всех других богинь. Ваша внешность исключительная.

Все боги на небесах Таватимса, возглавляемые мной, жаждут созерцать великого Брахму, и восхищаться им. Они не могут оторвать взора от него. Так же и ваш внешний вид. Все боги смотрят на вас и восхищаются вами. Скажите, пожалуйста, откуда вы пришли. В каком мире вы жили, прежде чем вы родились здесь?»

Дэви:

«Бог Сакка, я расскажу вам все. В человеческом мире есть город под названием Баранаси в стране Каси. Я была женщиной в этом городе, и меня звали Кесакарика. Я обладала большой уверенностью в Величайшем Будде, Дхамме, и Благородной Сангхе. Моя вера в Три Драгоценности, была непоколебимой. Все мои сомнения были развеяны. Я соблюдала пять обетов очень тщательно, и я обрела плод вступления в поток. В результате, я неизбежно осуществлю Ниббану».

Бог Сакка:

«Превосходно! У вас есть большая уверенность в Величайшем Будде, Дхамме, и Благородной Сангхе. Ваша вера в Три Драгоценности – непоколебима. Все ваши сомнения были развеяны. Вы соблюдали пять обетов очень тщательно, и вы обрели плод вступления поток. В результате, вы наверняка осуществите Ниббану.

Дэви, вы сияете, благодаря вашей практике Дхаммы и вашей свите из богинь. Вы очень желанны в этом мире. Мы рады вашему прибытию сюда».

И Сакка (царь дэвов), рассказал Достопочтенному тхере Маха Моггаллане о том, что произошло, тхера рассказал об этом Благословенному (Будде). А Благословенный (Будда) сделал это темой для лекции и учил Дхамме большое собрание. Это учение было на пользу мира, в том числе мира дэвов.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 3

#22 Antaradhana » 12.09.2016, 23:31

2. Глава Читталата 29

2.1 (18) Дворец служанки (Dasi-vimana)

В то время, когда Благословенный (Будда) пребывал в Джетаване, один мирской последователь, который жил в Саваттхи отправился в монастырь в вечернее время с множеством других мирских последователей. Они слушали Дхамму, и, тогда один из них встал, подошел к Благословенному (Будде) и сказал: «Достопочтенный, отныне я обещаю предоставлять четыре подношения [порции] пищи, [ежедневно] на протяжении всей жизни». Тогда Благословенный (Будда) произнес [для него] наставления о Дхамме, как подобало случаю, и простился с ним. [Этот мирской последователь] сказал заведующему [распределением] пищи: «Достопочтенный, я буду предоставлять четыре порции пищи для Сангхи (монахов) [ежедневно]. С завтрашнего дня, пускай достопочтенные приходят в мой дом», и вернувшись домой, он объяснил все это служанке, сказав: «В этом вопросе ты должна быть постоянно бдительной». – Очень хорошо, – ответила она. По своей натуре, она обладала верой, стремилась к обретению заслуг, и была добродетельной. Поэтому, каждый день она поднималась рано, готовила отличные еду и питье, прибирала места для сидения, хорошо натирая их благовониями. Она приготовила места, и когда монахи пришли, пригласила их сесть, почтительно поприветствовав, поднесла им цветы, благовония и лампады и прислуживала им с уважением. Когда монахи закончили прием пищи, она подошла к ним, поклонилась и сказала: «Пускай Достопочтенные расскажут о том, как избавиться от страданий, от рождений и т.д.» Монахи дали ей Прибежище (в Будде, Дхамме и Сангхе) и пять обетов (нравственного поведения), объяснив природу тела, и наставили размышлять о его распаде. Потом они рассказали ей о непостоянстве. Следуя этим наставлениям шестнадцать лет, время от времени внимательно размышляя, однажды она достигла понимания Дхаммы, и из-за развития ее понимания, она обрела плод вступления в поток. Вскоре она умерла, и возродилась в свите Сакки (Индры, царя дэвов), став его любимицей. И она прогуливалась в парке, сопровождаемая музыкой, исполняемой на шестидесяти тысячах музыкальных инструментах, наслаждаясь великим божественным блаженством, развлекаясь со своей свитой. Достопочтенный тхера Маха Моггаллана, путешествуя по божественным мирам, увидел ее и спросил:

Достопочтенный Моггаллана:

«Деви, подобно богу Сакке, вы гуляете здесь в парке Читталата в окружении многочисленных богинь. Ваша красота сияет во всех направлениях, подобно яркой звезде, по имени Осадхи.

Какие заслуги привели к этому счастью?

Какие добродетельные дела вы совершили, когда вы были в человеческом мире, приобретя теперь эту красоту, которая светит во всех направлениях, и получив все эти замечательные вещи?»

Эта богиня, была восхищена вопросом Араханта Моггалланы, и охотно объяснила, что она сделала, дабы обрести такое большое счастье.

Дэви:

«Достопочтенный, в моей предыдущей жизни я была девушкой в мире людей. Я была служанкой, работавшей в доме других людей. Мне очень повезло стать мирской последовательницей Благословенного (Будды).

Благословенный Будда Готама знал все о мире. Ничто не могло поколебать его спокойствия. Следуя наставлениям моего Великого Учителя, все, чего я желала – это выйти из цикла рождений и смертей.

Я старалась изо всех сил, практикуя Дхарму. Даже тогда, когда мое тело распалось, я не могла отказаться от моего устремления.

Превосходный путь к Ниббане был открыт Благословенным (Буддой). Это прямой, безопасный и чистый путь. Этот путь Дхаммы, включает в себя пять заповедей.

Посмотрите на плоды усилий, достигнутые ничтожной женщиной. Теперь даже могущественный бог Сакка приглашает меня к себе на празднества.

Шестьдесят тысяч музыкальных инструментов играют, чтобы разбудить меня от моего сна. Многие боги, таких, как Аламба, Гаггара, Бхима, Садхувадин, Самсая, Поккара и Супасса и многие богини, такие как Винамоккха, Нанда, Сунанда, Сонадинна, Сучимита, Аламбуса, Миссакеси, Пундарика, Энипасса, Супасса, Субхадда и Мудувадини развлекают меня, играя музыку. Они являются ко мне, когда я захочу, и радуют меня, говоря: «Давайте петь и танцевать!»

Только те, кто совершал добродетельные поступки, могут наслаждаться этим небесным садом в беспечальном мире Таватимса [Небеса Тридцати Трех], но не те, кто не совершал добродетельных поступков. Творящие добро – наслаждаются счастьем, и в этой жизни и в следующей. Но творящие зло – получают несчастье, и в этой жизни, и в следующей.

Любой, кто хочет присоединиться к нам в мире Таватимса, должен сделать много добрых дел. Только те, кто совершают добродетельные поступки, перерождаются на небесах и наслаждаются божественными развлечениями».

______________________________
29. Одно из названий небесного сада Индры (Сакки).
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#23 Dz » 18.09.2016, 04:22

Antaradhana писал(а):Когда монахи закончили прием пищи, она подошла к ним, поклонилась и сказала: «Пускай Достопочтенные расскажут о том, как избавиться от страданий, от рождений и т.д.» Монахи дали ей Прибежище (в Будде, Дхамме и Сангхе) и пять обетов (нравственного поведения), объяснив природу тела, и наставили размышлять о его распаде. Потом они рассказали ей о непостоянстве. Следуя этим наставлениям шестнадцать лет, время от времени внимательно размышляя, однажды она достигла понимания Дхаммы, и из-за развития ее понимания, она обрела плод вступления в поток.
А есть упоминания подобного в Суттах?
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3064
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

  • 2

#24 Antaradhana » 18.09.2016, 05:31

Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#25 Antaradhana » 18.09.2016, 06:29

2.2 (19) Дворец Лакхумы (Lakhuma-vimana)

Благословенный (Будда) пребывал в Баранаси. Тогда одни из ворот города Баранаси назывались рыбацкими воротами. Неподалеку была деревня, известная также как «Рыбацкие ворота». Там женщина по имени Лакхума, с верой, с радостным сердцем, приветствовала монахов, когда они вошли в эти ворота, привела их к себе домой, и наполнила их чаши прекрасной пищей, и, ее вера и радость, таким образом, возросла.

У нее был построен павильон, там она принимала и угощала монахов, после чего слушала их наставления Дхамме, и утвердившись в Прибежище (вере в Будду, Дхамму и Сангху) и принципах нравственности (5 обетов), с сосредоточенным вниманием она усердно практиковала пробуждающие созерцания, на темы, что она узнала, и за счет своей практики, достигла плода вхождения в поток.

Потом она умерла и возродилась в огромном дворце в царстве (небе) Тридцати Трех. Ее свита состояла из тысячи нимф. Она жила там, наслаждаясь божественным блаженством и пребывая в восторге. Достопочтенный тхера Маха Моггаллана, путешествуя по божественным мирам, встретил ее, и задал ей вопрос таким образом:

Достопочтенный Моггаллана:

«Деви, подобно богу Сакке, вы гуляете здесь в парке Читталата в окружении многочисленных богинь. Ваша красота сияет во всех направлениях, подобно яркой звезде, по имени Осадхи.

Какие заслуги привели к этому счастью?

Какие добродетельные дела вы совершили, когда вы были в человеческом мире, приобретя теперь эту красоту, которая светит во всех направлениях, и получив все эти замечательные вещи?»

Эта богиня, была восхищена вопросом Араханта Моггалланы, и охотно объяснила, что она сделала, дабы обрести такое большое счастье.

Деви:

«Достопочтенный, в человеческом мире мой дом был расположен в рыбацкой деревне. Некоторые монахи, ученики Благословенного (Будды), посещали эту область, собирая подаяние. Со счастливым умом, я предложила рис, покрытые медом лепешки, овощи и рисовую кашу для тех добродетельных монахов, которые были преданны практике Дхаммы.

Я соблюдала восемь заповедей четыре раза в месяц, на каждой из четырех фаз Луны. Я вела сдержанную жизнь, и был очень щедра.

Я воздерживалась от убийства, воровства, лжи и приема одурманивающих веществ. Я не изменяла мужу. Я с радостью придерживалась этих пяти заповедей каждый день.

Я была мирской последовательницей Величайшего Будды Готамы, который имел большую мудрость, чтобы видеть реальность мира. Я была достаточно мудра, чтобы понять Четыре Благородные Истины.

Благодаря моей добродетельной жизни и добродетельных поступков, я живу здесь очень счастливо. Я родилась очень красивой богиней, и наслаждаюсь всеми этими замечательными вещами, которые восхищают мое сердце.

Достопочтенный, такие добродетельные дела я сделала, чтобы иметь это прекрасное тело, которое светит во всех направлениях.

Пожалуйста, Достопочтенный, поклонитесь от моего имени, склонив голову к святым стопам Благословенного и скажите: «Достопочтенный, мирская последовательница по имени Лакхума, отдает дань уважения, поместив голову к святым стопам Благословенного».

Благословенный (Будда) сказал, что я достигла определенного плода просветления. Я тоже знаю это.

Достопочтенный, Благословенный (Будда) провозгласил, что я обрела плод однажды-возвращающегося».
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#26 Antaradhana » 19.09.2016, 05:31

2.3 (20) Дворец дарительницы рисовой корочки (Acamadayika-vimana)

Когда Благословенный (Будда) пребывал в Раджагахе в Беличьем павильоне в бамбуковой роще. В то время члены одной семьи в Раджагахе были поражены холерой. Все люди там умерли, кроме одной женщины. Напуганная страхом смерти, она бросила дом, все свои деньги и зерно, которые были внутри него, и убежала через пролом в стене (таков был обычай во время эпидемий). Не имея никого, кто бы мог помочь ей, она пошла к дому другого семейства и остановились рядом с ним. Люди в этом доме, сжалились над ней и дали ей остатки рисовой каши и рисовую корочку, которая осталась на стенках котла, после варки риса. Посредством их щедрости она смогла там жить.

В то время почтенный тхера Маха-Кассапа вошел в состояние прекращения (32) на семь дней. Выйдя из него, он подумал: «Кому мне сделать одолжение, принимая [в дар] пищу? Кого мне освободить от страданий и горя?» Он увидел (33), что эта женщина была близка к смерти, и что ее камма способствует рождению в аду. Он подумал: «Когда я пройду (рядом), эта женщина даст мне рисовую корочку, которую она получила для себя, через это [даяние Араханту] она возродится в мире дэвов, что находят удовольствие в творении (34). Когда таким образом я освобожу ее от перерождения в аду, несомненно, это приведет к божественному блаженству для нее». И рано утром, облачившись в одеяние, он взял чашу, и отправился к тому месту, где она жила.

Тогда Сакка (царь дэвов) приняв облик человека, предложили ему божественную пищу разных вкусов в виде множества соусов и карри. Тхера узнал его и отказался, сказав: «Косья, почему вы, чьи благие плоды созрели, поступаете таким образом? Не разрушайте счастье, несчастных бедолаг» (35), и пройдя дальше, остановился перед женщиной. Она, желая предложить ему что-нибудь, подумала: «У меня нет ничего достойного, чтобы дать этому Достопочтенному тхере, и она сказала: «Пожалуйста, проходите дальше!» Тхера, отошел на несколько шагов, но не принял ничего, что предлагали ему другие [продолжая стоять перед ней], и тогда она поняла, что он хотел ей помочь, и дала ему хрустящую рисовую корочку. Он съел ее и сказал: «В прошлом, три жизни назад, вы были [моей] матерью», – и ушел. Она умерла в ту же ночь, и переродилась среди дэвов, что находят удовольствие в творении. Тогда Сакка, узнав о ее смерти, и не увидев ее в мире (небе) Тридцати Трех, пришел в средние часы ночи, к Достопочтенному тхере Маха-Кассапе и спросил его:

Бог Сакка:

«Достопочтенный Кассапа, вы помните, недавно, когда вы ходили за подаянием, то вы молча стояли напротив некоего дома? Рядом с этим домом жила очень бедная женщина из низшей касты, что ходила в чужие дома, чтобы попросить еды.

Она была очень рада, когда увидела вас, и предложила немного рисовой корочки своими руками. Теперь, когда она умерла, в каком мире она возродилась?»

Достопочтенный Кассапа:

«Бог Сакка, да я помню тот день, когда я ходил за подаянием, и молча стоял напротив некоего дома. Рядом с этим домом жила очень бедная женщина из низшей касты, что ходила в чужие дома, чтобы попросить еды.

Она была очень рада, когда увидела меня, и предложила немного рисовой корочки своими руками. Теперь она умерла и убежала от болезненной человеческой жизни.

Она переродилась в божественном мире Нимманарати, где все дэвы могущественны и обладают сверхспособностями (36). Та женщина, которая предложила мне рисовую корочку, сейчас наслаждается небесными радостями».

Бог Сакка:

«Восхитительно! Это удивительно! Эта бедная женщина предложила рисовую корочку, которую она выпросила у других, Араханту, Достопочтенному Кассапе, и этот дар привел к такому чудесному результату.

Если кто-либо становится прекрасной супругой Царя-миродержца (37), счастье что она испытывает, не стоит даже одной шестнадцатой результата, что принес дар этой рисовой корочки.

Сто золотых монет, сто коней, сто колесниц, запряженных мулами, сто тысяч дев, увешанных украшениями – счастье, полученное от обладания всем этим, не стоит и шестнадцатой части результата, от дара этой рисовой корочки.

Даже счастье от получения ста гималайских слонов, с бивнями круглыми, как колеса, и шеями, убранными золотыми украшениями, не стоит одной шестнадцатой результата, от дара этой рисовой корочки.

Даже если кто-то стал правителем всей этой Земли – Царем-миродержцем, то даже его счастье не стоит одной шестнадцатой результата, что принес дар этой рисовой корочки».

Тхера Маха-Кассапа рассказал Благословенному (Будде) все, что было сказано ему здесь Саккой (Царем дэвов). Используя эту историю в качестве темы, Благословенный (Будда) учил Дхамме.

_________________________________________
32. Одно из надмирских медитативных состояний.
33. Божественным оком.
34. Мир Нимманарати – один из высших миров кама-локи.
35. Случай описан в Кассапа сутте, Уд 3.7
36. Иддхи
37. Чаккаватти-раджа
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#27 Antaradhana » 22.09.2016, 06:05

2.4 (21) Дворец неприкасаемой (Chandali-vimana)

Когда Благословенный (Будда) пребывал в Раджагахе, он вошел в состояние великого сострадания, практикуемого Буддами, окинул взором мир, и увидел, что в этом самом городе, была пожилая женщина, живущая в поселении чандали (низшей касты неприкасаемых), чья жизнь подходит к концу, и что она имеет камму, ведущую к рождению в аду. С великим состраданием, он решил поспособствовать ей, создать камму (через поступок) ведущую к рождению на небесах, и подумал: «я направлю ее к небесам». С большим собранием монахов, он отправился в Раджагаху просить милостыню. И в это самое время, женщина-чандали шла из города, опираясь на палку. Увидев приближающегося Благословенного (Будду), она остановилась. Благословенный (Будда), также остановился и встал у нее на пути, как бы мешая ей пройти дальше. Затем, Достопочтенный тхера Маха-Моггаллана, который видел (38) замысел в уме Учителя (Будды), и то, что срок жизни этой женщины подходил к концу, побудил ее оказать почтение Благословенному (Будде):

«Чандали, склонитесь к ногам прославленного Готамы (Будды). Из сострадания к вам, величайший из живущих, явился [сюда] и стоит (перед вами).

Благосклонно склоните свой ум к таким достойным и непоколебимым, как он. Поспешите, воздать ему почтение со сложенными руками, ибо краток остаток вашей жизни».

И когда она слушала его, эмоциональный порыв возник в ней, и с искренней верой в Учителя (Будду), она пятикратно поклонилась к ногам Будды, и ум ее стал сосредоточенным, через радость по отношению к Будде, и она стояла с почтительно опущенной головой. Благословенный (Будда) сказал: «Этого достаточно для того, чтобы она достигла небес», и вошел в город с собранием монахов. Сразу же после этого, сбежавшая корова с молодым теленком, помчалась к женщине, напала на нее, и убила ее своими рогами. Также это сказано составителем в виде двух строф:

Побуждал тот, кто был сам Достигшим, носящим свое последнее тело,
чандали поклониться к ногам прославленного Готамы (Будды).

Корова свалила ту чандали, когда она стояла со сложенными руками,
почитая Самопробужденного, несущего свет во тьме.

И она возродилась в мире Таватимсы (небесах Тридцати Трех). И у нее была свита, состоящая из ста тысяч нимф. И в тот же день, она явилась [на Землю], спустилась из своего дворца, подошла к Достопочтенному тхере Маха-Моггаллане, и поклонилась ему. Объясняя это, она сказала:

«Достопочтенный, я явилась [сюда] посредством божественных сил, в честь вас, чьи загрязнения разрушены, кто незапятнанный, невозмутимый, сидит в одиночестве в лесу».

Тхера спросил ее:

«Вы золотистого цвета, сияющая, с великой славой, с различными украшениями, спустились из дворца, окруженная толпою нимф. Кто вы, прекрасная дэви, что оказывает почтение мне?»

Отвечая на вопрос тхеры, она произнесла четыре строфы:

«Достопочтенный, я чандали. Та, которую вы побудили, склониться к ногам, Достойного, прославленного Готамы (Будды).

После того, как я склонилась к его ногам, скончалась я, рожденная как чандали, и возникла во дворце, прекрасная во всех отношениях, в Нандане (божественном саду).

Сто тысяч нимф стоят у меня в услужении. Среди всех них, я выдающаяся в красоте, славе и продолжительности жизни.

Я явилась [сюда] Достопочтенный, поклониться внимательному и сдержанному мудрецу, сделавшему много хорошего, сострадательному по отношению к миру».

Опять же, один стих был добавлен составителем:

Когда это было сказано, благодарная чандали, понимая, что было сделано [для нее], поклонившись в ноги Достойному, исчезла.

И Достопочтенный тхера Маха-Моггаллана, описал это событие Будде. Используя эту историю в качестве темы, Благословенный (Будда) учил Дхамме собрание тех [людей], кому от этого было большое благо.

______________________________
38. Посредством сверхспособностей (иддхи).
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#28 Antaradhana » 23.09.2016, 04:12

2.5 (22) Дворец восхитительной Бхадды (Bhaddhitti-vimana)

Благословенный (Будда) пребывал в Саватхи, в Джетаване, в монастыре Анатхапиндики. Тогда в городе Кимбила, жил сын домохозяина по имени Рохака, с верой и радостью (39), совершенный в практике нравственности. Там же, жила молодая девушка, с верой и радостью, по имени Бхадда, из-за благости ее характера. Родители Рохаки попросили Бхадду, замуж за их сына, и надлежащее время провели церемонию бракосочетания. Они стали жить вместе в гармонии. Девушка, из-за совершенства ее поведения, стала известна как восхитительная Бхадда. В то время два старших ученика [Будды] с собранием из пятисот монахов, путешествовали по стране, и прибыли в Кимбилу. Рохака узнал об их прибытии, и с радостью пошел к ним. Рохака с женой и детьми слушали Дхамму, приняли Прибежища (в Будде, Дхамме и Сангхе), и взяли на себя обязательства соблюдать пять заповедей (нравственного поведения). И они с женой соблюдали дни Упостахи, и в целом были совершенны в практике нравственности. Они были любимцами дэвов. И это обстоятельство, свело на нет ложное обвинение, постигшее ее, и слава, о ее великой чистоте и нравственности распространилась во все концы земли. Она, оставалась дома в Кимбиле одна, пока муж по делам отправился в Таккасилу. Во время праздника, она была перенесена к мужу (в Таккасилу) божеством (покровителем их дома [рода]), посредством божественных сил. На той самой встрече [с мужем] она зачала, и была перенесена обратно в город Кимбилу. И когда, с течением времени, ее беременность стала заметной, ее теща и другие, стали обвинять ее в прелюбодеянии [в отсутствии мужа]. Тогда тот дэва, посредством божественных сил, явился в городе Кимбиле, как будто бы, он был погружен в Великий Ганг с бушующими волнами, как в мощный шторм, и торжественно заявил о ее верности, сказав, что истинно свидетельствует о ее верности, и что позор отступит от нее, как великий потоп Ганга с его бурными волнами. В подтверждение свидания со своим мужем, она показала его кольцо с печатью, которое он ей действительно дал, тем самым окончательно уничтожив все подозрения, и восстановив его честь перед родственниками и всем миром. Поэтому говорится, что слава, о ее великой чистоте и нравственности распространилась во все концы земли.

Когда она умерла, то возродилась в мире Таватимса (небеса Тридцати Трех). Когда Благословенный (Будда) отправился туда (в мир Таватимса) из Саваттхи, и сидел на скале Пандукамабала, у подножия кораллового дерева, и когда многие дэвы пришли к Благословенному (Будде) и с почтением приветствовали его, восхитительная Бхадда, тоже подошла и встала рядом. Затем Благословенный (Будда) спросил у нее, какой [благой] поступок она совершила:

Будда:

«Деви, возле вашего дворца есть очень красивые деревья мандарава, и они покрыты цветами: голубыми, желтыми, черными, малиновыми, и с красными прожилками.

Вы носите гирлянду из цветов мандарава на голове. Этот красивый вид деревьев не найти ни на одном другом небе.
Славная дэви, какой добродетельный поступок вы сделали, чтобы возродиться в мире Таватимса?»

Деви:

«Достопочтенный, в человеческом мире есть город, под названием Кимбила. Там я была женщиной, мирской последовательницей Благословенного (Будды). Меня звали восхитительной Бхаддой.

У меня была непоколебимая вера в Три Драгоценности. Я соблюдала нравственные заповеди и с радостью давала и делилась [дарами]. Кроме того, я имела доверие к благородным монахам, которые имели чистые умы. Я предлагала им одежду, еду, жилье, и светильники.
Я соблюдала восемь заповедей четыре раза в месяц, на каждой из четырех фаз Луны. Я вела сдержанную жизнь, и был очень щедра.

Я воздерживалась от убийства, воровства, лжи и приема одурманивающих веществ. Я не изменяла мужу. Я с радостью придерживалась этих пяти заповедей каждый день. Я была достаточно мудра, чтобы понять Четыре Благородные Истины. Так я и стала преданной последовательницей Будды Готамы.

Сострадательные мудрецы, Араханты Сарипутта и Моггаллана, два главных ученика Благословенного (Будды). Однажды я предложила милостыню для них, и обрела множество заслуг от этого предложения.

Я также соблюдала восемь заповедей регулярно, четыре раза в месяц. В результате, когда я покинула мир людей, я возродилась в этом небе. Теперь я наслаждаюсь божественными радостями в небесном парке Нандана, и моя красота сияет во всех направлениях».

______________________________
39. В отношении Дхаммы.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#29 Antaradhana » 02.10.2016, 05:09

2.6 (23) Дворец Сонадинны (Sonadinna-vimana)

Когда Благословенный (Будда) пребывал в Саваттхи, в Джетаване. В то время, в Наланде жила мирская последовательница по имени Сонадинна, с верой и радостью с сердце, гостеприимная и постоянно практиковавшая нравственность [пять обетов], обладавшая большой нравственной чистотой, снабжавшая монахов четырьмя необходимыми вещами (41) и соблюдавшая восемь обетов в дни Упосатхи. Она имела возможность слушать Дхамму, и усердно размышляя на о Четырех Благородных Истинах, сделав их ее темой для созерцания, она стала Вступившей в Поток. Затем, страдая от некой болезни, она умерла и возникла в мире (небе) Таватимса. Достопочтенный тхера Маха-Моггаллана спрашивал ее такими стихами:

Достопочтенный Моггаллана:

«Дэви, ваша красота сияет во всех направлениях, подобно яркой звезде, по имени Осадхи.

Какие заслуги привели к этому счастью?

Какие добродетельные дела вы совершили, когда вы были в человеческом мире, приобретя теперь эту красоту, которая светит во всех направлениях, и получив все эти замечательные вещи?»

Эта богиня, была восхищена вопросом Араханта Моггалланы, и охотно объяснила, что она сделала, дабы обрести такое большое счастье.

Дэви:

«Достопочтенный, в человеческом мире есть город, названный Наланда. Там я была женщиной, мирской последовательницей Благословенного Будды. Меня звали Сонадинна.

У меня была непоколебимая вера в Три Драгоценности. Я соблюдала нравственные заповеди и с радостью давала [милостыню] и делилась [дарами]. Кроме того, я имела доверие к благородным монахам, которые имели чистые умы. Я предлагала им одежду, еду, жилье, и светильники.

Я соблюдала восемь заповедей четыре раза в месяц, на каждой из четырех фаз Луны. Я вела сдержанную жизнь, и был очень щедра.

Я воздерживалась от убийства, воровства, лжи и приема одурманивающих веществ. Я не изменяла мужу. Я с радостью придерживалась этих пяти заповедей каждый день.

Я была достаточно мудра, чтобы понять Четыре Благородные Истины. Так я и стала преданной последовательницей Будды Готамы.

Благодаря этим благим делам, я родилась очень красивой богиней, и наслаждаюсь всеми этими замечательными вещами, которые дороги моему сердцу.

Достопочтенный, такие добродетельные дела я сделала, чтобы иметь это прекрасное тело, которое светит во всех направлениях».


2.7 (24) Дворец Упосатхи (Uposatha-vimana)

История, схожая с предыдущей, только здесь мирская последовательница Будды, была из Сакета, и звали ее Упосатха. После того, как она объяснила Достопочтенному Моггаллане, как это произошло, после слов: «Достопочтенный, такие добродетельные дела я сделала, чтобы иметь это прекрасное тело, которое светит во всех направлениях», она продолжает рассказ:

«Когда я была в человеческом мире, я часто слышала рассказы о райском парке Нандана. У меня было желание родиться там. В результате направляя свой ум в этот парк, я родилась здесь, в мире Таватимса.

Мой великий учитель, Благословенный Будда, который родился в роду Солнца (42), часто говорил своим ученикам, что они могут достичь высшей стадии Пробужденияя.

Но я не последовала советам моего Великого Учителя. Поскольку я направила мои мысли к низшей чувственной области, я родилась в этом мире. Я могла бы развить свой разум сильнее. Теперь мне грустно и я сожалею о своем решении».

Достопочтенный Моггаллана:

«Деви, как долго вы будете жить в этом дворце? Можете ли вы сказать мне продолжительность вашей жизни [здесь]?»

Дэви:

«Достопочтенный, продолжительность моей жизни здесь составляет три сотни миллионов шестьдесят тысяч лет. После того, как они пройдут, я буду рождена в человеческом мире.»

Достопочтенный Моггаллана:

«Зачем бояться, Упосатха? Благословенный (Будда) уже заявил, что вы достигли плода Вступления в Поток. Вы никогда больше не родитесь в плохом мире (43).»


2.8 (25) Дворец Нидды (Nidda-vimana)

2.9 (26) Дворец Сунидды (Sunidda-vimana)


В этих историях события происходят в Раджагахе. Истории полностью повторяют историю 2.6, и поэтому они бывают пропущены в некоторых книгах [на пали].

_________________________________
41. Пища, одежда, жилища и светильники (в Виманаваттху), также четвертой необходимостью (в других источниках), вместо светильников называют лекарства.
42. Род царевича Готамы принадлежал к древней «солнечной» царской династии индийских царей.
43. Вступивший в Поток, никогда не родиться в мире ниже человеческого, и неизбежно достигнет ниббаны в течении семи жизней, которые будут проходить в человеческом или божественных мирах.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

#30 Antaradhana » 20.10.2016, 03:14

2.10 (27) Первый дворец дающей подаяние (Pathama-Bhikkhadayika-vimana)

Благословенный (Будда) пребывал в Саваттхи. И в то время в Уттарамадхуре жила некая женщина, чья жизнь уже подошла к концу, и она должна была переродиться в горестном уделе (животным, призраком или в аду). Благословенный (Будда), перед рассветом, в состоянии великого сострадания, практикуемого Буддами, окинул взором мир, и увидел эту женщину. Желая установить ее в хорошем перерождении, он в одиночку отправился в Мадхуру (Матхуру) и вошел в пригород в поисках милостыни. А в то время женщина приготовила дома еду, и пошла за водой к источнику с кувшином, и купалась. Она возвращалась домой с полным кувшином, когда она увидела Благословенного (Будду), и спросила: «Может быть, Достопочтенный уже получил подаяние?», и когда Благословенный (Будда) сказал: «Мы будем получать», она узнала, что он еще не получил милостыню. Поэтому она поставила свой кувшин, подошел к Благословенному (Будде), поклонилась ему и сказала: «Достопочтенный, я буду раздавать милостыню. Позвольте мне [дать вам подаяние]». Благословенный (Будда) дал согласие, сохраняя молчание. Она, узнав о его согласии, пошла вперед, приготовила сиденье, окропила [благовониями] и украсила [цветами], и стояла, ожидая его прибытия. Он зашел и сел. Она дала ему еду, и села. Когда Благословенный (Будда) закончил трапезу и убрал руки от чаши, он поблагодарил ее и пошел дальше своей дорогой. Услышав его благословение, и испытывая огромную радость и счастье. И не теряя этой радости, [вызванной дачей подаяния] Будде, стояла в почтительной позе, пока он не скрылся из вида. По прошествии всего нескольких дней, она умерла и возродилась в мире Таватимса (небе Тридцати Трех). Теперь, Достопочтенный тхера Маха-Моггаллана, когда он путешествовал среди дэвов, увидел богиню, с великой божественной психической силой, обладающую большим божественным величием и великолепием, имеющую сияние, пределы которого невозможно установить даже с помощью сил Будды. Он спросил, в этих стихах о том, какие дела и заслуги сделали ее такой:

Достопочтенный Моггаллана:

«Дэви, ваша красота сияет во всех направлениях, подобно яркой звезде, по имени Осадхи.

Какие заслуги привели к этому счастью?

Почему вы столь красивы? Почему вы живете здесь, и наслаждаетесь всеми этими замечательными вещами, которые дороги вашему сердцу?

Какие добродетельные дела вы совершили, когда вы были в человеческом мире, приобретя теперь эту красоту, которая светит во всех направлениях, и получив все эти замечательные вещи?»

Эта богиня, была восхищена вопросом Араханта Моггалланы, и охотно объяснила, что она сделала, дабы обрести такое большое счастье.

Деви:

«Достопочтенный, прежде чем я родилась здесь, я жила в человеческом мире.

Однажды я увидела, Пробужденного (Будду), свободного от загрязнений, со спокойным умом. Я с радостью предложил подаяния Будде своими руками.

Благодаря этому благому делу, я родилась очень красивой богиней, и наслаждаюсь всеми этими замечательными вещами, которые дороги моему сердцу.
Достопочтенный, такое добродетельное дело я сделала, чтобы иметь это прекрасное тело, которое светит во всех направлениях».


2.11 (28) Второй дворец дающей подаяние (Dutiya-Bhikkhadayika-vimana)

История, схожая с предыдущей, только здесь Благословенный (Будда) пребывал в Раджагахе, и женщина дала подаяние не Будде, а монаху, лишенному загрязнений, со спокойным умом, свободному от волнений [Араханту].
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

#31 Antaradhana » 03.11.2016, 00:19

3. Глава Коралловое дерево (Paricchattaka-vaggo)

3.1 (29) Великолепный дворец (Ulara-vimana)


Благословенный (Будда) пребывал в Раджагахе, в бамбуковой роще. В Раджагахе, в одной семье, которая поддерживала милостыней Достопочтенного тхеру Маха-Моггаллану, жила молодая девушка, которая имела намерение раздавать милостыню и любила давать пожертвования. В этом доме готовили твердую и мягкую пищу на обед. Эта девушка отдавала половину своей собственной порции [в качестве пожертвования]. Сама она не ела до тех пор, пока не даст милостыню. Даже когда она видела, что нет никого, достойного получить подаяние, она откладывала (часть еды) в сторону, до тех пор, пока не увидит такового. Также она давала милостыню нищим. Ее мать была радостной и счастливой, она думала: «Моя дочь хочет и любит давать пожертвования», и она давала ей двойную порцию. Когда девушка разделяла свою порцию на две части, (мать) давала ей еще еды. Девушка делилась и этим. Так продолжалось некоторое время, пока она не достигла определенного возраста, и ее родители выдали ее замуж за сына из другой семьи, проживающей в том же городе. Но та семья была ложных взглядов, без веры. Тогда Достопочтенный тхера Маха-Моггаллана, отправился за подаянием, и идя от дома к дому, остановился у дома, где жила молодая девушка. Когда девушка увидела его, то с радостью в уме, сказала: «Входите, Достопочтенный», – и почтительно приветствовала его. Взяв лепешку, которая принадлежала ее свекрови, не имея возможности видеть [отсутствующую свекровь], она подумала: «Я скажу ей об этом (позже) и это вызовет в ней радость (от моего доброго дела)», и она дала лепешку тхере. Тхера поблагодарил ее и продолжил свой путь. Когда свекровь вернулась домой, девушка сказала ей: «Я подарила лепешку, которую вы отложили в сторону, тхере Маха-Моггаллане». Когда свекровь услышала это, она воскликнула: «Какая дерзость! Ты дала монаху то, что принадлежит мне, даже не спрашивая!» и захлебываясь от ярости, в гневе, не думая о том правильно это или неправильно, она взяла обломок [каменного] пестика и ударила девушку по плечу. Так как девушка была очень хрупкого телосложения, то это стало смертельным для нее. Сильно страдая от боли, через несколько дней она умерла, и возродилась в мире Таватимса (Небеса Тридцати Трех). Хотя у нее было много заслуг (камма) от других добрых дел, но особенно выдающейся была милостыня, данная Араханту. И в то время, достопочтенный тхера Маха-Моггаллана, путешествуя по божественным мирам, прибыл в царство (небо) Тридцати Трех… …и спросил ее:

Достопочтенный Моггаллана:

«Дэви, вы очень могущественны и ваша красота сияет во всех направлениях. Множество богов и богинь, украшенных божественными украшениями, танцуют и поют, чтобы развлечь вас.

Вы превосходите всех их сиянием и счастьем. Ваш золотой дворец великолепен. Вы проводите свое время очень счастливо.

Какие заслуги привели к этому счастью?

Какие добродетельные дела вы совершили, когда вы были в человеческом мире, приобретя теперь эту красоту, которая светит во всех направлениях, и получив все эти замечательные вещи?»

Эта богиня, была восхищена вопросом Араханта Моггалланы, и охотно объяснила, что она сделала, дабы обрести такое большое счастье.

Дэви:

«До того как родиться здесь, я жила в человеческом мире. Я была невесткой в очень жадной семье, в которой не имели веры в Три Драгоценности.

Но у меня была непоколебимая уверенность в Трех Драгоценностях, и я следовала пяти нравственным предписаниям. Я с радостью давала [милостыню] и делилась. Однажды, Достопочтенный, собирая подаяние, вы подошли к нашему дому, и я дала вам лепешку.

Когда моя свекровь вернулась домой, я сказала ей: «Мама, сегодня монах приходил сюда. Я была счастлива, и предложила ему лепешку своими руками». Моя свекровь стала ругать меня: «Ты дерзкая и непослушная, как ты посмела отдать монаху мою лепешку, не спросив меня».

Она сильно разозлилась, и ударила меня каменным пестиком, сломав мне плечо. Моя травма была очень сильной, и я недолго жила после этого. После смерти, я избежала страданий человеческого мира, и родилась среди дэвов небес Таватимса.

Благодаря этому благому делу, я родилась очень красивой богиней, и наслаждаюсь всеми этими замечательными вещами, которые дороги моему сердцу».


3.2 (30) Дворец дарительницы сахарного тростника (Ucchudaika-vimana)

Благословенный (Будда) пребывал в Раджагахе… и так далее, история схожая с предыдущей. Но разница в следующем: девушка дала сахарного тростника, была ударена скамейкой, умерла в тот самый момент, и возродилась среди дэвов небес Таватимса. В ту же ночь она явилась к тхере Маха-Моггаллане, подобная свету Луны и Солнца, который делает Утес Ястребов на время сияющим. Она поклонилась ему, и встала в стороне в почтительной позе, со сложенными руками. Тогда старец спросил ее:

Достопочтенный Моггаллана:

«Деви, вы сияете как Луна, как Солнце, которые освещают небо и землю. Вы сияете подобно великому Брахме, чье сияние затмевает Сакку и дэвов Таватимса. Вы превосходите других вашей красотой, славой и властью.

Вы носите гирлянды из синего лотоса, ваша кожа цвета золота, и вы одеты в красивые божественные одеяния. Теперь, когда вы мне поклонились, я вас спрашиваю, кто вы?

Какие благие деяния вы совершили в прошлом? Занимались ли вы благотворительностью, или следовали нравственным предписаниям? Почему вы родились на этом небе? Какие действия вы сделали, чтобы получить такой результат?»

Дэви:

«Достопочтенный, здесь в Раджагахе, вы приходили в наш дом за подаянием. Я была рада видеть вас. Я предложила вам небольшой кусочек сахарного тростника с радостью в сердце.

Позже, когда моя свекровь пришла домой, она спросила меня: «Невестка, куда ты положила мой сахарный тростник?» Я сказала ей: «Я не выбросила, и не съела его. Я предложила его монаху, с успокоенным умом».

Моя свекровь очень разозлилась. Браня меня, она сказала: «Эй! Кто владелец этого дома ты или я? Кто принимает решения здесь?» Она ударила меня скамейкой, и я умерла мгновенно. Я была возрождена как девата на этом небе.

Это было заслугой, которую я сделала. Это послужило причиной божественного счастья в окружении богов. Бог Сакка оберегает небеса Таватимса, дэвов Таватимса и меня.

Результат подношения небольшого кусочка сахарного тростника не был малым. Это принесло великий плод. Я наслаждаюсь счастьем в небесном парке Нандана, подобно богу Сакке.

Достопочтенный, вы очень сострадательны и мудры. Я пришла сюда, чтобы осведомиться о вашем благополучии и поклониться вам. Я получила все эти замечательные вещи, предложив небольшой кусочек сахарного тростника вам с радостью, и с очень счастливым умом».
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#32 Antaradhana » 18.11.2016, 03:48

3.2 (31) Дворец-паланкин (Pallanka-vimana)

Благословенный (Будда) пребывал в Саваттхи, в Джатаване. В это время в Саваттхи дочь некоего мирского последователя была отдана замуж за сына из другой семьи, схожего происхождения, в том же городе. И она была добродушной, совершенной в практике нравственности, она хранила верность мужу, соблюдала пять нравственных предписаний, и надлежащим образом соблюдала дни Упосатхи, принимая соответствующие обеты. Потом она умерла и возникла в мире Таватимса. Достопочтенный тхера Маха-Моггаллана путешествуя по различным мирам, посетил мир Таватимса, как уже было описано выше, и спросил ее:

«Деви, вы сидите в очень удобном паланкине, украшенном драгоценными камнями, золотом и усыпанном цветами. Пребывая здесь, вы являете величие и владение большим разнообразием психических сил.

Вы находитесь в окружении многих других богинь, которые поют, танцуют и развлекают вас. Вы очень могущественны. Какое доброе дело вы сделали в вашей предыдущей жизни? В чем причина, что ты очень красивая и светит во все стороны?

Какие добродетельные дела вы совершили, когда вы были в человеческом мире, приобретя теперь эту красоту, которая светит во всех направлениях?»

Она объяснила ему, в этих стихах:

«Достопочтенный, когда я жила человеком в мире, я была невесткой в богатой семье. Я не имела злобы, была послушной своему мужу, прилежной в день празднования Упосатхи, в каждую из четырех фаз Луны.

Я всегда была честной женой. Я старалась угодить своему мужу и днем и ночью. Я начала следовать нравственным предписаниям, с самого раннего возраста.

Я воздерживалась от убийства живых существ, от взятия чужого, от распутства, от питья спиртного и не говорила лжи, я выполняла правила обучения.

Я с удовольствием соблюдала восемь обетов четыре раза в месяц на каждой из четырех фаз Луны. Соблюдение восьми обетов, четыре раза в месяц приносит огромное счастье и блаженство тому, кто следует Дхамме с ревностью в сердце.

Я следовала Благородным Восьмеричным Путем, который ведет к счастливому результату. Я была послушной мужу и приятной в общении. Я была последовательницей Благословенного (Будды) с раннего возраста.

Потому что я вела такую праведную жизнь в мире людей, я имею такие выдающиеся особенности. С разрушением тела, я достигла этих мощных психических сил, придя к хорошему рождению в мире дэвов.

В славном восхитительном дворце, в котором присутствует множество нимф, собрание блистающих дэвов радует меня, имеющую очень длительный жизненный срок в этом прекрасном мире».
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 2

#33 Sure » 18.11.2016, 09:05

так приятно почитать с утра Виманаваттху.
:)
Sure
Репутация: 173
Сообщения: 336
Зарегистрирован: 16.10.2015
Традиция: Тхеравада

#34 Vladislav » 23.11.2016, 18:45

Так данный текст канонический или нет, внесите ясность пожалуйста?
Vladislav
Репутация: 889
Сообщения: 670
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#35 Antaradhana » 23.11.2016, 19:21

Vladislav писал(а):Так данный текст канонический или нет, внесите ясность пожалуйста?

Да, он входит в Кхуддака-Никаю Палийского Канона. Это в первых строках данной темы указано.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

#36 Antaradhana » 05.12.2016, 02:50

3.4 (32) Дворец Латы (Lata-vimana)

Благословенный (Будда) пребывал в Саваттхи, в Джетаване. В то время, дочь одного мирского последователя, по имени Лата, живущая в Саваттхи, образованная, воспитанная и умная девушка, отправилась жить в дом своего мужа. Она очень радовала его, и его родителей, была приятной в беседе, ответственной и трудолюбивой, способной вести дела в домашнем хозяйстве, добродушной, совершенной в практике нравственности, и радостной в щедрости. Она была прилежной в соблюдении пяти заповедей нравственного поведения и соблюдении дней Упосатхи. Через некоторое время она умерла и возродилась в мире дэвов, как дочь великого царя Вессаваны (44). Но ее по-прежнему звали Лата. У нее было еще четыре сестры: Сайя, Павара, Аччимати и Сута. Все пятеро были привезены Сакке, царю дэвов Таватимсы, и вошли в состав его свиты в качестве танцовщиц. Но Лата была его любимицей, из-за ее мастерства в пении, танцах и т.п. Однажды они собрались, и у них возник спор, о том кто из них искуснее в пении и танцах, и они все пошли к великому царю Вессаване и спросили его: «Отец, которая из нас является лучшей в пении, танцах, и т.п.?» Он сказал так: «Дочери, идите и продемонстрируйте свои умения в собрание дэвов на берегу озера Анотатты. Там ваше мастерство станет очевидным». Они сделали так, как он сказал. Там дэвы-юноши были не в состоянии сдержать себя, когда Лата танцевала. Полные восторга и изумления, аплодируя без остановки и развевая одежды, они устроили такой шум, что задрожали горы. Но когда танцевали другие, они сидели и молчали, как кукушки в холодное время года. Таким образом, искусность Латы была очевидна собранию. Потом Суте пришла эта мысль: «В силу чего Лата превосходит нас славой и великолепием? Пойду и спрошу у нее, в силу каких поступков это так». Она спросила ее. Потом эту историю рассказали великому царю Вессаване, эта же история в полном объеме была рассказана Достопочтенному тхере Маха-Моггаллане, когда он посещал небесные миры. Рассказывая эту историю Благословенному (Будде) тхера сказал:

«Лата, Сайя, Павара, Аччимати и Сута, дочери славного и благородного короля Вессаваны, красивые и сияющие.

Однажды эти пять дочерей пришли к прохладной воде, великолепной реке с лотосами, чтобы искупаться. Когда эти дэвы купались там, играли, танцевали и пели, Сута спросила у Латы:

«Дорогая Лата, носящая гирлянды из голубого лотоса, чья кожа напоминает золото, чьи прекрасные глаза похожи на темную медь, сияющая как небо, обладающая большим жизненным сроком. Что ты совершила в прошлом, обретя такие заслуги?

Почему ты, так дорога и любима нашим господином, великолепна своей красотой, талантлива в танцах, пении и музыке? Многие боги и богини хотят узнать о твоих прошлых благих делах».

Лата, спрошенная Сутой, сказала:

«В своей прошлой жизни в мире людей, я была невесткой в очень богатой семье. Я была послушной своему мужу, никогда не расстраивала его. Была старательной в соблюдении 8 обетов в дни Упосатхи.

Я была честной и добродетельной женой с юных лет. Я дарила радость, и помогала во всем моему мужу, свекрам, членам семьи и слугам. Это стало моей заслугой.

В силу этих благих деяний я обрела выдающиеся отличия в четырех отношениях: (долготе) жизни, красоте, счастье и [психической] силе. Я живу очень счастливо, наслаждаясь божественными удовольствиями».

Сила:

«Сестры, слышали ли вы, что Лата сказала? То, что мы спросили у нее, она разъяснила очень хорошо. Быть добродетельными женами со своими мужьями – вот закон. Мужья - это поле заслуг для нас, женщин. Относясь к мужьям как к богам, уважая их, будучи верными женами, мы родились на небесах.

Так вот женщина, ученица благородных, имея веру в заслуги от своего отношения к мужу, честная перед своим господином, убив гнев, преодолев жадность, она сейчас в отплату за это, радуется на небесах»».

_______________________________
44. Один из четырех великих царей-охранителей мира дэвов.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

#37 Antaradhana » 05.12.2016, 06:33

upd:

В силу этих благих деяний я обрела выдающиеся отличия в четырех отношениях: (долготе) жизни, красоте, счастье и [психической] силе. Я живу очень счастливо, наслаждаясь божественными удовольствиями».

Сила: Сута:

«Сестры, слышали ли вы, что Лата сказала?
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#38 Sure » 05.12.2016, 07:43

последняя такая не похожая на другие)
Sure
Репутация: 173
Сообщения: 336
Зарегистрирован: 16.10.2015
Традиция: Тхеравада

#39 Морра » 05.12.2016, 13:16

Мне понравилась только про рисовую корочку.
Морра F
Репутация: 647
Сообщения: 517
Зарегистрирован: 27.05.2016
Традиция: Нет

  • 3

#40 SV » 05.12.2016, 13:42

Так данный текст канонический или нет, внесите ясность пожалуйста?

Формально в канон входит, но словом Будды (буддхавачана) не является, т.к. был сочинён спустя несколько веков после его смерти. Аналогов в других школах, в отличие от, например, той же Кхуддака-никаевской Дхаммапады, не имеет.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

Пред.След.

Вернуться в ОБСУЖДЕНИЯ СУТТ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 16 гостей