#7 aNiMa-00170 » 04.09.2016, 15:09
... Последняя часть этой главы касается состояния того, кто полностью просветлен — будды или архата, — после того, как во время смерти пять совокупностей рассеялись. В первом отрывке Будда спрашивает досточтимого Анурудху о том, каким он представляет себе татхагату, просветленного. «Представлять» — значит иметь о чем-то мнение или чем-то гордиться; такое состояние заключает в себе гордость, как мы описали это выше. Корень гордости -понятие «я есмь»; и все эти вопросы касаются существования.
«Как ты представляешь это, Анурудха, видишь ли ты форму, чувство,
восприятие, умственные формации, сознание (каждое в отдельности) как татхагату?»
— «Нет, господин».
«Как ты представляешь это? Видишь ли ты татхагату как
форму-чувство-восприятие — психические формации — сознание (взятые вместе)?»
— «Нет, господин».
«Как ты представляешь это? Видишь ли ты татхагату не имеющим
формы, чувства, восприятия, психических формаций, сознания?»
— «Нет, господин».
«Анурудха, тогда татхагата здесь и сейчас недоступен твоему пониманию, как истинный и установившийся; правильно ли сказать о нем: друзья, тот, кто есть тахагата, высший из людей, наивысший из людей, достигший высочайшего: когда татхагата описывает татхагату, он описывает его вне следующих четырех случаев: после смерти татхагата существует (он есть); или после смерти татхагата не существует (его нет); или после смерти татхагата и существует, и не существует; или после смерти татхагата не существует, ни не существует?»
— «Нет, господин».
«Хорошо, хорошо сказано, Анурудха! То, что я описываю
сейчас, как и прежде, есть дукха и прекращение дукха».
... То, что пережило просветление, не принадлежит ни одной из пяти совокупностей в отдельности, ни всем им вместе; оно не находится ни внутри, ни вне их. Наконец, не следует представлять себе, что татхагата, или достигший истины, не имеет формы и тому подобное. Все это — мнения, которые непременно не совпадают с истиной дхаммы. Будда хорошо знал, как людям нравятся спекуляции о том, чего нельзя облечь в слова.
Позднейшие буддисты, называемые «последователями Махаяны», попали в западню мнений и даже сфабриковали буддийскую версию теологии. У них существует представление о будде как о фантоме, об эманации вечного будды, пребывающего в высшей сфере; в этом усматривается большое сходство с ересями докетов в христианстве. В настоящей сутте и сходных текстах палийского канона Будда указывает, что подобные спекуляции бесплодны.
Даже несмотря на то, что досточтимый Анурудха признает неадекватными мнения:
после смерти просветленный существует (есть);
после смерти просветленный не существует;
после смерти просветленный и существует, и не существует;
после смерти просветленный ни существует, ни не существует,
он попытался сказать тем, кто его спрашивал, что существует какой-то иной способ описания состояния умершего будды или архата. Будда возвращает его на землю упоминанием о сущности дхаммы: существование дукха и путь к ее прекращению.
— Кхантипало Бхиккху,
из книги <<Безмятежность и Постижение>>
Дхамма древнейшей традиции Тхеравада
....
сайт: https://theravada.world
Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма