Можно и без джханы достичь просветления,
Абсолютно невозможно, исключено полностью - см. МН 64.
Есть сутта, где делается акцент на том, что возможна привязанность к радости первых джхан, ее необходимо преодолеть и двигаться дальше. Зачем бы Будде говорить об этом преодолении, если бы и из первых джхан можно было освободиться? Я думаю, что божественное счастье даже труднее преодолеть, чем земные препятствия. Т. е. из первой сложнее освободиться, чем вообще без джхан.
А есть сутта, где Будда говорит, что удовольствия джхан нельзя бояться, потому что оно не имеет ничего общего с неблагими состояниями ума, и более того, его нужно развивать и взращивать. Восторг (первых двух джхан), к слову, является 1 из 7 факторов просветления, и требует развития как фактор просветления. Привязаться к джхане едва ли возможно. Можно на ней остановиться, полагая, что дальше делать уже ничего не нужно, но вот прям привязаться и не отвязаться - это едва ли; ибо счастье джханы - это счастье свободы, а не цепляния. Опять же см. метафору преодоления помех перед джханой, что и является причиной возникновения восторга и удовольствия джханы -
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/T ... -maha-assapura-sutta-sv.htm#a6 Монахи, представьте, как если человек взял бы заём и предпринял некое дело, и его дело пошло бы на лад, так что он мог бы выплатить все деньги, и у него осталось бы достаточно ещё, чтобы содержать жену. И тогда, осознав это, он был бы довольным и полным радости.
Или представьте, как если бы человек был бы нездоров, поражён болезнью, серьёзно болен. Еда не подходила бы ему, у его тела не было бы силы. Но позже он бы выздоровел от болезни, еда бы подходила ему, его тело восстановило бы силу. И тогда, осознав это, он был бы довольным и полным радости.
Или представьте, как если бы человека бросили в тюрьму, но позже он бы освободился от тюрьмы, был бы в безопасности и сохранности, не потеряв своего имущества. И тогда, осознав это, он был бы довольным и полным радости.
Или представьте, как если бы человек был бы рабом, не независимым, но зависимым от других. Он не мог бы идти туда, куда пожелает. Но позже он бы освободился от рабства, стал бы зависим только от себя, независимым от других, и мог бы идти туда, куда пожелает. И тогда, осознав это, он был бы довольным и полным радости.
Или представьте, как если бы человек с богатством и имуществом поехал бы по дороге, ведущей сквозь пустыню, но потом он бы пересёк пустыню, был бы в безопасности и сохранности, не потеряв своего имущества. И тогда, осознав это, он был бы довольным и полным радости.
Точно также, монахи, когда эти пять помех не отброшены в нём, монах видит их соответствующим образом как долг, болезнь, тюрьму, рабство, дорогу через пустыню. Но когда эти пять помех были отброшены в нём, он видит это как свободу от долга, здоровье, освобождение из тюрьмы, освобождение от рабства, безопасную землю.
Отбросив эти пять помех, изъянов ума, которые ослабляют мудрость, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], монах входит и пребывает в первой джхане, которая сопровождается направлением и удержанием [ума на объекте медитации], с восторгом и удовольствием, которые возникли из-за [этой] отстранённости.Зачем бы Будде говорить об этом преодолении, если бы и из первых джхан можно было освободиться?
Скорее всего за тем, что в 4 джхане осознанность набирает максимальную силу, поддерживаясь безмятежностью. Восторг и удовольствие более низких джхан являются отвлекающими, а когда они исчезают, уступая место безмятежности - ум набирает максимальную силу для прозрения. Но, опять же, возможно, некий сильный умом индивид, может пренебречь этим, и развить прозрение и на основе 1 джханы. Тексты сутт допускают такую возможность - если трактовать буквально. Хотя я лично тоже считаю, что всё-таки четвёртая нужна, а тексты просто так не особо удачно составлены; или же, их нужно трактовать не буквально, а витиевато (кривовато), как то, что прозрение на 1 джхане возможно, безусловно - но только уже после того, как ум достиг четвёртой джханы и вернулся (по какой-то там причине) к первой обратно.
Опять же, почти все случаи просветления в каноне случались ВНЕ джхан вообще, что очень интересно и обычно напрочь всеми современными учителями игнорируется. В этом случае, если даже это комментируют, то так: либо индивид выходит из джхан и потом мол де "випассанирует" методикой сухой випассны, либо он во время лекции по-бырому входит в джхану и всего достигает за миг. Всё это звучит странно, а самое разумное объяснение такое - человек с уровнем такого ума просто фактически способен через обычное
понимание достичь просветления - точно также, как это происходит в случае со вступлением в поток. Т.е. он слушает, в голове условный щелчок типа "Эврика!" и всё - и таких случаев в каноне (по какой-то причине) большинство. Т.е. ты развил джхану, пошёл к Будде, он тебе сказал пару фраз, и ты, услышав эти слова, становишься арахантом. Бахия, классика. Опять же, сын Будды,
Рахула (тут процесс прям детально расписан). Да и много кто.