Маха госинга сутта: Большая лекция в Госинге МН 32

Список форумов Теория и практика ОБСУЖДЕНИЯ СУТТ

Описание: Обсуждаем конкретную сутту. Допускаются любые точки зрения.

  • 1

#1 Федор » 05.08.2019, 08:45

В этой сутте речь идет о разных способностях (склонностях) учеников Будды. Описывается духовный путь каждого из них. Они очень разные. Но каждый из учеников, благодаря этому пути (кто-то через медитацию, кто-то через мудрость, аскетизм и т. д.) достигли больших успехов.
Интересно то, что Будда поощряет именно эти способности учеников, не навязывая им известную схему пути освобождения. Более того, говоря о себе ( и даже не отдельно, а в этом ряду), он не утверждает, что нужно поступать так, как он, а просто говорит, что для него это так, при этом хвалит других.

Достопочтенный Сарипутта спросил Благословенного: «Учитель, кто из нас высказался [наиболее] хорошо?»
«Вы все высказались хорошо, Сарипутта, каждый по-своему.


Там еще есть момент, когда Будда делает акцент именно на склонностях каждого ученика, поощряя развивать именно эти склонности.

Так может наши споры о том, что важно, а что второстепенно, что должно быть вначале, а что потом - не обоснованы? Все-таки много зависит и от склонностей или даже таланта каждого человека.
Кроме Правильных взглядов, конечно, которые , несомненно, должны быть основой практики.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4772
Сообщения: 3053
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#2 Топпер » 05.08.2019, 11:06

Федор писал(а):Так может наши споры о том, что важно, а что второстепенно, что должно быть вначале, а что потом - не обоснованы? Все-таки много зависит и от склонностей или даже таланта каждого человека.
Кроме Правильных взглядов, конечно, которые , несомненно, должны быть основой практики.
Всё-таки это Будда. Он, обладая всеведением, видит кому, что и как говорить и что поощрять.
Если все вокруг непросветлённые, то иметь хотя бы общий план занятий - на мой взгляд хорошо всё-таки.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 1434
Сообщения: 1161
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

  • 2

#3 whodef » 05.08.2019, 12:08

Так может наши споры о том, что важно, а что второстепенно, что должно быть вначале, а что потом - не обоснованы? Все-таки много зависит и от склонностей или даже таланта каждого человека.
Кроме Правильных взглядов, конечно, которые , несомненно, должны быть основой практики.
Если люди действительно талантливы и достигли бы того, о чём думают, то никаких споров не было бы. Проще говоря, относились бы с пониманием и не спорили бы. А «схема освобождения» так или иначе необходима, чтобы сверяться и иметь ориентир. Неужели нет?
whodef
Аватара
Репутация: 3
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 01.10.2018
Традиция: Тхеравада

  • 4

#4 SV » 05.08.2019, 14:06

Так может наши споры о том, что важно, а что второстепенно, что должно быть вначале, а что потом - не обоснованы? Все-таки много зависит и от склонностей или даже таланта каждого человека.
Кроме Правильных взглядов, конечно, которые , несомненно, должны быть основой практики.

Как всегда, сравню с музыкой. Вот есть знаменитые на весь мир вокалисты, некоторые из них никогда не брали уроки вокала, или брали 1-2 урока за всю карьеру. Но сколько таких из всех поющих в мире? Один на несколько миллионов. А всем остальным для того, чтобы научиться петь, нужно пройти стандартную, многократно проверенную множеством учителей вокала, методику. И тогда они, в зависимости от своих способностей и упорства, достигают определённых результатов.

Вот так и в буддизме. В Каноне чаще всего описываются идеальные случаи уникальных и самых лучших учеников, и даже говорится, что их надо брать за ориентир. Однако нигде не говорится, что нужно брать за ориентир и их путь практики - потому что это неправильно. Для 99% учеников Будда дал поэтапную стандартную схему с описанием всех главных этапов, а также разъяснил множество дополнительных практик для работы с конкретными омрачениями. Поэтому каждому первому буддисту нужно следовать этой схеме, а не мнить себя уникумом, который один на миллион, и готовый к просветлению.

"Бхаддали, представь, как умный тренер лошадей приобретает отличного чистокровного жеребёнка. Вначале он делает так, что тот привыкает носить удила. Когда идёт процесс привыкания жеребёнка к ношению удил, поскольку он делает то, чего прежде никогда не делал, он проявляет некоторое искривление, извилистость, колебание. Но из-за частых повторений и постепенной практики он становится спокойным в этом действии.

Когда жеребёнок стал спокойным в этом действии, тренер лошадей делает так, что тот привыкает носить упряжь. Когда идёт процесс привыкания жеребёнка к ношению упряжи, поскольку он делает то, чего прежде никогда не делал, он проявляет некоторое искривление, извилистость, колебание. Но из-за частых повторений и постепенной практики он становится спокойным в этом действии.

Когда жеребёнок стал спокойным в этом действии, тренер лошадей делает так, чтобы тот держал шаг, бегал по кругу, гарцевал, галопировал, нёсся во весь опор, [тренирует его] в царских качествах, в царском наследии, в высочайшей скорости, в высочайшей проворности, в высочайшей покорности. Когда идёт процесс привыкания жеребёнка ко всем этим вещам, поскольку он делает то, чего прежде никогда не делал, он проявляет некоторое искривление, извилистость, колебание. Но из-за частых повторений и постепенной практики он становится спокойным в этих действиях.

Когда жеребёнок стал спокойным в этих действиях, тренер лошадей далее вознаграждает его растиранием и разглаживанием. Когда отличный чистокровный жеребёнок обладает этими десятью факторами, он достоин царя, достоин царской службы, считается одним из факторов царя".
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14231
Сообщения: 5895
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада


Вернуться в ОБСУЖДЕНИЯ СУТТ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 2 гостя