Сутта о контроле мыслей - МН 20

Список форумов Теория и практика ОБСУЖДЕНИЯ СУТТ

Описание: Обсуждаем конкретную сутту. Допускаются любые точки зрения.

#1 Кхеминда » 20.03.2014, 18:07

Вот сутта целиком
http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn20-vitakkasanthana-sutta-sv.htm
http://dhamma.ru/canon/mn/mn20.htm

Особенно интересен нижеследующий момент:

Расслабление неблагих мыслей

Если плохие, неумелые мысли, насыщенные желанием, отвращением, заблуждением, всё ещё возникают в уме монаха, по мере того как он не уделяет им внимания, ему следует расслабить формирование мыслей в отношении этих мыслей. По мере того как он расслабляет формирование мыслей в отношении этих плохих, неумелых мыслей, они отбрасываются и утихают. С их оставлением он тут же утверждает ум, успокаивает его, делает его собранным, сосредоточенным. Подобно тому, как если бы идущий быстрым шагом человек подумал бы: «Зачем я иду быстро? Почему бы мне не пойти медленно?» И вот он идёт медленно. Мысль приходит к нему: «Зачем я иду медленно? Почему бы мне не встать?» И вот он встаёт. Мысль приходит к нему: «Зачем я стою? Почему бы мне не сесть?» И вот он садится. Мысль приходит к нему: «Зачем я сижу? Почему бы мне не лечь?» И вот он ложится. Таким образом, оставляя более грубую позу, он принимает более утончённую. Точно также, если плохие, неумелые мысли, насыщенные желанием, отвращением, заблуждением, всё ещё возникают в [уме] монаха, по мере того как он не уделяет им внимания, ему следует расслабить формирование мыслей в отношении этих плохих, неумелых мыслей. По мере того как он расслабляет формирование мыслей в отношении этих плохих, неумелых мыслей, они отбрасываются и утихают. С их оставлением он тут же утверждает ум, успокаивает его, делает его собранным, сосредоточенным.

И написано, если практиковать любой из 4 методов, в том числе вышеприведенный то можно добиться такого уровня:

Он думает такие мысли, которые хочет думать, и не думает таких мыслей, которых не хочет думать.

И далее написано, что с помощью этого метода можно даже вот к этому прийти:

Он разрубил жажду, отбросил путы, и за счёт правильного прозрения в самомнение положил конец страданиям».

Вообще попробовал этот метод. То есть когда неблагие мысли появляются или даже чувства, то просто умственно раслабляешь их и отпускаешь. Что интересно, если во время практики наблюдения за дыханием или метты делать, то эффект от медитации усиливается в разы. То есть если на дыхание например медитируешь, если появились мысли или чувства или напряжения обращаешь на на них внимание, затем расслабляешь, можно даже не сами мысли расслаблять, но и подсознательное волевое удерживание их умом (Санкхары) эффект тот же будет. Собственно в сутте про расслабление Санкхары (формации - конструкции) и говорится.
Кхеминда

  • 1

#2 Топпер » 20.03.2014, 18:24

Eugeny писал(а):И написано, если практиковать любой из 4 методов, в том числе вышеприведенный то можно добиться такого уровня:
Он думает такие мысли, которые хочет думать, и не думает таких мыслей, которых не хочет думать.
Очень интересный эффект, когда это получается. Удивительно, но такое возможно.
Топпер

  • 1

#3 SV » 20.03.2014, 18:37

И написано, если практиковать любой из 4 методов, в том числе вышеприведенный то можно добиться такого уровня:

Он думает такие мысли, которые хочет думать, и не думает таких мыслей, которых не хочет думать
.

Там сказано по-другому. Что если все 5 методов человек умеет осуществлять, то вот тогда он добивается такого результата. Более того, приводится последовательность в применении методов. Если не получается первый, то нужно перейти ко второму. Самый плохой и крайний метод - это 5-ый, последний.

Собственно в сутте про расслабление Санкхары (формации - конструкции) и говорится.

Опять-таки неверно. Говорится о "формирователях мыслей", т.е. о том, что эти мысли запускает. Здесь активное значение слова "санкхара", а не пассивное. Оба значения нужно уметь различать. http://theravada.ru/Teaching/Lectures/bodhi_sankhara-sv.htm :umnik:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#4 Кхеминда » 20.03.2014, 19:55

SV писал(а):Там сказано по-другому. Что если все 5 методов человек умеет осуществлять, то вот тогда он добивается такого результата. Более того, приводится последовательность в применении методов. Если не получается первый, то нужно перейти ко второму. Самый плохой и крайний метод - это 5-ый, последний.
Так сказано ведь:
Если порочные, неумелые мысли – связанные с желанием, отвращением, или заблуждением – все еще возникают у монаха, то может развивать другой вид практики из пяти.


Вот например

Если порочные, неумелые мысли – связанные с желанием, отвращением, или заблуждением – все еще возникают у монаха, в то время как он обращает внимание на этот другое представление, связанный с тем, что умело, он должен тщательно исследовать недостатки этих мыслей: "Действительно, эти мои мысли – неумелы ... заслуживают порицания ... эти мои мысли приводят к страданию". И когда он тщательно исследует их недостатки ..., порочные, неумелые мысли ... отбрасываются и стихают. С их уходом, он уравновешивает свой ум изнутри, успокаивает его, объединяет его, и сосредотачивает его. Точно также, как молодая женщина – или молодой человек – любящие украшения, пришли бы в ужас, были бы оскорблены, и испытали бы отвращение, если скелет змеи, собаки или человека был бы повешен им на шею; таким же образом ... монах уравновешивает свой ум изнутри, успокаивает его, объединяет его, и сосредотачивает его.
http://dhamma.ru/canon/mn/mn20.htm

SV писал(а):Опять-таки неверно. Говорится о "формирователях мыслей", т.е. о том, что эти мысли запускает. Здесь активное значение слова "санкхара", а не пассивное. Оба значения нужно уметь различать. http://theravada.ru/Teaching/Lectures/bodhi_sankhara-sv.htm :umnik:

Так и я о том же.
Кхеминда

  • 1

#5 SV » 21.03.2014, 11:57

Если порочные, неумелые мысли – связанные с желанием, отвращением, или заблуждением – все еще возникают у монаха, то может развивать другой вид практики из пяти.

Это означает, что если в данный конкретный момент возникают неблагие мысли, то вначале применяешь первый способ. Если они не отступили, то берёшься за второй и т.д... если совсем всё плохо - подавляешь их в себе (самый плохой метод).
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#6 Федор » 21.03.2014, 13:38

SV писал(а): (самый плохой метод).

Почему? Будда плохие методы не предлагал.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#7 Елена Котельникова » 21.03.2014, 13:45

Федор писал(а):
SV писал(а): (самый плохой метод).

Почему? Будда плохие методы не предлагал.
Имхо, в смысле, что крайний. Подавление же хуже, чем, например, рассеивание, то что подавляют имеет риск потом всплыть.

И ещё, чисто субъективно, эти методы идут по порядку также в плане "энергозатратности". Перенастроиться на благое требует меньше усилий, чем увидеть изъяны. Игнор ещё тяжелее, расслабление труднее игнора и по-моему дольше по времени. Ну а то, что подавлять в себе что-либо, очень тяжело - с этим, думаю, каждый сталкивался.
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3574
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#8 SV » 21.03.2014, 14:10

Почему? Будда плохие методы не предлагал.

Этот же метод Будда описывает как "болезненную аскезу", которую он использовал до просветления, пробуя разные методы. То есть этот метод "не фонтан". Но раз уж он его всё-таки предлагает в МН 20, то, очевидно, как крайний вариант. Как говорится, лучше насильно подавить в себе желание убить кого-то, чем убить. Но, как хорошо известно психологам, все подавления рано или поздно вскрываются и проявляются иногда с десятикратной силой. Поэтому метод подавления - плохой.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#9 Федор » 21.03.2014, 16:13

Да, меня тоже в свое время смущал этот момент, поэтому я заострил внимание на нем здесь, чтобы обсудить. Соглашусь с вами в целом, но думаю, что такое подавление в данном случае является примером того, что разум способен властвовать над эмоциями, что само по себе обнадеживает.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#10 Федор » 22.03.2014, 06:48

Федор писал(а): что разум способен властвовать над эмоциями

Добавлю: и над самим собой (мыслями). А то как-то я с эмоциями-то не в тему... :upset: Какой-то рассеянный становлюсь :sad: Сегодня с утра хоть посмотрел, о чем здесь идет речь, а то, по своему обыкновению, вырвал вчера только фразу.

Кстати, этот метод в суттах звучит как "сокрушение разума разумом". Класс. Мощнейшая человеческая способность самоконтроля. Так что метод не самый плохой, похоже.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада


Вернуться в ОБСУЖДЕНИЯ СУТТ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 25 гостей