Страница 1 из 1

Дхаммы

Сообщение #1Добавлено: 07.01.2015, 21:27
Маркион
Известно, что абхидхамм было несколько, у каждой школы своя. Где-то похожи, где-то сильно различны. Мне интересно, откуда вообще появилась абхидхамма. Имеется ввиду не старый спор о том, чем является абхидхамма - словом Будды или более поздними комментариями. Интересует несколько другое. Сама идея дхамма-частиц находит ли истоки в суттанте? Встречается ли в сутта-питаке употребление такого термина или, по крайней мере, его зачатки? Все ли школы одинакового понимали это понятие?

Сообщение #2Добавлено: 07.01.2015, 22:09
SV
В суттах такой информации нет. Идея развилась позже, когда, очевидно, появились утончённые философские дебаты на эту тему. Вот здесь ссылка есть на подробную работу, освещающую вопрос поэтапного формирования абхидхармических идей - /viewtopic.php?f=17&t=1302&start=60#postform

Само слово "дхамма", разумеется, в суттах есть, но нигде оно не объясняется так, как этот термин стали понимать в абхидхаммической модели. Более того, в самой Абхидхамме изначально сделали деление, что Дхамма может объясняться с позиции сутт (суттанта-бхаджания), а может с позиции Абхидхаммы (абхидхамма-бхаджания), намекая на то, что в суттах нет абхидхаммических трактовок, т.е. там говорится как бы о другом (хотя некоторые поздние комментарии на сутты стали уже пытаться истолковывать некоторые моменты сутт именно с позиции Абхидхаммы).

В суттах слово "дхамма" объясняется в более общем смысле, именно как феномен или явление. Например, злоба, или, скажем, апатия - это такой умственный феномен, т.е. некое явление "вообще", которое можно увидеть, обнаружить как реально наличествующее. А дальше, скорей всего, по мере утончённости дебатов, стали выяснять онтологический статус - что же именно стоит за этим явлением, каковая его природа, является ли оно составным или неделимым и т.д. и т.п. Первые махаянисты тоже участвовали в этих дебатах. Если не ошибаюсь, Асанга первым в своём труде заявил, что дхаммы номинальны и пусты, не обладают абсолютно-реальной природой на уровне абсолютной истины. Отсюда потом стало удобно объяснять всякие махаянские и ваджраянские постулаты. Сарвастивадины придумали идею того, что дхаммы существуют настолько абсолютно, что даже не подвержены времени - и они есть одинаково реально и в прошлом и в настоящем и в будущем (правда не знаю как это воззрение могло сказаться на практике - возможно, могло привести к идее этернализма - не знаю).

Идею моментности дхамм (кханикаваду) относят (встречалось вроде в некоторых источниках) где-то к периоду Буддагоши, 5 в н.э. Однако по мне, она появилась в абхидхармической доктрине раньше, т.к. инфа на этот счёт есть в Маханидессе, которая в какой-то момент была включена в Кхуддака Никаю, по некоторым оценкам, с 1 в днэ по 2 в нэ..

Сообщение #3Добавлено: 21.01.2015, 01:28
Топпер
Маркион писал(а):Имеется ввиду не старый спор о том, чем является абхидхамма - словом Будды или более поздними комментариями. Интересует несколько другое. Сама идея дхамма-частиц находит ли истоки в суттанте? Встречается ли в сутта-питаке употребление такого термина или, по крайней мере, его зачатки? Все ли школы одинакового понимали это понятие?
Конечно имеется. По сути дела список дхамм, который мы имеем, практически полностью взят из сутт.
Это и Ниббана, и килесы, и великие первоэлементы, и четыре брахмавихары и т.д.

Сообщение #4Добавлено: 14.12.2015, 14:10
Asoka
Топпер писал(а):По сути дела список дхамм, который мы имеем, практически полностью взят из сутт.
Уважаемый Топпер, есть возможность ознакомиться с этим списком дхамм?

Сообщение #5Добавлено: 14.12.2015, 14:27
ankle
Ашока, dhamma.ru/lib/dhammas.htm

Сообщение #6Добавлено: 15.12.2015, 15:54
Asoka
ankle писал(а):Ашока, dhamma.ru/lib/dhammas.htm
Благодарю за ссылку. Другого я собственно и не ожидал, так что обсуждать в данной теме нечего.