скажите, а на какие элементы распадается существо?
На те из которых оно состоит, будучи склеенными в отдельное конкретное "существо" жаждой, что порождена невежеством. Всякие ментальные и материальные кусочки.
да, я просто неряшливо выразился, имел в виду уччхеда диттхи. Спасибо что правильно понял.
но насчёт vibhavataṇhā - жажды не-становления? из Дхаммачакки.
Вибхаватанха в отличие от уччхеды никак не объясняется, нет никаких метафор или примеров о том, что бы это означало. Скорее всего это просто банальное желание подохнуть у самоубийц, поскорее свести счёты с треклятой жизнью, в прямую противоположность желанию жить вечно у гедонистов и прочих "нормальных" людей и существ
Вполне возможно, что вибхаватанха чаще бывает у аннигиляционистов, но не всегда. Например, вибхаватанха была у монаха Ньянавиры, который считал, что в этой жизни ему ничего не светит, надо переродиться и там будет лучше - и наложил на себя руки. Ну случай известный. Тоже вибхаватанха, но по воззрению он явно не был аннигиляционистом. Это я к тому, что эти два понятия не тождественны.
Есть ли всё равно идёт аннигиляция то не всё ли равно есть ли "я"?
Нет, не всё равно. "Я" - это то самое ценное, ради чего как бы люди и живут, и что больше всего лелеют - оно же во многом совпадает с бхава-танхой, желания быть вечно и всегда. И с другой же стороны, "Я", и убеждённость в "Я" - это то, что скрепляет существо, продолжая круговерть aka сансара. Таким образом, аннигиляционисты (не будучи свободными от "Я") не могут освободиться от круговерти, хоть они и считают (верят то есть), что она закончится в момент смерти. По ссылке, что я привел выше, Будда упоминает, что аннигиляционист, если успешно практикует в соответствии со своим воззрением (желая прекратить существование) может достичь высочайшего пика сансары - т.е. 4-ой арупаджханы. Но выйти за неё он не способен - мешает самость. Хотя этот уровень по факту уже почти ниббана - там практически развалились все составляющие, она даже так и называется "сфера остаточных формаций".
Материалисты тут частный случай аннигиляционистов, кстати. Быть материалистом - вовсе не значит быть свободным от круговерти. Можно конечно тут начать спорить, но Будда как известно отказывает не-буддистам в возможности освободиться, а неявно выраженные воззрения (или даже отсутствие оных) объясняются одной из 7 анусай - скрытых склонностей. Другими словами, можно говорить и считать как угодно, но в глубине ума засела такая вот невидимая фигня как анусая к самостным воззрениям, и из-за неё ты не можешь быть свободным от сансары - пройдёт время, наступит другая жизнь - и может из материалиста ты превратишься в радикального христианина-этерналиста -- как знать
Отсюда кстати и название сутты "Брахмаджала" - этакая рыболовная сетка воззрений (а точнее, 62 оснований для возникновения самостных воззрений), которая запутывает и удерживает, не даёт стать свободным от сансары.