Описание 5 кхандх в амбхидхаме

Список форумов Теория и практика АБХИДХАММА

Описание: Вопросы, касающиеся Абхидхаммы.

  • 1

#1 yanicky » 06.05.2017, 00:55

Описание 5 кхандх в амбхидхаме
Может быть есть у кого-нибудь в закромах текст из амбхидхаммы по этой теме? Желательно на русском. Очень нуждаюсь, а сам не нашел :book:
yanicky
Репутация: 11
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 13.04.2017
Традиция: Тхеравада

  • 2

#2 Vladislav » 06.05.2017, 03:15

Нашел такое:
1. форма, чувства — рупа (пали. rūpa-kkhandha IAST, санскр. रूप, rūpa IAST; кит. трад. 色蘊, упр. 色蕴, пиньинь: sè yùn) — тело, шесть его органов чувств и их объекты — 18 дхату. Форма состоит из четырёх компонентов (махабхута): земли, ветра, огня и воды. Понятие рупа близко к понятию материи в западной философии.
2. чистые чувства, ощущения — ведана (пали. vedanā-kkhandha IAST, санскр. वेदना, vedanā IAST; кит. трад. 受蘊, упр. 受蕴, пиньинь: shòu yùn), без эмоций: речь идёт о действии предметов мира на чувственность, их наличие, перцепции. Существует три вида чувства: приятное, неприятное и нейтральное. Их особенность в том, что они не осмысливаются, а только принимаются — их качество пропорционально их интенсивности.
3. восприятия-ощущения, представления — санджня (сання) (пали. saññā-kkhandha IAST, санскр. संज्ञा, saṃjñā IAST; кит. трад. 想蘊, упр. 想蕴, пиньинь: xiǎng yùn), речь идёт о детальном, чувственном восприятии, аффективной обработке. Существует шесть классов восприятия: восприятие форм, звуков, запахов, вкусов, телесных ощущений и идей.
4. духовные склонности и воля, также опыт — самскара (санкхара) (пали. sankhāra-kkhandha IAST, санскр. संस्कार, saṃskāra IAST; кит. трад. 行蘊, упр. 行蕴, пиньинь: xíng yùn) — практически все виды умственной деятельности (мнения, мысли, порывы, решения), которые в дополнение к чувству и восприятию присутствуют в отдельном моменте сознания. Воля (четана) — источник кармы. Речь идёт об осознанном действии.
5. сознание-разум, знание, различение — виджняна (виняна) (пали. viññāṇa-kkhandha IAST, санскр. विज्ञान, vijñāna IAST; кит. трад. 識蘊, упр. 识蕴, пиньинь: shìyùn) — то, что объединяет ряд непостоянных и мгновенных состояний сознания. Речь идёт о понимании результатов действия, не омрачённом эмоциями, иначе — о запоминании, накоплении знания.
5 кхандх - wikipedia
Vladislav
Репутация: 889
Сообщения: 670
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#3 yanicky » 06.05.2017, 03:27

Вики я тоже нашел) И там, кстати, наиболее емко и точно (на мой взгляд).Но это не Амбхидхамма.
yanicky
Репутация: 11
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 13.04.2017
Традиция: Тхеравада

  • 1

#4 Vladislav » 06.05.2017, 04:17

5 совокупностей - как описано прямо на theravada.ru, об абидхамме там тоже есть.
Vladislav
Репутация: 889
Сообщения: 670
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#5 Volovsky » 06.05.2017, 06:24

В абхидхамме обычно используются не термины "5 кхандх", а термины "читта" (сознание), "четасика" (ментальные факторы, их 52) и "рупа" (форма, материальность). При этом

кханда сознания=читта,
кхандха чувствование = четасика чувствование,
кхандха восприятие = четасика восприяте,
кхандха форма=рупа,
кхандха санскар = все остальные (50) четасик.

Про читту, четаскики и рупу, думаю, легко найдете в любой книге по абхидхамме.
Volovsky M
Аватара
Репутация: 173
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 07.04.2017
Традиция: Тхеравада

#6 yanicky » 08.05.2017, 00:09

Меня больше волнует вопрос соотношения воли с другими санкхарами. В комментариях к упадана парипаватта сутте написано, что воля -- главная среди санскар. Но не является ли она не просто главной, но и определяющей все остальные? С точки зрения биологии и психологии и рупа, и ведана, и санджня в своем виде и соотношении вопросов не вызывают. Но вот санкхары.

С виду все они являются результатом волевого выбора, кроме "жизненной психической силы". Ошибаюсь?
yanicky
Репутация: 11
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 13.04.2017
Традиция: Тхеравада

  • 1

#7 Volovsky » 08.05.2017, 19:28

yanicky писал(а):Меня больше волнует вопрос соотношения воли с другими санкхарами. В комментариях к упадана парипаватта сутте написано, что воля -- главная среди санскар. Но не является ли она не просто главной, но и определяющей все остальные? С точки зрения биологии и психологии и рупа, и ведана, и санджня в своем виде и соотношении вопросов не вызывают. Но вот санкхары.

С виду все они являются результатом волевого выбора, кроме "жизненной психической силы". Ошибаюсь?
Думаю, можно и так сказать (в случае кусала и акусала-читт). По крайней мере, в определенной степени это будет верно. Если четана неблагая, то это потянет появление неблагих четасик и наооборот (хотя, не сказал бы, что все четасики являются "результатом волевого выбора" - в особенности это не касается четасик, которые сопровождают все читты - ведана. саннья, дживитиндрия и т.д.). Хотя, поскольку все ментальные факторы возникают одновременно, то не так легко сказать, что там первично.
Volovsky M
Аватара
Репутация: 173
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 07.04.2017
Традиция: Тхеравада


Вернуться в АБХИДХАММА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 8 гостей