Сознание с точки зрения Абхидхаммы
Добавлено: 20.01.2014, 20:21
Существуют четыре сферы сознания. Три мирских: чувственная сфера, тонкая материальная сфера и имматериальная сфера; четвертая - сверхмирская…
…Хотя сферы сознания имеют близкую связь с соответствующими планами существования, они не идентичны. Сферы сознания являются категориями для классификации типа читт, планы существования являются областями или мирами, в которых существа перерождаются …
…Определенная взаимосвязь все же существует между сферами сознания и планами существования: отдельная сфера существования охватывает те типы сознания, которые являются типичными для соответствующего плана существования …
Сознание отдельной сферы существования не ограничено соответствующим планом, но может возникать в других планах существования также; например, читты тонкой материальной и имматериальной сферы могут возникать в чувственном плане,а читты чувственной сферы могут возникать в тонких материальных и имматериальных планах. ..
Однако, каммически активные читты, которые создают камму, стремятся создавать перерождение в соответствующем плане существования, и если преуспевают в достижении возможности создать новое перерождение, они сделают это только на том плане а ни на каком-либо другом. Таким образом связь между сферами сознания и соответствующими планами существования чрезвычайно тесная /Абхидхамматтха Сангаха Ачарии Ануруддхи
Итак, какие выводы мы можем сделать из этого фрагмента? Прежде всего – все миры так или иначе связаны с сознанием, я бы даже сказал - находятся в сознании. И именно сознание играет решающую роль в формировании каммы, а, следовательно, в перерождении. Таким образом, оно словно направляет существо в ту свою сферу или уровень, на которой и разворачивается соответствующий камме мир. То есть, сознание здесь однозначно первично, а миры являются лишь его плодом. То есть сознание – основа сансары и оно вбирает в себя всю сансару, а точнее – является ей. Кроме сознания, по большому счету, ничего не существует. Вы можете мне возразить, что мои рассуждения склоняются в сторону Махаяны. Ан нет. Махаяна утверждает вечное сознание и не знает выхода из него. Мои же рассуждения не предполагают вечность сознания. Вернее, оно вечно только внутри сансары. Париниббана – единственный способ его прервать.
Также в отрывке, приведенном мной, можно найти объяснение возможности перемещения в другие миры – это всего лишь умение владеть сознанием («Сознание отдельной сферы существования не ограничено соответствующим планом, но может возникать в других планах существования»), которое влечет за собой и умение перемещаться в другие местности и миры.
…Хотя сферы сознания имеют близкую связь с соответствующими планами существования, они не идентичны. Сферы сознания являются категориями для классификации типа читт, планы существования являются областями или мирами, в которых существа перерождаются …
…Определенная взаимосвязь все же существует между сферами сознания и планами существования: отдельная сфера существования охватывает те типы сознания, которые являются типичными для соответствующего плана существования …
Сознание отдельной сферы существования не ограничено соответствующим планом, но может возникать в других планах существования также; например, читты тонкой материальной и имматериальной сферы могут возникать в чувственном плане,а читты чувственной сферы могут возникать в тонких материальных и имматериальных планах. ..
Однако, каммически активные читты, которые создают камму, стремятся создавать перерождение в соответствующем плане существования, и если преуспевают в достижении возможности создать новое перерождение, они сделают это только на том плане а ни на каком-либо другом. Таким образом связь между сферами сознания и соответствующими планами существования чрезвычайно тесная /Абхидхамматтха Сангаха Ачарии Ануруддхи
Итак, какие выводы мы можем сделать из этого фрагмента? Прежде всего – все миры так или иначе связаны с сознанием, я бы даже сказал - находятся в сознании. И именно сознание играет решающую роль в формировании каммы, а, следовательно, в перерождении. Таким образом, оно словно направляет существо в ту свою сферу или уровень, на которой и разворачивается соответствующий камме мир. То есть, сознание здесь однозначно первично, а миры являются лишь его плодом. То есть сознание – основа сансары и оно вбирает в себя всю сансару, а точнее – является ей. Кроме сознания, по большому счету, ничего не существует. Вы можете мне возразить, что мои рассуждения склоняются в сторону Махаяны. Ан нет. Махаяна утверждает вечное сознание и не знает выхода из него. Мои же рассуждения не предполагают вечность сознания. Вернее, оно вечно только внутри сансары. Париниббана – единственный способ его прервать.
Также в отрывке, приведенном мной, можно найти объяснение возможности перемещения в другие миры – это всего лишь умение владеть сознанием («Сознание отдельной сферы существования не ограничено соответствующим планом, но может возникать в других планах существования»), которое влечет за собой и умение перемещаться в другие местности и миры.