Буддизм учит избавлению от привязанностей, Дао дэ Цзин ¬¬– согласованию своей жизни с Дао (естественным ходом вещей). При этом главный метод достижения гармонии с Дао по Лао-цзы – это «недеяние», которое трактуется западными философами, как пассивность. Однако здесь может быть имеется в виду вовсе не это. Недеяние можно трактовать, если внимательно читать текст Дао дэ Цзин, не как пассивную жизненную позицию, а как отказ от стремления человека контролировать естественный ход вещей, который порождает ощущение дисгармонии, поскольку мир никогда не совпадет полностью с нашими желаниями. И в этом плане «недеяние» Лао-цзы очень напоминает концепцию освобождения от привязанностей в буддизме. Ведь если вдуматься поглубже, то заглавная привязанность человека вовсе не наслаждения как таковые и не злоба, а стремление получать наслаждения вновь и вновь, стремление контролировать процесс. Именно это и порождает привязанности. Именно об этом и говорит Лао-цзы в своем принципе недеяния. При этом внешне человек, следующий этому принципу вовсе не обязан сидеть сложа руки. Об этом пишет Лао-цзы, прикладывая этот принцип к различным типам деятельности (управление, политика и т.д.) То есть речь у него идет именно о непривязанном отношении к жизни.
Хотя я конечно отлично понимаю, что если начать вдаваться в подробности, то мы утонем в море различий между учением Лао-цзы и буддизмом.