SV писал(а): буддийский путь мало чем отличается от любого иного развития личностных навыков, способностей, умений. Никто никогда не учит в какой-либо профессии или мастерству по принципу "практикуйте сразу всё". Это называется дилетантским подходом. Всегда есть азы, основы, которые требуется тщательно освоить, прежде чем браться за более высокие и сложные вещи. Буддизм в этом плане ничем не отличается, и (что совсем не удивительно) есть множество сутт это подтверждающих. В этом плане особенно характерна вышеупомянутая МН 107, которая, кстати, тоже проводит эту же параллель - между поэтапным "буддийским духовным деланием" и поэтапным развитием мирских профессий.
SV писал(а):Суть в том, что интенсивная медитация не нужна на начальных этапах. Достаточно более чем умеренной, а то даже и вовсе никакой. Для развития базовых вещей и отметания основных загрязнений вполне достаточно обычной саморефлексии. Если будете смотреть сутты, то вначале Будда говорит, что нужно развить нравственность, уже только потом заниматься этапом Сосредоточения, куда входит вначале под-этап контроля органов чувств и так далее. Шаг за шагом - а не всё сразу в одном наборе.
А разве кто-то спорит с тем, что нужно идти постепенно, от легких практик к более сложным? Я с этим абсолютно согласен. Но я против жестко-линейной буквальной трактовки, как трактуют многие на данном форуме. Противоречие только в интерпретации сутт - придерживаться частного личного мнения или мнения Сангхи.
Здесь много говорилось о важности живой традиции и т.д. Так вот, я и поддерживаю интерпретацию монашеской традиции (так как я я её понял, естественно) - мнения Сангхи, мнения монашеской лесной традиции к которой я принадлежал, мнения глубоко уважаемых мной моих бывших Учителей. Примерно так нас учили в монастыре:
1. Монах обращает особое внимание на соблюдение правил монашеской дисциплины. При этом, он регулярно практикует медитацию в широком смысле этого слова (тренировку ума - бхавану) для развития осознанности, сосредоточения и прочих необходимых монаху качеств. Эти качества помогают ему лучше соблюдать монашеские правила. Также он выполняет остальные монашеские обязанности: ходит на вандану, принимает Прибежище и тд.
2. Монах практикует охрану дверей чувств - ставит органы чувств под контроль (например в случае со зрением - смотрит только перед собой, не более чем на 2 метра, не смотрит по сторонам и т.д.); не вдается в подробности объектов, воспринимаемых органами чувств; контролирует свои реакции на воспринимаемое органами чувств. При этом также он продолжает практиковать медитацию (бхавану) и выполнять прочие монашеские обязанности.
3. Монах учится соблюдать умеренность в еде. Также он практикует во время еды наблюдение отвратительности пищи, наблюдение 4 элементов в пище и теле и старается не получать удовольствия от пищи. При этом он продолжает практиковать медитацию (бхавану) и выполнять прочие монашеские обязанности.
4. Монах ограничивает свой сон до 6-4 часов в сутки и практикует медитацию во время оставшихся страж ночи. При этом он продолжает практиковать медитацию (бхавану) и выполнять прочие монашеские обязанности.
5. И т.д. в точном соответствии с суттой
http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn107-ganakamoggallana-sutta-sv.htm и другими суттами. И всегда нам давали название сутт или комментарии, откуда эта информация.
В
суттах нигде не сказано, что во время практики, допустим, нравственности или охраны дверей чувств, монах не должен практиковать медитацию (вандану). По Вашему же выходит, что если в сутте явно не указана практика бхаваны в этот период, то и практиковать это не надо. По такой логике, тогда монах на вандану ходить не должен (это же не написано в этой сутте), и 4 защитные медитации не должен практиковать ежедневно, и Прибежище в Трех Драгоценностях принимать не надо и т.д.? Ведь этого же
нет в данной сутте! Но есть монашеская Сангха, которая запомнила и сохранила эти традиции. При этом Сангха
опирается на все сутты и комментарии, на живую передачу традиции, а не только на то, что доступно нам на русском языке - это капля в море.
В суттах о поэтапности буддийской тренировки указан "скелет" практики, а все остальное указано уже в других суттах.