Удовольствие/радость/восторг в практике

Список форумов Теория и практика ПОЛЕМИКА

Описание: Полемика и споры на любые темы, касающиеся буддизма.

  • 1

#1 Sardor Steps » 29.08.2016, 18:36

Всем доброго дня и ночи, хотелось бы для себя разобрать и разграничит вот какой вопрос..

1Чувство радости, восторга или даже веселья, очевидно что они разрыхляют ум, расслабляют будто алкоголь, это может приятно, но не полезно и губительна, зачастую теряется осознанность и ясность, зато есть удовлетворение.
2встречал в суттах что удовольствие и радость необходимы в практике, чтобы процес не был тяжёлым и мучительным (что называют неправедьной практикой) и это верно на сто процентов.
Как я понимаю речь идёт о "буддистской радости" и "самсарной" но я для себя не совсем ясно вижу отличие между ними, границы, или скажем когда первое перетикает во второе. Так же интересно как эти чувство воспринимаются "эмоционально" и чем отличаются
Буду премного благодарен
Sardor Steps M
Репутация: 42
Сообщения: 152
Зарегистрирован: 15.04.2014
Традиция: Нет

#2 Frithegar » 29.08.2016, 18:41

Смотря какая радость. Градации радости и удовольствия почти безграничны. Есть Мудита, радость - одно из четырех состояний и совершенных качеств в буддизме. А есть удовлетворение страсти - и тоже радость от этого.
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

  • 3

#3 Топпер » 29.08.2016, 18:46

Sardor Steps писал(а):Как я понимаю речь идёт о "буддистской радости" и "самсарной" но я для себя не совсем ясно вижу отличие между ними, границы, или скажем когда первое перетикает во второе.
Есть вирия - радостное усердие. Оно всегда нужно
Есть пити и суккха - восторг и блаженство (удовольствие). Они что в практике могут быть, что вне практики. Градируется только интенсивность и связь с Путём. Но сами переживания, насколько я понимаю, одинаковы.
Топпер

  • 1

#4 Frithegar » 29.08.2016, 18:49

... вообще любое действие человека имеет только одну цель. Только одну единственную цель: получение радости. До тех пор, пока не приходит вследствие сосредоточения (самадхи) знание вещей такими какие они есть, а потом и разочарование, нибидда, которое предшествует окончательному освобождению через бесстрастие (вирага) - до этого момента все действия, мысли, намерения человека преследуют только эту цель: радость в самых разных её градациях. Но, так изначально все воления (санкхара) исходят из Авидьи или невежества, то рано или поздно тот, кто пришел в эту локу или мир - запутывается в следствиях своих неправильных действий. И возникает страдание. И у человека появляется второй основной мотив для действия: избавление от страдания. Потому вот два основных мотива: получение радости и избавление от страдания. Но радость первична и радость должна стать завершением, что в большинстве случаев и бывает
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#5 RedModern » 29.08.2016, 19:04

если будет яркая осознанность, то радость только в пользу. радость обычная как и в жизни. вот ты видишь что нибудь приятное и радуешься.
осознанность- это как бы вот спать ложишься и ты ясно видишь наплыв картинок, пред сонное сотояние но твой ум ярок и ты понимаешь что щас будет сон.
так-же и в практике.
smartwings, haus.
RedModern M
Аватара
Репутация: 22
Сообщения: 114
Зарегистрирован: 12.07.2016
Традиция: Нет

  • 1

#6 masterjack » 29.08.2016, 19:58

Имхо не стоит привзываться к эмоциям и состояниям и наполнениям ума.
Тут я согласен с Гоенка СН
Есть возможность - учитесь правильному с начала
Не привязывайтесь к костылям.
Оно понятно иногда костыли нужны.
Но не как основа пути.
Попробуйте деймтвовать определенным обращом потому что так решили.
Действуйте.
И прибегайте к костылям только тогда когда уже совсем не в моготу.
Главное не сдаваться раньше времени.
Как в качалке:
Поработал с 16кг и не можешь поднять
Взял 8 - устал не модешь
Взял 5
Взял взял 1кг
И когда уже его не можешь поднять - вот время для костылей.
Конечно же имхо.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 3

#7 Ericsson » 29.08.2016, 21:56

Sardor Steps писал(а):Как я понимаю речь идёт о "буддистской радости" и "самсарной" но я для себя не совсем ясно вижу отличие между ними, границы, или скажем когда первое перетикает во второе. Так же интересно как эти чувство воспринимаются "эмоционально" и чем отличаются

Те приятные чувства которые испытываешь в момент практики это правильная суккха, а то что связано с другими вещами, едой, работой, спортом, сексом, музыкой, сериалами и так далее - это уже сансарные дела всякие. :smile: Очень легко отличить :roll:
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

#8 Nwad » 29.08.2016, 22:51

Думаю что:

- удовольствие возникает при "щекотании" 6 чувств (но так как мы ищем успокоение щести чувств, то удовольствие должно восприниматься с осторожностью и пониманием опастности этого удовольствия). Если хорошо над этим поработать то любого рода щекотание 6 чувств будет восприниматься как взволнованное состояние/дуккха...

- радость возникает при достижении цели, тоесть благое ли удовольствие или нет будет зависить от цели... (благая цель в нашем случае явлается достижением успокоение/концентрации, одно идёт с другим)

- восторг, в свою очередь, это ощущение "острого" облегчения/освобождения (от дуккхи). Смех я отношу к восторгу. Например человек попавшиы в скрытую камеру находится в состоянии стресса, и когда он понимает что ето "шутка" то он испытыбет восторг, он высвобождается от напряжения/дуккхи. Тоесть восторг это хорошо, а еще лучше когда восторг испытывается в практике, ибо, как в примере со скрытой камерой, он сопровождает то или инное облягчение от дуккхи
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 586
Сообщения: 1363
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

#9 Ericsson » 30.08.2016, 00:28

Sardor Steps писал(а):Как я понимаю речь идёт о "буддистской радости" и "самсарной" но я для себя не совсем ясно вижу отличие между ними, границы, или скажем когда первое перетикает во второе. Так же интересно как эти чувство воспринимаются "эмоционально" и чем отличаются

Подумал как может удовольствие от практики перетекать в обычное. Вроде никак не может. Одно удовольствие имеет один источник, а другое - другие источники. По времени это разнесено. Если переключаешь внимание на другой источник удовольствия (например на еду) то тогда духовное удовольствие уменьшается и теряется, приходит удовольствие от еды. От внимания тут много зависит получается.

И воспринимается духовное удовольствие скорее не эмоционально кстати, а вполне физически, это ближе как осязательному ощущению, во всем теле, и ощущения эти разные между прочим...
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

#10 Sardor Steps » 30.08.2016, 09:50

Ericsson писал(а):
Sardor Steps писал(а):Как я понимаю речь идёт о "буддистской радости" и "самсарной" но я для себя не совсем ясно вижу отличие между ними, границы, или скажем когда первое перетикает во второе. Так же интересно как эти чувство воспринимаются "эмоционально" и чем отличаются

Подумал как может удовольствие от практики перетекать в обычное. Вроде никак не может. Одно удовольствие имеет один источник, а другое - другие источники. По времени это разнесено. Если переключаешь внимание на другой источник удовольствия (например на еду) то тогда духовное удовольствие уменьшается и теряется, приходит удовольствие от еды. От внимания тут много зависит получается.

И воспринимается духовное удовольствие скорее не эмоционально кстати, а вполне физически, это ближе как осязательному ощущению, во всем теле, и ощущения эти разные между прочим...

Я немного остерегаюсь радостного ума, бывала такое что отлично помедитируешь, потому выходишь в социум и ведешь себя слишком радужно и весела, что перетекает в потерю самадхи.

но и практиковать будучи в депрессии тоже нельзя, я поэтому решил на время забыть про это, почувствовал что буддизм меня еще больше нагружает. думаю нужно найти баланс и иметь гибкость ума чтобы походу ориентироваться и переключаться
Гость » 30.08.2016, 10:28 Замечание
мультицитирование
Sardor Steps M
Репутация: 42
Сообщения: 152
Зарегистрирован: 15.04.2014
Традиция: Нет

  • 3

#11 Dz » 30.08.2016, 16:07

Sardor Steps писал(а):потому выходишь в социум и ведешь себя слишком радужно и весела, что перетекает в потерю самадхи.
Не выходите так часто :) Социум не то, чтобы стоил этого.
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3064
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

#12 Мистер Твистер » 30.08.2016, 16:31

Мне лично чай, доставлял удовольствие во время моей практики. Удовольствие было настолько большим, что можно назвать его восторгом и блаженством. Сейчас не практикую.
Мистер Твистер
Аватара
Репутация: 2
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 30.08.2016
Традиция: Дзэн

#13 М_а_р_к » 30.08.2016, 21:11

Мистер Твистер писал(а):Удовольствие было настолько большим, что можно назвать его восторгом и блаженством. Сейчас не практикую
Чем заменили?
Путь в тысячу миль
начинается с одного шага
М_а_р_к M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1747
Сообщения: 1592
Зарегистрирован: 15.10.2013
Традиция: Тхеравада

#14 Ericsson » 31.08.2016, 04:03

Sardor Steps писал(а):
но и практиковать будучи в депрессии тоже нельзя, я поэтому решил на время забыть про это, почувствовал что буддизм меня еще больше нагружает. думаю нужно найти баланс и иметь гибкость ума чтобы походу ориентироваться и переключаться

Так мирянам и не стоит медитировать вообще. У нас у мирян ограниченное время на практику. Я лично практикой называю чтение Сутт, на это можно выделить по часу в день где-то, регулярно. Этого достаточно для достижения пити и сукхи, и преодоления депрессий, и для получения прочих духовных плодов эмоционального и психологического плана. Сколько можешь вместить и даже с избытком. И вообще сплошной восторг, по опыту говорю. :smile:

И всё. На медитацию времени не останется, да и не нужно это. Если нажимать на медитацию, то наверняка потеряется изучение Сутт. И тогда медитация даст негативный эффект, медитация поднимает ил с подсознанки, а там чего только не всплывет, это ещё хорошо если просто депрессия, кому-то и меньше повезет. Но такой человек сам виноват, если человек склонен к резким метаниям всяким, то что уж тут сделаешь, пусть учится ломая себе рога... :roll:

Много раз уже вспыхивала эта дискуссия на тему что такое практика, и насколько осторожно мирянам следует подступать к медитации ( :shy: не следует вообще...) Думаю может сделать специальную тему, а то говорится об этом много, но всё как-то кусками тут и там...
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

#15 Мистер Твистер » 31.08.2016, 06:18

М_а_р_к писал(а):Чем заменили?

Чем заменил практику? Почиванием на лаврах. Ну и дхарма дуэлями в духе дзен. Если знаете что это такое. А чай я ничем не заменил. Великий напиток вообще-то.
Мистер Твистер
Аватара
Репутация: 2
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 30.08.2016
Традиция: Дзэн

  • 1

#16 Nwad » 31.08.2016, 06:50

Мистер Твистер писал(а):
Чем заменил практику? Почиванием на лаврах. Ну и дхарма дуэлями в духе дзен. Если знаете что это такое. А чай я ничем не заменил. Великий напиток вообще-то.
Дхамма дуелями?
Интересно что вы воспринимаете это как противостояние, а не например "диалог"...
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 586
Сообщения: 1363
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

#17 Мистер Твистер » 31.08.2016, 07:15

Nwad писал(а):Дхамма дуелями?
Интересно что вы воспринимаете это как противостояние, а не например "диалог"...

Это в чань есть такая традиция, дхарма дуэли. Приходит чаньское чудовище в дзенский монастырь, например, и проверяет кто там архат а кто не архат. С помощью беседы. Такую дуэль можно сравнить с поединком в карате.
Мистер Твистер
Аватара
Репутация: 2
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 30.08.2016
Традиция: Дзэн

#18 Sure » 31.08.2016, 08:00

Мистер Твистер писал(а):Это в чань есть такая традиция, дхарма дуэли. Приходит чаньское чудовище в дзенский монастырь, например, и проверяет кто там архат а кто не архат. С помощью беседы. Такую дуэль можно сравнить с поединком в карате.
А значит архатов в другой теме ищете)
Sure
Репутация: 173
Сообщения: 336
Зарегистрирован: 16.10.2015
Традиция: Тхеравада

#19 Nwad » 31.08.2016, 16:05

Мистер Твистер писал(а):Это в чань есть такая традиция, дхарма дуэли. Приходит чаньское чудовище в дзенский монастырь, например, и проверяет кто там архат а кто не архат. С помощью беседы. Такую дуэль можно сравнить с поединком в карате.
Просто в поединке есть победивший и проигравший... Тоесть у вас есть желание побеждать других, быть лучше других ?
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 586
Сообщения: 1363
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

#20 Мистер Твистер » 31.08.2016, 16:26

Nwad писал(а):Просто в поединке есть победивший и проигравший... Тоесть у вас есть желание побеждать других, быть лучше других ?

Ну, я такой инспектор, узна`ю кто кем является и кто кем не является.
Мистер Твистер
Аватара
Репутация: 2
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 30.08.2016
Традиция: Дзэн

След.

Вернуться в ПОЛЕМИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 44 гостей