Существует ли буддизм?

Список форумов Теория и практика ПОЛЕМИКА

Описание: Полемика и споры на любые темы, касающиеся буддизма.

  • 9

#1 Топпер » 12.12.2016, 12:08

Вопрос у меня возник в свете последних полемик здесь и на иных буддийских форумах: что такое "буддизм" и откуда он взялся?

Речь я веду не о Буддасасане, которой 2600 лет, а о названии, ставшем в последние столетия самоназванием.
"Буддизм" - слово явно европейское, образованное из палийско-санскритского слова "Буддх" от которого образованы остальные используемые слова - будить, пробуждаться,пробужденный и суффикса "изм"
Толковый словарь Ефремовой:

Суффикс "-изм"

Словообразовательная единица, образующая:
1) имена существительные мужского рода,
Скрытый текст
которые представляют собою названия общественно-политических, научных или эстетических учений, направлений, систем, а также качеств, склонностей, действий или состояний, связанных с тем, что названо мотивирующим именем существительным, редко – глаголом (артисти́зм, байрони́зм, гамлети́зм, герои́зм, дарвини́зм, дилетанти́зм, ленини́зм, маркси́зм, отзови́зм, планери́зм, реванши́зм, символи́зм, террори́зм и т. п.) ;
2) имена существительные, которые являются названиями элементов языка, речи, какого-нибудь произведения, характеризующихся признаком, названным мотивирующим именем прилагательным (архаи́зм, вульгари́зм, диалекти́зм, латини́зм, окказионали́зм, пушкини́зм, украини́зм и т. п.) .

Т.е. название "Буддизм" имеет искусственное и достаточно недавнее происхождение. Под этот термин европейцы запихали всё разнообразие направлений религиозной мысли, апеллирующих к фигуре Будды. Т.е. "буддизм" - это слово-новодел. Буддизму всего то лет двести.

Дальше происходит интересная метаморфоза, объединив этим словом всю палитру национальных подходов и воззрений из разных стран, всё разнообразие монашеских парампар, их свели в одну религию. И далее начали проводить аналогию:
Христианство - религия. Внутри христианства конфессии: православие, католики, протестанты, монофизиты и т.д.
Буддизм - религия. Внутри буддизма конфессии: тхеравада, чань, ваджраяна.

Можно ли считать подобную аналогию корректной?
Полагаю, что нельзя.

Давайте для примера взглянем на отличия иудаизма и христианства сформулированные в статье Павла Арье (не знаю рав он или нет. В статье не указано)
Скрытый текст
1.Христианство: неверующие будут наказаны
Иудаизм: праведный нееврей будет в раю.

2.Христианство: – вера в Иисуса, как спасителя
Иудаизм: – служение Б-гу посредством исполнения заповедей.

3. Христианство:: – вера в Б-га и Сатану добро от Б-га зло от Сатаны. Б-г - любовь.
Иудаизм:– вера в одного Б-га. Добро и зло от Б-га. Б-г – судья

4.Христианство: Б-г принял форму Иисуса
Иудаизм: Б-г не имеет формы.

5.Христианство: – цель – жизнь ради последующей жизни
Иудаизм: – главная задача улучшение этого мира

6.Христианство: священники выполняют посреднические функции
Иудаизм: каждый человек в личном общении с Б-гом.

7.Христианство: чудеса играют центральную роль, являясь основой веры.
Иудаизм: чудеса не могут быть основанием для веры в Б-га.

Тора говорит, что если человек предстанет перед народом и заявит, что Б-г являлся ему, что он — пророк, явит сверхъестественные чудеса, а затем станет наставлять людей нарушить что-либо из Торы, то этого человека следует убить, как ложного пророка (Дварим, 13:2-6).

8.Христианство: человек изначально отягощён первородным грехом и не может преодолеть его без Иисуса.
9.Иудаизм: человек начинает жизнь с чистого листа и может получить благо в этом мире.

10.Христианство: Мессия в образе Христа уже приходил
Иудаизм: Мессия ещё только должен придти.

11.Христианство: христианское отношение к человеческому телу и его желаниям подобно отношению к нечестивым искушениям. Христианство верит, что человек обязан питать свою душу, и как можно больше пренебрегать своим телом.
Иудаизм: признает, что душа более важна, но нельзя и пренебрегать желаниями своего тела. Поэтому вместо того, что бы попытаться отвергнуть тело и полностью подавить физические желания, иудаизм превращает исполнение этих желаний в святое действие.

12.Христианство: превозносит бедность.
Иудаизм: богатство является положительным качеством.

13.Христианство: человек несет ответственность за совершенные им грехи перед Б-гом, исправить их может покаяние и исповедь перед священником, который наделен властью, именем Б-га и Иисуса Христа, отпускать с миром.
Иудаизм: делит грехи на две категории: грехи против Б-га и грехи против человека. Грехи, совершенные против Б-га, прощаются после искреннего покаяния человека перед самим Всевышним (никакие посредники в этом деле не допускаются). А вот преступления против человека даже сам Всевышний не прощает, простить такие преступления может только обиженная сторона, то есть другой человек. Таким образом, человек обязательно несет ответственность перед Б-гом, но это не освобождает его от ответственности перед людьми.

Как видим отличия весьма незначительны: один и тот же Б-г. Только в случае иудаизма он работает непосредственно, а в случае христианства через аватару (нирманакаю) - Иисуса.
Один и тот же фундамент веры: Танах в иудаизме и почти он же в качестве «ветхого завета» в христианстве
Одни и те же заповеди Моше в иудаизме и христианстве.
Христианство, по сути просто проапгрейживает иудаизм при помощи Иисуса и Нового завета не меняя принципиально саму платформу.

И таких незначительных различий, подчеркну: незначительных различий с т.з. буддизма уже достаточно, чтобы считать иудаизм и христианство разными религиями.

Если мы взглянем на буддизм то увидим, что между тхеравадой и махаяной(ваджраяной) различия не только в методах, но и в целях:

1.Ниббана тхеравады и неприбывающая Нирвана махаяны
2.В онтологии: реальные дхаммы в тхераваде (параматтха дхаммы) и номинальные в махаяне (дхаммы пусты от самобытия. Т.е. фактически становятся просто уловными фикциями)
3.Фигура Будды, как потока сознания достигшего Ниббаны и окончившегося для сансары в тхераваде и Трикая в Махаяне при которой Будда подобно плохому аткёру всё время вновь и вновь выходит на сцену «на бис» надевая при этом разные маски. Порой даже в гневной или сексуальной формах.
4. Методы сутты и тантры базируются на совершенно разных подходах. Вплоть до взаимо-противоречащих друг другу.
5.Сборники священных писаний, которые в махаяне хотя и имеют на уровне китайских агам аналогии с ПК, но в реальности делают упор на махаянские сутры.

Какой вывод из этого сравнения я могу сделать?

И тхеравада и махаяна(ваджраяна) – буддизм.
Но в то же время они разные религии ибо различия между ними огромны.

Что касается названия «буддизм», то его следует соотносить не с понятием «религия» в плане «христианство», «иудаизм», «ислам», а с понятием «авраамизм» – таким же искусственным, как и «буддизм» словом, которое включает в себя разные религии.

Соответственно и буддийские направления я бы сравнил не с конфессиями, а с отдельными религиями. Тхераваду с иудаизмом. Махаяну с христианством. Ваджраяну с какой-либо поздней христианской сектой, которая нашла новые откровения. Например с мормонами (у которых поверх Библиии лежит книга мормона) или с виссарионовцами которые признают «Последний завет».
Такие аналогии на мой взгляд более точны нежели аналогии с конфессиями внутри одной религии.


И ещё одно маленькое дополнение для оппонентов: из того, что я провожу столь глубокое различие между разными религиями не следует, что я предлагаю вести какие-то боевые действия. Скорее напротив: увидев и осознав всю пропасть различий в доктринальном поле, можно более успешно работать вместе на социальном уровне. С большим взаимоуважением и пониманием. Не пытаясь объявить одну религию составной частью другой или одну искажённой частью другой.
Топпер

  • 1

#2 Ericsson » 12.12.2016, 12:20

Топпер писал(а):
Что касается названия «буддизм», то его следует соотносить не с понятием «религия» в плане «христианство», «иудаизм», «ислам», а с понятием «авраамизм» – таким же искусственным, как и «буддизм» понятием, которое включает в себя разные религии.

Соответственно и буддийские направления я бы сравнил не с конфессиями, а с отдельными религиями. Тхераваду с иудаизмом. Махаяну с христианством. Ваджраяну с какой-либо поздней христианской сектой, которая нашла новые откровения. Например с мормонами (у которых поверх Библиии лежит книга мормона) или с виссарионовцами которые признают «Последний завет».
Такие аналогии на мой взгляд более точны нежели аналогии с конфессиями внутри одной религии.

Да! Да! Послностью согласен, бханте! :agree:

Более того. Имеет смысл учитывать что нет единой, общей для всех точки отсчета. Мир стал релятивистским. А значит нет точки отсчета. "У них" есть иудаизм и христианство, а "с нашей точки зрения" у них хотя бы вот "авраамизм". И также у нас есть Тхеравада и Махаяна, но "с их точки зрения" это может быть и "буддизм" и не важно что, могут ещё какое слово придумать, не важно, потому что это их точка зрения, их мнение, заведомо отстраненное и не заинтересованное по настоящему. :smile:
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#3 masterjack » 12.12.2016, 12:27

я с давних давен все же больше склоняюсь говорить Учение или слова-идеи Будды.
опираясь на факт признания Будды как самого умного знатока, и на факт того что он говорил :)
предполагая-понимая что большинство людей как раз вкладывают свои понятия-ощущения-представления
в разные термины. включая термин-понятие буддизма.
а так нет возможности для спекуляций.
был Будда. Он говорил. Есть слова-идеи Будды :))
что еще надо? :)
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#4 sir-cadogan » 12.12.2016, 13:42

Аминь.
sir-cadogan M
Аватара
Репутация: 516
Сообщения: 248
Зарегистрирован: 19.12.2015
Традиция: Нет

  • 1

#5 aNiMa-00170 » 12.12.2016, 18:43

... В настоящее время вполне можно заявить, что Махаяна и Ваджраяна с их отдельными
канонами и формами практики, — НЕ согласующимися с Палийским Каноном, —
— с точки зрения Тхеравады являются в достаточной мере и степени отличающимися, —
чтобы считать их (!) другими религиями согласно имеющимся запретам ...

— Бханте Тханиссаро Бхиккху

http://www.theravada. su/translations/Comments/99267
....
сайт: https://theravada.world
Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма
aNiMa-00170 M
Аватара
Откуда: https://theravada.world
Репутация: 2102
Сообщения: 1134
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 5

#6 Морра » 13.12.2016, 12:15

Буддизм есть, и он вреден. Завуч и родительский комитет нашей школы это знают точно. :yes: Пыталась вот одна предостеречь нас от сект. На мой вопрос, где же ей удалось узреть у нас хоть одну буддийскую секту, что мне не удалось даже после долгих разысканий, она долго описывала загадочных людей, которые, конечно же, были кришнаитами :yes: . А вы говорите - махаяна... ваджраяна... Завтра потащат всех детей целовать чудотворные иконы...
Морра F
Репутация: 647
Сообщения: 517
Зарегистрирован: 27.05.2016
Традиция: Нет

#7 Белов » 14.12.2016, 07:55

Бывает и такой "буддизм" https://youtu.be/lEAzzIoGV5k (Стрелок- буддист, старое видео 2013 год.)
Устранив очарованность - бесстрастный освобождается.
Белов M
Аватара
Откуда: Иркутская область
Репутация: 1506
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 23.05.2015
Традиция: Тхеравада

  • 7

#8 Федор » 14.12.2016, 08:48

Топпер писал(а):И ещё одно маленькое дополнение для оппонентов: из того, что я провожу столь глубокое различие между разными религиями не следует, что я предлагаю вести какие-то боевые действия. Скорее напротив: увидев и осознав всю пропасть различий в доктринальном поле, можно более успешно работать вместе на социальном уровне. С большим взаимоуважением и пониманием. Не пытаясь объявить одну религию составной частью другой или одну искажённой частью другой.

Вот эту абсолютно верную мысль хотелось бы подчеркнуть. Позволю себе здесь высказать свое личное отношение к другим религиям, касается ли это Махаяны, христианства или любой другой религии. Так вот - покуда речь идет о различных религиях (путях, целях) - я глубоко уважаю их, любуюсь их мудростью (которая есть в любой религии), духовным подвигом их лучших последователей и т. д. Любой духовный путь прекрасен. И человек волен выбирать среди них то, что ему нужно.
Но это приятие возможно только если речь идет о различных религиях. Если эта граница размывается - тут-то и возникают споры и противостояние. Иначе и быть не может, когда пытаются разные цели и мировоззрения смешать или вытеснить одно другим. Здесь уже мы имеем полное право отстаивать свои взгляды. Поэтому вопрос - единая ли религия буддизм - вовсе не праздный, поскольку признав различие религий внутри буддизма, мы тем самым не разделим, а сохраним в целостности и самобытности каждую из них.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#9 Dz » 14.12.2016, 08:59

Федор писал(а):Поэтому вопрос - единая ли религия буддизм - вовсе не праздный, поскольку признав различие религий внутри буддизма, мы тем самым не разделим, а сохраним в целостности и самобытности каждую из них.
Вот кстати да. Наши махаянские воены не понимают, что именно размежевав тхераваду от махаяны (за что и ратуют многие тхеравадины), они бы смогли сохранить свои "идеалы бодхисаттвы" и прочую тантру от посягетельств "фундаменталистов и радикалов" :lol: А иначе получается бессмысленный и безрезультативный срач "чей буддизм буддистее", в котором нет и не может быть победителей.
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3064
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

  • 3

#10 Топпер » 14.12.2016, 12:29

Федор писал(а):Вот эту абсолютно верную мысль хотелось бы подчеркнуть. Позволю себе здесь высказать свое личное отношение к другим религиям, касается ли это Махаяны, христианства или любой другой религии. Так вот - покуда речь идет о различных религиях (путях, целях) - я глубоко уважаю их, любуюсь их мудростью (которая есть в любой религии), духовным подвигом их лучших последователей и т. д. Любой духовный путь прекрасен. И человек волен выбирать среди них то, что ему нужно.
Но это приятие возможно только если речь идет о различных религиях. Если эта граница размывается - тут-то и возникают споры и противостояние. Иначе и быть не может, когда пытаются разные цели и мировоззрения смешать или вытеснить одно другим. Здесь уже мы имеем полное право отстаивать свои взгляды. Поэтому вопрос - единая ли религия буддизм - вовсе не праздный, поскольку признав различие религий внутри буддизма, мы тем самым не разделим, а сохраним в целостности и самобытности каждую из них.
Dz писал(а):Вот кстати да. Наши махаянские воены не понимают, что именно размежевав тхераваду от махаяны (за что и ратуют многие тхеравадины), они бы смогли сохранить свои "идеалы бодхисаттвы" и прочую тантру от посягетельств "фундаменталистов и радикалов" :lol: А иначе получается бессмысленный и безрезультативный срач "чей буддизм буддистее", в котором нет и не может быть победителей.
Садху! Садху! Садху! :pray:
Топпер

  • 1

#11 Валерий » 15.12.2016, 03:51

Федор писал(а):Вот эту абсолютно верную мысль хотелось бы подчеркнуть. Позволю себе здесь высказать свое личное отношение к другим религиям, касается ли это Махаяны, христианства или любой другой религии. Так вот - покуда речь идет о различных религиях (путях, целях) - я глубоко уважаю их, любуюсь их мудростью (которая есть в любой религии), духовным подвигом их лучших последователей и т. д. Любой духовный путь прекрасен. И человек волен выбирать среди них то, что ему нужно.
Но это приятие возможно только если речь идет о различных религиях. Если эта граница размывается - тут-то и возникают споры и противостояние. Иначе и быть не может, когда пытаются разные цели и мировоззрения смешать или вытеснить одно другим. Здесь уже мы имеем полное право отстаивать свои взгляды. Поэтому вопрос - единая ли религия буддизм - вовсе не праздный, поскольку признав различие религий внутри буддизма, мы тем самым не разделим, а сохраним в целостности и самобытности каждую из них.
Топпер писал(а):И ещё одно маленькое дополнение для оппонентов: из того, что я провожу столь глубокое различие между разными религиями не следует, что я предлагаю вести какие-то боевые действия. Скорее напротив: увидев и осознав всю пропасть различий в доктринальном поле, можно более успешно работать вместе на социальном уровне. С большим взаимоуважением и пониманием. Не пытаясь объявить одну религию составной частью другой или одну искажённой частью другой.

Как великолепно сказано! Полностью поддерживаю! :pray:
Только вот подозреваю, что в ответ махаянцы/ваджраянцы скажут: мы - Буддизм!, а вы - тхеравада (с маленькой буквы) :lol:
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1332
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада


Вернуться в ПОЛЕМИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 20 гостей

cron