Прочитав пост Бханте еще раз убеждаюсь что одна из "загадок таинственной российской души" заключается в повышенном перфекционизме, причем направленным не во внутрь (на субъективного себя) а во внешние сферы, причем категория этой дистанцированной идеализации в разных случаях разная, но такой коэффициент всегда есть в формуле. Во многом это мешает развитию не только каких-то духовных сфер, но и социальных, семейных и т.д. Мы чудесный народ мечтателей с повышенной степенью критической оценки внешнего и слегка неадекватно самооценкой
"Российская душа" тут ни при чём. Я с 2009 года общаюсь на международном тхеравадинском форуме, где больше всего участников - западные новообращённые тхеравадины (хотя есть и из традиционных стран, но они пишут меньше). Так вот, вы не представляете, сколько я там перевидал этого самого "завышенного перфекционизма". Каждый второй (чуть ли не первый) новичок сразу интересуется либо запредельщиной (джханы и т.д.), либо монашеством/аскезой.
Причина - неправильно поданный буддизм, а не перфекционизм. Самое плачевное при этом - это то, что известные буддийские учителя на этом неправильном подходе спекулируют - т.е. раз толпа требует, они дают толпе то, что сделает их ещё популярнее. Очень мало кто из известных учителей
учит в правильном ключе. Людям изначально дают неправильные установки, неправильные настройки, неправильные объяснения, неправильный подход. Всё это импринтингом впечатывается в горячие головы неофитов и потом сколько ни старайся - никак не хочет оттуда уходить. Я конечно много раз об этом говорил уже везде и всем, и придётся видимо повторять до бесконечности.
На днях имел беседу с администратором международного форума, точнее не столько беседу, сколько я изложил своё видение на проблему "фигового развития буддизма в США" (~ так называлась тема, притом, не мной созданная). Написал большой пост. Он меня поддержал, и добавил кое-что от себя. Оказывается, он в буддизме уже долго, может больше 20-30 лет, потому как сказал, что несколько раз принимал личное участие в попытке создания американских буддийских общин. Все попытки окончились провалом, как раз по тем самым причинам, о которых я там в теме написал (и упомянул здесь). Беда в том, что из-за вот этого дурацкого "медитатор-подхода" люди
не становятся буддистами, как это ни странно может кому-то показаться. Поэтому на западе до сих пор НЕ СУЩЕСТВУЕТ чисто западных буддийских общин, по крайней мере тхеравадинских уж точно. Горящие неофиты остывают (ниббана не достигается за N дней/недель/месяцев/лет), и... пропадают! Выпадают из буддийского круга общения. Теряют интерес и уходят. И это длится уже почти 70 лет как, ведь Тхеравада пришла туда в середине прошлого века! Можно совершенно точно заявить, что это - полный провал. Идеалистический "ниббана-подход" не работает - доказано историческим фактом. Нужно в корне это менять и нужно учиться на чужих ошибках. Не хотелось бы, чтобы в нашей стране через 70 лет всё было бы с Тхеравадой в точности также плохо, как на западе.
PS: Пишу немного сумбурно, т.к. нужно бежать.