Блаженные и компромисс
Добавлено: 09.01.2017, 21:47
Наша сегодняшняя переписка с Валерием натолкнула меня на определённые мысли. Т.к. моя реакция с одной стороны оказалась несколько персонифцированной и переходящей на личности (за что прошу у Валерия прощения), но с другой – совершенно оправданной и логичной, решил пояснить её в цивилизованной форме, а заодно и обсудить подходы.
Тема не о нашей с Валерием дискуссии. Тема – о разнице подходов наших отечественных буддистов и возникающих от этого проблемах.
О чём бы я хотел сказать? О «блаженном» подходе и о подходе «порочном». Подходе в самом широком смысле слова. Ко всему: к Дхамме, практике, общинам, буддийской жизни
Страна у нас традиционно небуддийская, как вы понимаете. Буддизм в среде европейцев не сильно распространён. В широкие массы вышел лет двадцать как. По сути даже второго поколения буддистов ещё не выросло.
Нет монастырей, нет монахов, нет учителей, нет исторически сложившихся систем взаимоотношений
Совершенно естественно, что в такой ситуации буддизм (особенно вдали от Москвы и Петербурга, где он хоть как-то живёт) изучается по книгам, суттам, фильмам. В лучшем случае по разовым контактам с приезжающими монахами или затворам в период отпусков. И только буквально в последние десять лет единицы стали ездить в Азию надолго.
Соответственно буддизм, складывающийся в головах буддистов – это оторванное от реальности учение. Искусственное построение. Отсюда проекция жизни Будды и монахов на современность. Отсюда же советы полные идеализма, но совершенно неприменимые в реальной жизни:
Просто навскидку:
О том, как должны жить и вести себя монахи
О том, как должны жить и вести себя миряне.
О том, чем должны заниматься монахи
О том, что современный азиатский буддизм утонул в жречестве и вообще весь извратился и вот-вот прекратиться.
О том, что нужен только Канон и не нужна традиция
О том, что буддистам не нужно проявлять социальную активность, а нужно только медитировать.
О том, что если мы будем медитировать и посылать лучи любви всем существам, все наши проблемы (личные или на уровне всей страны) волшебным образом разрешаться
О том, что в каждом своём ежедневном действии нужно держать планку на 99% соответствующую описанному в Каноне. Отсюда долой игры, музыка, всяческие развлечения, здравствуй аскеза, отречение, непротивление злу насилием и другие кошерные поучения.
Друзья мои, ау! Спуститесь, пожалуйста, с небес на землю!
Представьте себе христиан начитавшихся Евангелий и житий святых и в соответствии с их поучениями ушедшие из дома (ибо враги человеку домашние его), раздавшие всё имущество (ибо верблюду проще пройти в игольные уши, нежели богатому обрести Царствие Б-жие), пошедшие на муки во имя Христа, подставившие вторую щёку каждому гопнику в подворотне.
Если человек себя так будет вести – в полном соответствии с учением христиан, то его можно будет назвать или блаженным или психически ненормальным
Великие поучения хороши. Они правильны. Но надо же хоть немного на землю спускаться.
Нам надо жить в социуме, решать реальные земные проблемы (более-менее в буддийском ключе). Создавать буддийские общины и строить буддийскую жизнь. И надо понимать, что нет в реальности идеального, книжного буддизма. Может он и был во времена Будды, но больше двух тысяч лет буддизм существует в реальном мире. Мире, который требует компромисса.
Надо стремится к высоким идеалам? Да, надо конечно. Но надо и понимать, что святость на то и святость, что на нашем уровне она недостижима. И всё-равно придётся искать компромисс. Компромисс, который позволит сидя в болоте потихонечку выращивать свой лотос. Пусть маленький и грязненький, но такой, какой вот возможно в нашем болотце.
А цитаты из Дхаммапады или Сутта-Нипаты постить дело нехитрое. Благо читать и пользоваться интернетом все умеют.
В сухом остатке практическая ценность таких поучений и идеалистических подходов стремиться к нулю.
Есть ситуация, есть проблема, нужно практическое действенное решение. И как обычно появляется кто-нибудь весь в белом и цитирует слова Будды.
Вас не просят постить цитаты из сутт, вас в таких случаях обычно просят о чём-то более реальном.
Какую реакцию могут вызывать подобные цитаты? В лучшем случае досаду.
Попробуйте например в коммуналке со склочными соседями не показывать зубы или не отстаивать своих прав. Вы думаете всё наладится? Да нет конечно. Вас просто съедят.
Попробуйте на улице рассказать гопнику, который пристаёт к вашей жене о высоких моральных стандартах и любви ко всем существам, вместо того, чтобы защитить её, и посмотрите что получится.
Ну надо же на жизнь реально смотреть.
Тема не о нашей с Валерием дискуссии. Тема – о разнице подходов наших отечественных буддистов и возникающих от этого проблемах.
О чём бы я хотел сказать? О «блаженном» подходе и о подходе «порочном». Подходе в самом широком смысле слова. Ко всему: к Дхамме, практике, общинам, буддийской жизни
Страна у нас традиционно небуддийская, как вы понимаете. Буддизм в среде европейцев не сильно распространён. В широкие массы вышел лет двадцать как. По сути даже второго поколения буддистов ещё не выросло.
Нет монастырей, нет монахов, нет учителей, нет исторически сложившихся систем взаимоотношений
Совершенно естественно, что в такой ситуации буддизм (особенно вдали от Москвы и Петербурга, где он хоть как-то живёт) изучается по книгам, суттам, фильмам. В лучшем случае по разовым контактам с приезжающими монахами или затворам в период отпусков. И только буквально в последние десять лет единицы стали ездить в Азию надолго.
Соответственно буддизм, складывающийся в головах буддистов – это оторванное от реальности учение. Искусственное построение. Отсюда проекция жизни Будды и монахов на современность. Отсюда же советы полные идеализма, но совершенно неприменимые в реальной жизни:
Просто навскидку:
О том, как должны жить и вести себя монахи
О том, как должны жить и вести себя миряне.
О том, чем должны заниматься монахи
О том, что современный азиатский буддизм утонул в жречестве и вообще весь извратился и вот-вот прекратиться.
О том, что нужен только Канон и не нужна традиция
О том, что буддистам не нужно проявлять социальную активность, а нужно только медитировать.
О том, что если мы будем медитировать и посылать лучи любви всем существам, все наши проблемы (личные или на уровне всей страны) волшебным образом разрешаться
О том, что в каждом своём ежедневном действии нужно держать планку на 99% соответствующую описанному в Каноне. Отсюда долой игры, музыка, всяческие развлечения, здравствуй аскеза, отречение, непротивление злу насилием и другие кошерные поучения.
Друзья мои, ау! Спуститесь, пожалуйста, с небес на землю!
Представьте себе христиан начитавшихся Евангелий и житий святых и в соответствии с их поучениями ушедшие из дома (ибо враги человеку домашние его), раздавшие всё имущество (ибо верблюду проще пройти в игольные уши, нежели богатому обрести Царствие Б-жие), пошедшие на муки во имя Христа, подставившие вторую щёку каждому гопнику в подворотне.
Если человек себя так будет вести – в полном соответствии с учением христиан, то его можно будет назвать или блаженным или психически ненормальным
Великие поучения хороши. Они правильны. Но надо же хоть немного на землю спускаться.
Нам надо жить в социуме, решать реальные земные проблемы (более-менее в буддийском ключе). Создавать буддийские общины и строить буддийскую жизнь. И надо понимать, что нет в реальности идеального, книжного буддизма. Может он и был во времена Будды, но больше двух тысяч лет буддизм существует в реальном мире. Мире, который требует компромисса.
Надо стремится к высоким идеалам? Да, надо конечно. Но надо и понимать, что святость на то и святость, что на нашем уровне она недостижима. И всё-равно придётся искать компромисс. Компромисс, который позволит сидя в болоте потихонечку выращивать свой лотос. Пусть маленький и грязненький, но такой, какой вот возможно в нашем болотце.
А цитаты из Дхаммапады или Сутта-Нипаты постить дело нехитрое. Благо читать и пользоваться интернетом все умеют.
В сухом остатке практическая ценность таких поучений и идеалистических подходов стремиться к нулю.
Есть ситуация, есть проблема, нужно практическое действенное решение. И как обычно появляется кто-нибудь весь в белом и цитирует слова Будды.
Вас не просят постить цитаты из сутт, вас в таких случаях обычно просят о чём-то более реальном.
Какую реакцию могут вызывать подобные цитаты? В лучшем случае досаду.
Попробуйте например в коммуналке со склочными соседями не показывать зубы или не отстаивать своих прав. Вы думаете всё наладится? Да нет конечно. Вас просто съедят.
Попробуйте на улице рассказать гопнику, который пристаёт к вашей жене о высоких моральных стандартах и любви ко всем существам, вместо того, чтобы защитить её, и посмотрите что получится.
Ну надо же на жизнь реально смотреть.