Топпер писал(а):Соответственно можно говорить, что эта их нирвана не настоящая, а всего лишь промежуточный этап.
Хм, интересно. А имеется в виду, что Архат может упасть в нижние миры даже (хотя как, если нет семян кармы?) или то, что он, например, как вступивший в поток, примет некоторое число рождений, пройдя по пути бодхисаттвы станет Буддой?
Семян то более чем достаточно. Нет трёх видов жажды.
А не проясните этот момент (или укажете какие сутты читать)? Я и на форуме встречал и еще где-то, что архаты как бы "бессемеянные" и не родяться как раз потому что нет семян загрязнений, они уничтожены знанием, поэтому и жажды нет. А у тех, кто достиг, например, самадхи и джхан, но не прозрения семена подавлены, но это не полное Просветление, потому что они не уничтожены.
Он мыслит при жизни вполне нормально. У Будды не может возникнуть неблагих состояний сознания. Только благие, которые раскрываются по максимуму. Плюс у него всякие сверхспособности появляются.
Я имею в виду, что если согласно Тхераваде (если я правильно вас понял), все безличностно и т.д., то как может действовать Будда, в нем же нет уже иллюзии "я", кто тогда действует? В случае обычных людей это просто карма разворачивается, поток моментов восприятия дхамм. А случае Будды тоже тогда должна быть карма (только остаточная), раз он достиг прекращения, Нирваны и со смертью тела и после смерти уже наступает Паранирвана. Если же мы признаем что Будда может что-то "изменить", действовать из состоянии Нирваны, то почему он не может, например, по своей воле осознанно принять рождение (не под действием кармы), так же как он принял по своей воле, например, решение все же учить?
В смысле в адвайте или в буддизме?
Да, в адвайте. Спасибо бханте за комментарий, с этим моментов понятно.
За всю махаяну тут говорить сложно т.к. в махаяне есть множество воззрений и школ. Их взгляды могут очень сильно отличаться.
Да, ну я читал не все, конечно. В основном разборы буддологов и часть махаянских сутр. Вроде бы нигде не видел, что Нирвана выступала бы как причина вещей (тогда уже адвайта бы получалась), скорее как свойство присущее человеку и вещам.