Странник писал(а):Человек лишь достигая Просветления достигает Ниббаны, во всех остальных случаях, этой дхаммы нет.
имхо, такое утверждение как раз таки и показывает обусловленную дхамму.
апд. и чтобы два раза не вставать:
на данном этапе я могу думать о двух понятиях:
1. Ниббана как параматха, необусловленная реальность. Пока лучшее описание что пришло в голову: компьютерное ОЗУ.
оно "существует" вне зависимости от того какие программы в нем запускаются. Когда программы выключают, компьютер обесточивается, ОЗУ все еще продолжает существовать, независимо и необусловленно от программ которые в ОЗУ вертятся или вертелись.
ессно в этом описании куча огрехов, но любое описание притянуто за уши:
будь то небо, в котором рождаются облака или простраство в котором рождаются (не-)материальные объекты.
исчезает ли небо с исчезновением облаков? исчезает ли пространство с исчезновением материальных или волновых объектов?
2.Ниббана как прекращение/угасание потока обусловленных феноменов тела-психики. По примеру выше: прекращение работы операционный системы и запущенных в ней программ. т.е. потока программ, которые в определенных условиях порождают запуск друг друга. Поток прекратили, поток угас.
реальность дававшая возможность этому потоку быть осталась.
как-то так.
и да, я помню, что любые попытки описать в сансарных терминах то, что находится за пределами сансарных феноменов скорее всего обречено на провал.
пока видится из других споров и полемик, что объединение этих двух понятий в одно и вызывает путаницу.