Подмена понятий на примере Випассаны и Сатипаттханы

Список форумов Теория и практика ПОЛЕМИКА

Описание: Полемика и споры на любые темы, касающиеся буддизма.

  • 1

#1 Кхеминда » 30.01.2014, 06:26

Заметил, что издавна существует тенденция подменять понятия к примеру понятие Сатипаттхана заменяют понятием Випассана,в то время как согласно суттам Виппасана это аналитическая практика:


Из ДН2:
Так с сосредоточенной мыслью – чистой, возвышенной, незапятнанной, лишенной нечистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой, непоколебимой, – он направляет и вращает мысль к совершенному видению. Он постигает: «Вот это мое тело имеет форму, состоит из четырех великих элементов, рождено матерью и отцом, представляет собой скопление вареного риса и кислого молока, непостоянно, подвержено разрушению, стиранию, распаду, уничтожению, и вот здесь заключено, здесь к нему привязано мое сознание».

И к тому же достигается только после четырех Джхан. В то время как многие школы наоборот учат, что мол Джханы не нужны, чисто практикуй Сатипаттхану и достигнешь Ниббаны, а достигается то по сути первая Джхана, которая походу и принимается ими за Ниббану, в бирме в оппозиции мнению ненужности Джханы только Па-аук Саядо. И видимо это немало поспособствовала Ваджраяна, у них как я слышал считается тоже незначимой Саматха,а больший упор на Випассану, но у них в понятие Випассаны вкладывается аналитическая медитация. Вообщем то печально всё это. Интересно бы услышать мнение форумчан.
Кхеминда

#2 Топпер » 30.01.2014, 08:52

Eugeny писал(а):Заметил, что издавна существует тенденция подменять понятия к примеру понятие Сатипаттхана заменяют понятием Випассана,в то время как согласно суттам Виппасана это аналитическая практика:


Из ДН2:
Так с сосредоточенной мыслью – чистой, возвышенной, незапятнанной, лишенной нечистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой, непоколебимой, – он направляет и вращает мысль к совершенному видению. Он постигает: «Вот это мое тело имеет форму, состоит из четырех великих элементов, рождено матерью и отцом, представляет собой скопление вареного риса и кислого молока, непостоянно, подвержено разрушению, стиранию, распаду, уничтожению, и вот здесь заключено, здесь к нему привязано мое сознание».
Возможно речь о пямятовании как таковом. А в сутте оно расписано вербально.
Кроме того определённая предварительная подготовка в виде изучения и обдумывания нужна для любого вида медитации.
Топпер

#3 М_а_р_к » 30.01.2014, 09:12

Eugeny писал(а):Заметил, что издавна существует тенденция подменять понятия к примеру понятие Сатипаттхана заменяют понятием Випассана,в то время как согласно суттам Виппасана это аналитическая практика
А почему их вообще объединяют в одно понятие? Например, я много раз замечал, что пишут просто - медитация Сатипаттхана Випассана :shy: Поэтому, собственно, я тоже объединяю это...
Путь в тысячу миль
начинается с одного шага
М_а_р_к M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1742
Сообщения: 1592
Зарегистрирован: 15.10.2013
Традиция: Тхеравада

#4 SV » 30.01.2014, 12:53

Так с сосредоточенной мыслью – чистой, возвышенной, незапятнанной, лишенной нечистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой, непоколебимой, – он направляет и вращает мысль к совершенному видению. Он постигает: «Вот это мое тело имеет форму, состоит из четырех великих элементов, рождено матерью и отцом, представляет собой скопление вареного риса и кислого молока, непостоянно, подвержено разрушению, стиранию, распаду, уничтожению, и вот здесь заключено, здесь к нему привязано мое сознание».

Вот этот отрывок: "Так с сосредоточенной мыслью – чистой, возвышенной, незапятнанной, лишенной нечистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой, непоколебимой" - это стандартное описание джханового сосредоточения. Соответственно, внутри джханы практикующий видит как именно тело состоит из элементов и где именно к нему привязано сознание.

Например, из МН 51: (фраза на пали та же, перевод другой)

Отбросив эти пять помех, загрязнений ума, качеств, что ослабляют мудрость, он, отстранённый от чувственных удовольствий, отстранённый от неблагих состояний [ума], входит и пребывает в первой джхане… четвёртой джхане…

Когда его ум был подобным образом сосредоточен, очищен, ярок, безупречен, избавлен от загрязнений, гибок, податлив, устойчив и непоколебим, он направляет его к познанию воспоминаний собственных прошлых жизней… …Так он вспоминает свои многочисленные прошлые жизни в подробностях и деталях.

Когда его был подобным образом сосредоточен, очищен, ярок, безупречен, избавлен от загрязнений, гибок, податлив, устойчив и непоколебим, он направляет его к познанию смерти и перерождения существ…
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14626
Сообщения: 6036
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#5 Vlad.Z » 30.01.2014, 13:02

SV писал(а):Отбросив эти пять помех, загрязнений ума, качеств, что ослабляют мудрость
Возможно все станет ясно, только после устранения этих самый пяти помех. А что это за помехи?
Учить глупца все равно что строить замок из песка.
Vlad.Z M
Репутация: 58
Сообщения: 378
Зарегистрирован: 12.01.2014
Традиция: Ваджраяна

  • 1

#6 SV » 30.01.2014, 13:56

SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14626
Сообщения: 6036
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#7 Vlad.Z » 30.01.2014, 14:48

SV писал(а):http://theravada.ru/Teaching/Glossary/hindrances.htm
Хорошее объяснение. Тогда отбросив 5 указанных вами помех отпадет и сам вопрос Марка: - А почему их вообще объединяют в одно понятие?

В МН 128 Будда перечисляет дополнительные помехи, мешающие практике самадхи. из той же ссылки.
Что есть практика самадхи, только с позиции апостериори. Пожалуйста. То есть отталкиваемся от своих трудов.
Как Будда. Будда сделал, Будда говорил. И последователем своим велел иметь плоды от своих трудов.
Чтобы речь была от трудов их. Пусть говорит трудящийся на этой ниве.
Философия, анализ наборов букв разве открывают врата к Ниббана?
Учить глупца все равно что строить замок из песка.
Vlad.Z M
Репутация: 58
Сообщения: 378
Зарегистрирован: 12.01.2014
Традиция: Ваджраяна


Вернуться в ПОЛЕМИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 6 гостей