Заметил, что издавна существует тенденция подменять понятия к примеру понятие Сатипаттхана заменяют понятием Випассана,в то время как согласно суттам Виппасана это аналитическая практика:
Из ДН2:
Так с сосредоточенной мыслью – чистой, возвышенной, незапятнанной, лишенной нечистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой, непоколебимой, – он направляет и вращает мысль к совершенному видению. Он постигает: «Вот это мое тело имеет форму, состоит из четырех великих элементов, рождено матерью и отцом, представляет собой скопление вареного риса и кислого молока, непостоянно, подвержено разрушению, стиранию, распаду, уничтожению, и вот здесь заключено, здесь к нему привязано мое сознание».
И к тому же достигается только после четырех Джхан. В то время как многие школы наоборот учат, что мол Джханы не нужны, чисто практикуй Сатипаттхану и достигнешь Ниббаны, а достигается то по сути первая Джхана, которая походу и принимается ими за Ниббану, в бирме в оппозиции мнению ненужности Джханы только Па-аук Саядо. И видимо это немало поспособствовала Ваджраяна, у них как я слышал считается тоже незначимой Саматха,а больший упор на Випассану, но у них в понятие Випассаны вкладывается аналитическая медитация. Вообщем то печально всё это. Интересно бы услышать мнение форумчан.