SV писал(а): Поэтому такая точка зрения - что нынешние джатаки превратились в "истории рождения" фактически из поучительных фольклорных басен, вполне себе имеет основание.
Само название "джатака" означает "истории о рождениях" или "история о рождении" (
джати - рождение, перерождение). Так что само название говорит о том, что это истории о рождениях.
А поучительными историями они и являются, только не фольклорными (сложенными неизвестно кем), а словами Будды, раз они упоминаются в суттах как Дхамма.
Конечно, нельзя с полной уверенностью сказать, какими были джатаки, которые рассказывал Будда - такими, как их сохранила традиция, или другими. Но я склонен считать, что традиция бережно сохраняла слова Будды и что джатаки в общем и целом до нас дошли примерно такими, как их рассказывали.
Другое дело, что если, например, в суттах, где говорится о каких-то доктринальных вопросах, изменишь слово - и содержание может серьезно измениться, то в историях с развернутым сюжетом, различными персонажами, какие-то детали могут измениться, а суть при этом останется в общем той же. Может быть поэтому комментарии (прозаическая часть) и не включены в канон, а включены только стихотворные части, в которых сформулирована как бы суть истории.
Вообще мне кажется, что у западных людей, в том числе и тех, что стали буддийскими монахами, есть такая тенденция все время что-то менять, отбрасывать то, что есть, в том числе традицию. Именно у западноевропейских и американских монахов таких идей много, в том числе и насчет джатак. :) (Вчера поискал в связи с обсуждением и наткнулся на запись в блоге аджана Суджато. Он австралиец, но они же тоже из англичан.)
Еще один момент, это конечно субъективно. Само содержание джатак - на мой взгляд там очень много глубоких вещей, замечательных вещей (хотя я читал отзывы людей на форумах, которые наоборот критически отзывались о джатаках). И лично для меня это тоже довод в пользу того, что джатаки идут от Будды, а не придуманы каким-то анонимными монахами столетия спустя смерти Будды. Вообще, учения Будды в суттах нередко сформулированы в общих понятиях. И общее применить к жизни, в конкретной ситуации, бывает не всегда просто. Я помню обсуждения например на БФ, когда обсуждали какие-то бытовые ситуации и люди рассматривали и предлагали ну очень разные вещи - и всё как бы с буддийской точки зрения. А джатаки рассказывают конкретные истории, где не просто например говорится, что щедрость это хорошо, а приводятся примеры проявления щедрости. И т.д. - какие-то конкретные истории. Жизнеописания святых или просто хороших монахов или достойных мирян кстати тоже по-моему хороши в частности этим - конкретными историями.