Список форумов › Теория и практика › ПОЛЕМИКА
Да, но речь-то идет о каноне Тхеравады, которая, как считают, как раз отличалась консерватизмом. И потом, что это были за басни, которые потом переделали в джатаки? По-моему проще принять традиционное - что эти истории изначально рассказывались, как истории о прошлых рождениях.SV писал(а):Протомахаянские сутры тоже очень древние. Однако, очевидно, что их вполне себе переделали, написали, включили в состав канонов ранних (даже ещё до-махаянских) школ. Комментарий к СН 16.13 перечисляет аж целые наборы древних текстов, которые ещё в древние времена считались еретическими. Упоминаются даже целые "питаки". То есть сам факт сочинения текстов и включения тех или иных текстов теми или иными школами (или группами каких-то монахов) вполне себе был. Так что серьёзные основания очень даже есть, ибо прецеденты имеются. Тем более, что в случае с джатаками, возможно, менять много не пришлось. Всего-то лишь нужно было добавить пару фраз о том, что тем-то и тем-то в басне был никто иной как бодхисаттва, тем-то был такой-то из известных учеников и т.д.
Канон и в древности, и сейчас, передается и сохраняется, как слово Будды. Не нужны специальные обоснования, чтобы это доказывать. Доказывать нужно, что что-то добавили или убавили. Конечно, за две с лишним тысячи лет разное могло произойти. Но в джатаках, кстати говоря, по содержанию, чего-то такого, что противоречило бы суттам, по-моему нет. Это, действительно, нравоучительные историии, причем, как отмечает Парибок (и я, по прочитанному, с ним согласен), не всегда - прямолинейно поучительные. Например, история о муже, который, как ни охранял свою жену, так и не смог ее огородить, все равно она ему изменила, тут "позитивного" примера бодхисатты как бы и нет, но некая мораль, некий урок есть.Как и нет "достаточного основания" утверждать, что все эти "нынешние джатаки" - подлинное слово Будды в неизменном виде. Не забывайте, кстати, что Палийский Канон с комментариями в виде "нынешних джатак" сформировался на Ланке при длительном многовековом соседстве с махаяно-ваджраянской Абхиягири Вихарой, и вообще в те времена, когда Махаяна пышно расцветала по всей Индии. Заимствования вполне могли быть, исключать этого никак нельзя. Само наличие доктрины "Пути Бодхисаттвы" в Тхераваде, уже об очень многом говорит (с учётом тотального отсутствия подобной идеи в Никаях).
С этим соглашусь. :)Заимствования вполне могли быть, исключать этого никак нельзя.
Основная часть составляющих его сюжетов создана во всяком случае не позже 3-2 вв. до н.э. (свидетельства тому - относящиеся к этой эпохе памятники изобразительного искусства, барельефы буддийских культовых сооружений - своеобразные иллюстрации к палийским джатакам). Но текст джатак этого собрания не сохранился в своем первоначальном виде.
...
Прозаическая часть, как считается, была зафиксирована на Шри Ланке лишь в 5 в н.э. и представляет собой обратный перевод на пали сингальского перевода с оригинала. Отсюда естественно предположить наличие поздних наслоений, но они, по-видимому, не настолько значительны, чтобы скрыть от нас оригинальное содержание памятника,...
Да, но речь-то идет о каноне Тхеравады, которая, как считают, как раз отличалась консерватизмом. И потом, что это были за басни, которые потом переделали в джатаки? По-моему проще принять традиционное - что эти истории изначально рассказывались, как истории о прошлых рождениях.
Канон и в древности, и сейчас, передается и сохраняется, как слово Будды. Не нужны специальные обоснования, чтобы это доказывать. Доказывать нужно, что что-то добавили или убавили.
Но в джатаках, кстати говоря, по содержанию, чего-то такого, что противоречило бы суттам, по-моему нет.
Основная часть составляющих его сюжетов создана во всяком случае не позже 3-2 вв. до н.э. (свидетельства тому - относящиеся к этой эпохе памятники изобразительного искусства, барельефы буддийских культовых сооружений - своеобразные иллюстрации к палийским джатакам). Но текст джатак этого собрания не сохранился в своем первоначальном виде.
Вообще непонятно зачем делать ревизии Канона. Если канонизировали в таком виде значит уже приняли, как слово Будды.Сергей О. писал(а):[Да нет никакой очевидности. Вы тут предполагаете:Очевидно, как со временем и поступили с большинством таких нравоучительных басен, особенно когда понадобилась доказательная почва для идеи Пути Бодхисаттвы.
- определенную цель для изменения тхеравадинских джатак
- сам факт целенаправленного изменения канона.
Ни для первого, ни для второго утверждения нет достаточных оснований. Предполагать такое, кончено, можно (предполагать можно разное). Мое мнение, что это вряд ли. Я легко могу допустить, что объемные сюжетные истории в ходе столетий пересказов могли более-менее изменяться в деталях, сохраняя при этом костяк. Могу допустить, что какие-то джатаки - более поздние, хотя все-таки канон наверное сохраняли тщательно, а не так, что захотели - вставили что-то, захотели - вычеркнули. Есть другая вещь: современные исследователи имеют свое представление о том, какой должен быть канон. И если что-то в каноне не вписывается в эту схему, то тогда считают, что это - позже добавили. Вот я читал статью, не помню автора, где он таким образом отсекал тексты, где говорится о разных чудесах, яккхах и т.д., типа - эти народные сказки потом добавили.
Впрочем, исторической информации не так уж много, так что, понятно, что это - мое мнение, не более того.
Если ставить под сомнения части Канона - это уже, по сути, ревизия. Потому, что подразумевается, что "Христос реинкарнации учил, а злые попы всё про неё выкинули"SV писал(а):Ревизии никто и не делает. Просто отделяются зёрна от плевел
По-разному может быть. И не думаю, что если кто-то не хочет делать ревизию, то он сразу становится нездравомыслящим.SV писал(а):Разумеется части Канона под сомнением, иначе и быть не может. Любой здравомыслящий человек это признает.
А Будда то как мог признавать? Что он учит не Дхамме?И Будда признавал.
А Будда то как мог признавать? Что он учит не Дхамме?
А можно примером каким-либо пояснить. Я пока не понял мысль.SV писал(а):А Будда то как мог признавать? Что он учит не Дхамме?
Он учит Дхамме о том, что традиция передачи в чём-то может быть правильной, но при этом, в чём-то может и быть ошибочной (в силу понятных обстоятельств).
Вот не нравится мне такой софистический приём "здравосмыслящий.... не сделает утверждение"Поэтому здравомыслящий человек никогда не станет делать утверждение: "Всё, что дошло через традицию - является истиной".
SV писал(а):Разумеется части Канона под сомнением, иначе и быть не может. Любой здравомыслящий человек это признает. И Будда признавал в МН 95 (если, конечно, не подвергать и эту часть канона сомнению )
Raudex писал(а):"орально передано" какой чудесный оборот, порождает кучу забавных ассоциаций, все естественно неприличные.Каверин Алексей писал(а):Кое что может быть полностью взято на веру... признанно...орально переданно
То, что мы вообще не имеем археологических или каких-то других свидетельств существования многих текстов с древних времен. В случае джатак есть вот такое подтверждение их весьма древнего существования.SV писал(а):И что? Это всё равно много позже жизни Будды, столетия спустя. К слову, древнейшая найденная промахаянская рукопись радиоуглеродным анализом датируется 2 веком до нашей эры (с возможным разбросом, но всё же).
В принципе да, это можно отнести к любому тексту, в том числе и ко всем суттам, которые вы переводите. У тибетцев в каноне есть палийские сутты, хотя и немного - естественно, переведенные на тибетский язык. Но у них еще много сутр из агам, аналогичных палийским. Но это так, оффтопик, частность.Доказывать всё-таки нужно и само утверждение, что это "слово Будды" и что это "дошло без изменений". Так ведь, например, утверждают и тибетцы - что весь их канон - слово Будды. Там даже есть такой особый раздел, который так и называется. И там нет палийских сутт, но зато много махаянщины, которая и объявлена "истинным словом Будды". И тоже всё очень древнее, идёт с первоисточников и т.п.
В общем ситуация, как я её на данный момент вижу, такая: есть раздел канона джатаки - упоминающийся в суттах, вошедший изначально в канон. Собственно в канон входит стихотворная часть, прозаическая считается комментарием. В Тхераваде она принята, записана в 5 веке, стихотворная, естественно, как и весь канон, записана раньше.Не восторгаясь и не порицая, хорошо изучив каждое слово и каждый слог, – следует сличить их с Суттами и сверить с правилами Винаи. И если те слова не согласны с Суттами, если не совпадают они с правилами Винаи, вы примите такое решение: "Право, – это не слово Благословенного и ошибочно понято оно той общиной". И тогда монахи, вы отбросьте то слово. Если же, монахи, оно согласно с Суттами, и совпадает с правилами Винаи, вы примите такое решение: "Право, – это слово Благословенного и истинно оно понято той общиной". Таким образом, монахи, придерживайтесь второго великого отношения.
Вот не нравится мне такой софистический приём "здравосмыслящий.... не сделает утверждение"
То, что мы вообще не имеем археологических или каких-то других свидетельств существования многих текстов с древних времен. В случае джатак есть вот такое подтверждение их весьма древнего существования.
В принципе да, это можно отнести к любому тексту, в том числе и ко всем суттам, которые вы переводите.
Я, вместе со всей традицией, остаюсь при мнении, что джатаки не подделка
Не увидел. Ни насчёт здравомыслящего/нездравомыслящего. (Мудрость это не совсем синоним здравомылия). Во-вторых не увидел где бы Будда говорил, что его Дхамма не полностью истинная.SV писал(а):Вот не нравится мне такой софистический приём "здравосмыслящий.... не сделает утверждение"
Ну это сам Будда так говорит, что уж поделать
[В этой ситуации] [b]мудрому человеку, который держится истины, не подобает[/b] приходить к однозначному заключению: “Только это правда, а всё остальное ошибочно”.
А мне показалось, что он в целом говорил, но уж никак не о линии передачи своего учения.SV писал(а):Его-то Дхамма истинная, и он много где говорит так. Но в этой сутте он весьма здраво предупреждает, что линия передачи - средство ненадёжное. По этой причине как раз мудрый человек никогда и не будет утверждать: "Всё, что дошло через линию передачи - истинно". Он может верить в то, что это истинно, но при этом заблуждаться.
На опыте - да. Но в случае обсуждений достоверности Канона о каком опыте может быть речь? Только если мы станем Арахантами. А без этого всё-равно в сухом остатке остаётся интерпретация на свой вкус.Дальше по тексту этой сутты Будда объясняет, что всё нужно проверять на опыте, и только тогда можно говорить о том, что ты знаешь истину. Что тоже очень и очень здравая мысль.
А мне показалось, что он в целом говорил, но уж никак не о линии передачи своего учения.
На опыте - да. Но в случае обсуждений достоверности Канона о каком опыте может быть речь? Только если мы станем Арахантами. А без этого всё-равно в сухом остатке остаётся интерпретация на свой вкус.
Сейчас этот форум просматривают: 29 гостей