А вдруг Ниббана не вечна?
Добавлено: 12.04.2014, 23:03
Здравствуйте, уважаемые знающие Дхамму.
Меня и кое-кого еще мучает вопрос такого толка:
Вот считается, что если Арахант достигает Париниббаны, то как бы всё - это навечно, совокупности все угасают и остается только Ниббана дхамма.
Всё бы вроде хорошо и понятно, но тут встает вопрос: а навсегда ли это?
Вопрос связан неразрывно с другим вопросом - о том, откуда берутся существа.
Поскольку Ниббана дхамма ничем не обусловлена и не имеет ограничений, то не может ли быть так, что существа проявляются именно как ОДНА ИЗ ее собственных безграничных возможностей?
То есть, где гарантия того, что достигнув Париниббаны, существо спонтанно не возродится вновь?...
Ведь существо КАКИМ-то образом СВЯЗАНО с Ниббана дхаммой, раз мы говорим что она остается после Париниббаны.
Какого рода эта связь?
Ниббана дхамма существует одновременно с существованием неугасших 5 совокупностей.
Ниббана дхамма существует, когда 5 совокупностей угасли.
Кроме Ниббана дхаммы и 5 совокупностей (как временного и обусловленного явления) больше ничего не существует... Что наталкивает на размышления о характере их связи...
Ведь Ниббана дхамма не может быть проанализирована и понята умом. Вдруг она и есть причина возникновения существ и потом она возродит их заново? Как мы можем быть уверены что это не так?
То есть, вопрос не о том, вечна или нет Ниббана дхамма. с этим всё понятно. Она вечна и необусловлена.
Вопрос в том, не являются ли ВРЕМЕННЫЕ существа, способные угаснуть (совокупности), ее порождениями?... Чтобы что-то могло угаснуть, оно ведь должно было откуда-то когда-то зажечься. Откуда? Не от нее ли? Больше ведь неоткуда.
спасибо. прошу указать на мои ошибки в понимании этого вопроса.
Меня и кое-кого еще мучает вопрос такого толка:
Вот считается, что если Арахант достигает Париниббаны, то как бы всё - это навечно, совокупности все угасают и остается только Ниббана дхамма.
Всё бы вроде хорошо и понятно, но тут встает вопрос: а навсегда ли это?
Вопрос связан неразрывно с другим вопросом - о том, откуда берутся существа.
Поскольку Ниббана дхамма ничем не обусловлена и не имеет ограничений, то не может ли быть так, что существа проявляются именно как ОДНА ИЗ ее собственных безграничных возможностей?
То есть, где гарантия того, что достигнув Париниббаны, существо спонтанно не возродится вновь?...
Ведь существо КАКИМ-то образом СВЯЗАНО с Ниббана дхаммой, раз мы говорим что она остается после Париниббаны.
Какого рода эта связь?
Ниббана дхамма существует одновременно с существованием неугасших 5 совокупностей.
Ниббана дхамма существует, когда 5 совокупностей угасли.
Кроме Ниббана дхаммы и 5 совокупностей (как временного и обусловленного явления) больше ничего не существует... Что наталкивает на размышления о характере их связи...
Ведь Ниббана дхамма не может быть проанализирована и понята умом. Вдруг она и есть причина возникновения существ и потом она возродит их заново? Как мы можем быть уверены что это не так?
То есть, вопрос не о том, вечна или нет Ниббана дхамма. с этим всё понятно. Она вечна и необусловлена.
Вопрос в том, не являются ли ВРЕМЕННЫЕ существа, способные угаснуть (совокупности), ее порождениями?... Чтобы что-то могло угаснуть, оно ведь должно было откуда-то когда-то зажечься. Откуда? Не от нее ли? Больше ведь неоткуда.
спасибо. прошу указать на мои ошибки в понимании этого вопроса.