Тогда ниббаны как некой реальности не существует, получается что это одномоментное явление. Мне эта трактовка тоже кажется логичной. Но Будда иногда использует термин "существование" для описания ниббаны:
"Монахи, необусловленному существованию присущи три характерных качества необусловленности. Каковы эти три качества? Очевидно, что это отсутствие возникновения, отсутствие разрушения и отсутствие изменения со временем." АН 3.47
Вот перевод Дост. Бодхи. Там слова "существование" нет:
[Благословенный сказал]: “Монахи, есть эти три характеристики, определяющие обусловленное. Какие три? (1) Видно возникновение [обусловленного], (2) видно угасание [обусловленного], (3) видно изменение [обусловленного] по мере того, как оно наличествует. Таковы три характеристики, определяющие обусловленное.
Монахи, есть эти три характеристики, определяющие необусловленное. Какие три? Не видно возникновения [необусловленного], не видно угасания [необусловленного], не видно изменения [необусловленного] по мере того, как оно наличествует. Таковы три характеристики, определяющие необусловленное”.
Однако (хотя не сказано "существование"), всё же сказано, что необусловленное наличествует. Здесь можно вспомнить, например, про элемент ниббаны с остатком, который чётко и однозначно определяется в Итивуттаке как "уничтожение жажды, злобы, заблуждения". Очевидно, этот элемент наличествует, и НЕЛЬЗЯ увидеть изменения в этом - потому что ум араханта не может быть в одно время лишённым жажды и т.д., а в какой-то другой момент иметь жажду. В этом плане "не видно изменения [необусловленного] по мере того, как оно наличествует". Другими словами, чистота ума араханта ничем не обусловлена. Если была бы обусловлена, то тогда загрязнения могли бы вновь в нём возникнуть, а это невозможно, вот почему его чистота ума - это необусловленное.
Далее, если даже рассматривать элемент ниббаны без остатка просто как ситуацию, расклад отсутствия кхандх - то также можно увидеть, что "не видно изменения [необусловленного] по мере того, как оно наличествует" - просто потому, что не видно, чтобы кхандхи вновь вдруг возникли из ниоткуда. Ситуация с отсутствием кхандх - это неизменное, постоянное, приятное и т.д. И, главное, тоже ничем не обусловленное.