Убеди себя в "правильной речи"

Список форумов Теория и практика ПОЛЕМИКА

Описание: Полемика и споры на любые темы, касающиеся буддизма.

  • 3

#1 Михаил Макушев » 11.06.2014, 11:20

Я подниму вторую, живую тему, которая, как мне кажется, является очень важной, равно как и очень тонкой.
Я говорю о самообмане.
Зачастую произнося те или иные речи мы убеждены, что они полностью соответствуют понятию "правильная речь". Иногда это действительно так. Но чаще всего случается, что не очень явно, наше сознание пытается нас же убедить в том что произносимое нами - правильно. Но это всё пустые слова, а такое нужно рассматривать в примерах
Например в разговоре.. я и оппонент. Я ему говорю - вы, сударь, просто умственно отсталый субъект или попросту дурак. Вроде все понятно - нехорошо все это. Но вот наступает момент действия защитного механизма и я начинаю себя убеждать - ну он ведь и правда недалек умом? Правда. Он действительно заблуждается и не хочет исправляться? Действительно. Значит я не сказал ему никаких гадостей, а всего навсего констатировал факт и сказал ему "правду в лицо". И так далее.
Таких примеров можно накопать кучу. Но тут опять таки не стоит считать, что подобного рода речи всегда будут "неправильными". Грань действительно очень тонкая. Если я вора назову вором - это будет правильно. Но только в том случае, если он и правда явно сделал данное.
К вся эта речь? Мы склонны убеждать себя в правильности нашей речи в любом случае, и крайне не склонны признавать что мы убедили сами себя.
Это конечно касается всех аспектов деятельности, но с речью, на мой взгляд, такое происходит чаще, так как она выходит за пределы нашего сознания и является средством общения.
Михаил Макушев

  • 4

#2 Панньятисса » 11.06.2014, 13:07

у самого такая же проблема. груб я иногда в словах бываю. оттого что метты маловато. надо более тщательно за речью следить.
969. buddha.am
Панньятисса
Саманера
Аватара
Репутация: 2879
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 13.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#3 SV » 11.06.2014, 13:23

Например в разговоре.. я и оппонент. Я ему говорю - вы, сударь, просто умственно отсталый субъект или попросту дурак. Вроде все понятно - нехорошо все это. Но вот наступает момент действия защитного механизма и я начинаю себя убеждать - ну он ведь и правда недалек умом? Правда. Он действительно заблуждается и не хочет исправляться? Действительно. Значит я не сказал ему никаких гадостей, а всего навсего констатировал факт и сказал ему "правду в лицо". И так далее.

В этом конкретном случае может даже и не столько недоброжелательность проявляется, сколько самомнение. Любые оправдывания - они все на самомнении завязаны. Хотя конечно если человека специально хочется оскорбить - то это неприязнь, да. Поэтому часто может быть микс этих двух негативных качеств.

PS: На мой взгляд, идеальное решение этой проблемы с речью - это следить не за самими порывами к грубости и их пресечении и т.д. - а следить за правильным ведением диалога, где обсуждается тема, а не личность, тему обсуждающая. Как только это правило нарушается - всё, дальше как снежный ком в дискуссию вплетаются вышеупомянутые два качества, и в итоге ясно всё чем заканчивается - не раз, не два, не три, и не пять это уже проходили
:cowboy:

PSS: Также ещё нужно учитывать тематику разговора. Об определённых вещах с определёнными людьми попросту не нужно говорить: http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an5_157-dukkatha-sutta-sv.htm
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14603
Сообщения: 6036
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#4 Andrew Bernstein » 11.06.2014, 15:30

Будда чётко определил параметры правильной речи. Речь должна быть:
1. правдивой
2. сказанной вовремя
3. полезной (список не полезных тем прилагается Каноном, их там 28 если не ошибаюсь)
4. не грубой
Всё остальное пустословие и всякой полезности не несёт.
Andrew Bernstein
Откуда: Удалён
Репутация: 376
Сообщения: 436
Зарегистрирован: 09.03.2014
Традиция: Тхеравада

#5 Graveworm » 12.06.2014, 10:01

SV писал(а):PSS: Также ещё нужно учитывать тематику разговора. Об определённых вещах с определёнными людьми попросту не нужно говорить: http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an5_157-dukkatha-sutta-sv.htm
Если я правильно понял, то правильно заведенным разговор будет лишь в случае одной веры, нравственности, мудрости и т.д. Ведь, если собеседник обладает иной верой, нравственностью, мудростью и т.д., то это проявит злобу, ненависть, грубость. Т.о. в сутте речь ведется о 5 предметах беседы в рамках Будда-Дхармы, а не в общем? Поучая людей этим качествам мы неправильно заводим разговор?
Graveworm
Аватара
Репутация: 51
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 20.05.2014
Традиция: Нет

#6 Алокананда » 12.06.2014, 15:15

Михаил Макушев писал(а):Я подниму вторую, живую тему, которая, как мне кажется, является очень важной, равно как и очень тонкой.
Я говорю о самообмане.
Зачастую произнося те или иные речи мы убеждены, что они полностью соответствуют понятию "правильная речь". Иногда это действительно так. Но чаще всего случается, что не очень явно, наше сознание пытается нас же убедить в том что произносимое нами - правильно. Но это всё пустые слова, а такое нужно рассматривать в примерах
Например в разговоре.. я и оппонент. Я ему говорю - вы, сударь, просто умственно отсталый субъект или попросту дурак. Вроде все понятно - нехорошо все это. Но вот наступает момент действия защитного механизма и я начинаю себя убеждать - ну он ведь и правда недалек умом? Правда. Он действительно заблуждается и не хочет исправляться? Действительно. Значит я не сказал ему никаких гадостей, а всего навсего констатировал факт и сказал ему "правду в лицо". И так далее.
Таких примеров можно накопать кучу. Но тут опять таки не стоит считать, что подобного рода речи всегда будут "неправильными". Грань действительно очень тонкая. Если я вора назову вором - это будет правильно. Но только в том случае, если он и правда явно сделал данное.
К вся эта речь? Мы склонны убеждать себя в правильности нашей речи в любом случае, и крайне не склонны признавать что мы убедили сами себя.
Это конечно касается всех аспектов деятельности, но с речью, на мой взгляд, такое происходит чаще, так как она выходит за пределы нашего сознания и является средством общения.

да мне кажется что так и есть ... и имхо это потому что есть иллюзия "Я"и желание его защищать т.е. защищать себя чтобы не сказал или сделал... так любая позиция и мнение по любому вопросу которые мы будем считать логичными и правильными в больтшинстве случаев будут просто соответствовать нашим ЛИЧНЫМ предпочтениям... поэтому в миру так сложно понять учение Будды - там практически невозможно практиковать самоотречение...
поступок> привычка> характер> судьба
Алокананда M
Откуда: http://bkalokananda@gmail.com
Репутация: 223
Сообщения: 271
Зарегистрирован: 14.04.2014
Традиция: Тхеравада

#7 Olivin » 12.06.2014, 16:55

Аналогом понятия "правильная речь" в обществе обывателей и людей далеких от буддизма может быть понятие "воспитанность, хорошее воспитание, вежливость". Никогда не следует говорить человеку, что он дебил, даже, если это на самом деле так. Сказать это - значит потерять свое лицо независимо от развитости метты и принятия говорящим дхаммы в принципе, а для буддиста - это неправильная речь в любом случае. Еще лет пять назад я умела не терять лицо в любой ситуации, а сейчас не сдерживаюсь, сталкиваясь в конфликтах на улице и в транспорте, могу сказать что угодно. Признаю: утрачено воспитание - живу в соответствующей среде.
Olivin
Репутация: 393
Сообщения: 448
Зарегистрирован: 02.11.2013
Традиция: Нет

#8 Wind » 14.06.2014, 00:43

Olivin писал(а):Никогда не следует говорить человеку, что он дебил, даже, если это на самом деле так
Хм, интересно ... а как же тогда дебилу сказать его истинный диагноз? По сути знать правду это очень важно в его же интересах ... :upset:
Wind M
Аватара
Откуда: Москва - Питер
Репутация: 629
Сообщения: 463
Зарегистрирован: 13.11.2013
Традиция: Тхеравада

#9 Елена Котельникова » 14.06.2014, 07:25

Wind писал(а):
Olivin писал(а):Никогда не следует говорить человеку, что он дебил, даже, если это на самом деле так
Хм, интересно ... а как же тогда дебилу сказать его истинный диагноз? По сути знать правду это очень важно в его же интересах ... :upset:
Всё так же - убедиться в том, что этот диагноз ему знать полезно и подождать подходящего момента... :roll:
Обычно трудности возникают уже в первой части этого действа. Не так просто бывает понять, что и кому действительно принесёт пользу
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3563
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

#10 masterjack » 14.06.2014, 13:28

у самого такая же проблема.
груб я иногда в словах бываю.
оттого что метты маловато.
может кто-нибудь отсыпать?

стремление говорить - это привычка.
в большинстве случаев это пестование своего Я.

хороший подход к прекращению - не спешить говорить, а спешить подумать:
зачем я хочу сказать?
как я хочу сказать?
таким образом как я скажу - добьюсь ли я желаемого понимания?
станет ли ЛУЧШЕ от того ЧТО я и КОМУ скажу?

если хоть один ответ НЕТ - стоит промолчать.
обычно пока думаешь над вопросами - уже пропадает желание сказать быстро
то, что пришло в голову. что уже хорошо.

а грубость иногда нужна.
как удар посохом.
иногда так быстрее и доходчивее.
но нужно четко понимать грань.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4985
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада


Вернуться в ПОЛЕМИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 12 гостей