Весьма интересная информация приводится насчёт мифа о Чаккавартине (царе-миродержце). Говорится, что миф происходит от древних брахманов. Будда позаимствовал его и переиначил на свой манер. Схожие детали:
1. "Конь-сокровище" Чаккавартина - белый с чёрной головой (ДН 17). Жертвенная лошадь брахманов - белая с чёрной головой.
2. У Чаккавартина 1000 сыновей (ДН 3). Жертвенную лошадь брахманов защищают 100 сынов.
3. "Колесо-сокровище" Чаккавартина окунается в четыре моря (ДН 17). Лошадь брахманов огромного размера, рожденная в западном и восточном морях (Брхадараника Упанишады 1.1.1-2)
4. Чаккавартин следует за колесом и все ему подчиняются (ДН 17). Жертвователь лошади следует за лошадью и все ему должны подчиниться ((Брхадараника Упанишады 1.1.1-2)
5. Лошадь Чаккавартина летает (ДН 17). Лошадь в Ведах соотносится с солнцем (колесом в небе) и соединена с колесницей.
6. Обязанностями Чаккавартина и Асвамедхи являются периодические астрологические ритуалы, которые подпитывают царские и солнечные силы (ДН 26 и Ригведа 1.162, Яджурведа 24.24).
Опять-таки очередное подтверждение идее того, что Будда, вместо того, чтобы разубеждать людей в каких-то общеизвестных на то время вещах - использовал подобные устоявшиеся мифы для пропаганды Дхаммы, сместив акценты с мифологии на Дхамму (праведность, камму, и т.д.)
Также один интересный аргумент о Махаяне. Многие махаянские тексты упоминают письменность, тогда как по факту её не было во времена Будды (и ранние тексты не упоминают о ней). Что свидетельствует опять-таки о том, что махаянские тексты как минимум несколько веков позже возникли.