Расцвет и упадок Сангхи
Добавлено: 16.01.2015, 14:13
Довольно интересная картина вырисовывается, если рассматривать данный вопрос на основании разных источников. Появление в мире Будды похоже на всплеск на поверхности воды. Вначале появляются некие завихрения, потом происходит сам всплеск, который достаточно быстро гаснет, и дальше по воде очень долго идут слабые волны, которые становятся всё слабее и слабее по мере того как они отходят дальше от эпицентра. При этом, высота волны будет соответствовать количеству "достигших", а площадь круга от волны будет соответствовать количеству новообращённых буддистов.
На начальном этапе зарождения Сангхи уже были продвинутые личности, готовые к быстрому просветлению. Притом, очевидно, они относились как к ведической традиции, так к традиции аскетов, т.е. саман. Здесь будет уместно вспомнить двух учителей Сиддхаттхи - Алара Каламу и Уддака Рамапутту, а также свиту их учеников (численность которой, однако, неизвестна). Эти люди были настолько продвинутыми, что достигали высочайших медитативных уровней, которые описаны в буддизме. Сразу после просветления Будда хотел отрыть Дхамму именно этим двум учителям, но не успел, они уже умерли. Тем не менее, огромным потенциалом и, совершенно однозначно, медитативными умениями обладали и другие группы - притом, до просветления Будды. Самая известная такая группа - это отшельники под предводительством трёх братьев Кассап (описываются в Винае). Будде удалось их обратить и все они мгновенно стали арахантами, составив костяк Сангхи - 1000 человек. Далее можно упомянуть с десяток учеников брахмана Бавари, которые также до встречи с Буддой достигали высших медитативных уровней вплоть до арупалоки. Беседа с ними дошла до нас в 5 главе Суттанипаты. Они, очевидно, относились к ведической традиции, раз их наставником был брахман. Также нельзя не вспомнить пятёрку "товарищей", первых 5 монахов Сангхи. Эти, а также некоторые другие, составили в итоге цирфу 1250, и, говоря о своей Сангхе на раннем ей этапе, Будда упоминает, что его Сангха состоит именно из такого количества человек. В данный момент ещё не было нужды создавать монашеский устав (первые правила появились позже), т.к. все эти личности были, скажем так, "чистейшей воды". Это по сути первые моменты после всплеска (просветления Будды) - быстро за очень короткий срок формируется большой гребень волны.
Далее прогресса уже не предвидится, а начинается упадок. Первые признаки упадка - надобность в формировании правил Винаи. Чем больше не особо совершенных личностей появляется в Сангхе, тем больше требуется вводить новых правил и усложнять уже существующие, вводя многочисленные поправки. Но, тем не менее, Сангха всё ещё очень сильна и активно набирает популярность у населения, количество буддистов быстро растёт.
В какой-то момент Будда говорит о том, что в Сангхе много сотен монахинь и монахов, которые араханты. А также много сотен мирянок и мирян, которые анагамины, уж не говоря про "достигших" более низких уровней, которых было, очевидно, много тысяч как среди монашествующих, так и среди домохозяев.
Однако, в одной из сутт говорится и о том, что хотя правил Винаи становится всё больше, монахов, достигающих конечной цели, становится всё меньше и меньше. Если возвращаться к примеру с волной, то здесь зафиксирован её упадок после всплеска - она начала угасать, становиться меньше. При этом, что важно, это происходит даже при наличии живого Будды в мире, что показывает одну важную вещь: наличие живых просветлённых не гарантирует расцвета и очищения религии.
Под конец жизни Будды картина и вовсе не радужная. В ряде сутт СН 16 Махакассапа говорит, что не имеет желания обучать новых монахов, так как они непослушны и без уважения принимают наставления по Дхамме. В СН 16.18 сам Будда жалуется, что раньше старшие монахи были отшельниками, а ныне старших монахов в Сангхе интересуют только почести и популярность, а молодые монахи берут с них этот дурной пример. Записан и инциденты жалоб Махакассапы на прямых учеников Ананды и Ануруддхи. В одном случае он порицает самого Ананду за то, что его ученики - разгильдяи. В случае с учениками Ануруддхи, Махакассапа указывает то, что они горделивы и соревнуются между собой в учёности (т.е. теоретических познаниях Дхаммы). Как видим, волна стала ещё меньше.
Дальше, естественно, могло быть только хуже, а не лучше. Уже сразу после смерти Будды Махакассапа срочно созывает собор, т.к. боится за дальнейшую судьбу буддизма, и делает это по прецеденту - один из монахов оглашает, что теперь можно не соблюдать Винаю вообще (а точнее, соблюдать только что вздумается на выбор). В Тхерагатхе дошли строфы Ананды, в которых он говорит, что все "старики" уже умерли, а с новыми монахами ему общего языка не найти.
Вот такое поколение осталось после смерти Будды и главных учеников. В таком виде оно просуществовало порядка ста лет, после чего состоялся второй собор на предмет нарушений Винаи, а после него, спустя какое-то время, скорее, десятки лет и больше, по некоторым источникам, начались и доктринальные расхождения и расколы, которые, всё же, скорей всего, поначалу не были радикальными. Но чем дальше, тем, как известно, их становилось больше.
Соответственно, если модель с кругом верна, то в наше время высота волны практически ничтожна, хотя площадь круга стала просто огромной, и насчитывает десятки, а при оговорках, и сотни миллионов буддистов.
На начальном этапе зарождения Сангхи уже были продвинутые личности, готовые к быстрому просветлению. Притом, очевидно, они относились как к ведической традиции, так к традиции аскетов, т.е. саман. Здесь будет уместно вспомнить двух учителей Сиддхаттхи - Алара Каламу и Уддака Рамапутту, а также свиту их учеников (численность которой, однако, неизвестна). Эти люди были настолько продвинутыми, что достигали высочайших медитативных уровней, которые описаны в буддизме. Сразу после просветления Будда хотел отрыть Дхамму именно этим двум учителям, но не успел, они уже умерли. Тем не менее, огромным потенциалом и, совершенно однозначно, медитативными умениями обладали и другие группы - притом, до просветления Будды. Самая известная такая группа - это отшельники под предводительством трёх братьев Кассап (описываются в Винае). Будде удалось их обратить и все они мгновенно стали арахантами, составив костяк Сангхи - 1000 человек. Далее можно упомянуть с десяток учеников брахмана Бавари, которые также до встречи с Буддой достигали высших медитативных уровней вплоть до арупалоки. Беседа с ними дошла до нас в 5 главе Суттанипаты. Они, очевидно, относились к ведической традиции, раз их наставником был брахман. Также нельзя не вспомнить пятёрку "товарищей", первых 5 монахов Сангхи. Эти, а также некоторые другие, составили в итоге цирфу 1250, и, говоря о своей Сангхе на раннем ей этапе, Будда упоминает, что его Сангха состоит именно из такого количества человек. В данный момент ещё не было нужды создавать монашеский устав (первые правила появились позже), т.к. все эти личности были, скажем так, "чистейшей воды". Это по сути первые моменты после всплеска (просветления Будды) - быстро за очень короткий срок формируется большой гребень волны.
Далее прогресса уже не предвидится, а начинается упадок. Первые признаки упадка - надобность в формировании правил Винаи. Чем больше не особо совершенных личностей появляется в Сангхе, тем больше требуется вводить новых правил и усложнять уже существующие, вводя многочисленные поправки. Но, тем не менее, Сангха всё ещё очень сильна и активно набирает популярность у населения, количество буддистов быстро растёт.
В какой-то момент Будда говорит о том, что в Сангхе много сотен монахинь и монахов, которые араханты. А также много сотен мирянок и мирян, которые анагамины, уж не говоря про "достигших" более низких уровней, которых было, очевидно, много тысяч как среди монашествующих, так и среди домохозяев.
Однако, в одной из сутт говорится и о том, что хотя правил Винаи становится всё больше, монахов, достигающих конечной цели, становится всё меньше и меньше. Если возвращаться к примеру с волной, то здесь зафиксирован её упадок после всплеска - она начала угасать, становиться меньше. При этом, что важно, это происходит даже при наличии живого Будды в мире, что показывает одну важную вещь: наличие живых просветлённых не гарантирует расцвета и очищения религии.
Под конец жизни Будды картина и вовсе не радужная. В ряде сутт СН 16 Махакассапа говорит, что не имеет желания обучать новых монахов, так как они непослушны и без уважения принимают наставления по Дхамме. В СН 16.18 сам Будда жалуется, что раньше старшие монахи были отшельниками, а ныне старших монахов в Сангхе интересуют только почести и популярность, а молодые монахи берут с них этот дурной пример. Записан и инциденты жалоб Махакассапы на прямых учеников Ананды и Ануруддхи. В одном случае он порицает самого Ананду за то, что его ученики - разгильдяи. В случае с учениками Ануруддхи, Махакассапа указывает то, что они горделивы и соревнуются между собой в учёности (т.е. теоретических познаниях Дхаммы). Как видим, волна стала ещё меньше.
Дальше, естественно, могло быть только хуже, а не лучше. Уже сразу после смерти Будды Махакассапа срочно созывает собор, т.к. боится за дальнейшую судьбу буддизма, и делает это по прецеденту - один из монахов оглашает, что теперь можно не соблюдать Винаю вообще (а точнее, соблюдать только что вздумается на выбор). В Тхерагатхе дошли строфы Ананды, в которых он говорит, что все "старики" уже умерли, а с новыми монахами ему общего языка не найти.
Вот такое поколение осталось после смерти Будды и главных учеников. В таком виде оно просуществовало порядка ста лет, после чего состоялся второй собор на предмет нарушений Винаи, а после него, спустя какое-то время, скорее, десятки лет и больше, по некоторым источникам, начались и доктринальные расхождения и расколы, которые, всё же, скорей всего, поначалу не были радикальными. Но чем дальше, тем, как известно, их становилось больше.
Соответственно, если модель с кругом верна, то в наше время высота волны практически ничтожна, хотя площадь круга стала просто огромной, и насчитывает десятки, а при оговорках, и сотни миллионов буддистов.