Саддха
Для понимания значения С. в учении Будды необходимо принять во внимание то, что основатель буддизма призывал ничто не принимать на веру и проверять все в личном опыте. Эти принципы и определили своеобразие сотериологич. роли С. в буддизме в сравнении с ролью веры в авраамических религиях — здесь вера сопровождается исследованием и проверкой на опыте. Слепая вера вопреки разуму и здравому смыслу осуждается Буддой. Обращаясь к жителям одной деревни, он говорит: «Не основывайтесь на рассказах, на преданиях, на традициях, на писаниях, на логич. предположениях, на выводах, на сходстве, на том, что принято разумным, на правдоподобии или на мысли: „Этот монах — наш Учитель"» (Ангуттара-никая, Калама-сутта 1.3.7.5).
С. не фигурирует среди факторов Восьмеричного пути, но перечисляется в классификациях индрий (способностей), где подчеркивается, что монах должен основывать свою веру на правильном понимании (праджня). С. также представлена в классификации факторов просветления {бодхи) как первое по счету (а не по значению) качество, подлежащее систематич. культивированию, к-рое, однако, состоит не столько в вере, сколько в уничтожении сомнений и обретении доверия к учению Будды. Не случайно С. также связывается с первым «плодом» духовных достижений — статусом сотапанны («вступившего в поток»; см. Арья-пуцгала), к-рый обретается в результате пресечения сомнений (пали вичикиччха).
Будда отмечает, что сильная приверженность взглядам (диттхи) может быть пустой, напрасной, обманчивой, а несильная вера — истинной и реальной, поэтому С. не является достаточным основанием для того, чтобы считать одни диттхи истинными и принимать их, а другие — ложными и отвергать их. «Когда у человека есть С, он говорит: „Я верю (доверяю) этому". Говоря это, он берет истину под защиту. Но он не приходит к категорич. заключению: „Это и есть истина, остальное бессмысленно". До этой степени он берет истину под защиту... но еще не пробужден к истине» (Маджджхима-никая, Чанки-сутта 11.95). По мнению К. Джаятиллеке, выражение «взять истину под защиту» означает временное или предварительное принятие высказывания или доктрины с целью их дальнейшей проверки (Jayatilleke 1963, р. 391). Однако в ряде случаев доверие к доктрине возникает в результате доверия к личности, ее выражающей. Проверив проповедника и преисполнившись к нему доверием, адепт обращает к нему слух и внимательно слушает Дхамму (Учение), к-рую он сохраняет в своей памяти. Затем «он исследует ее, исследовав, он понимает [ее суть] и одобряет. В результате понимающего одобрения [ее сути] в нем рождается желание [испробовать ее на себе]. С рождением этого желания он становится целеустремленным. Став целеустремленным, он взвешивает, взвесив, он энергично берется за дело. Совершив усилие, он реализует высшую истину в самом себе и проникает в нее и зрит ее с помощью своего понимания» (Вимансака-сутта 1.47).
Т.о., главным критерием принятия того или иного учения является его проверка на собственном опыте. Именно в результате такой проверки и возникает нечто более сильное, чем доверие, — С. монаха, твердая уверенность, укорененная в непосредственном видении, устойчивая, «к-рую не сдвинуть с места ни самане, ни брахману, ни Маре или Брахме, ни кому-либо в мире» (там же). Из тех, кто верит и предан лично ему, и тех, кто верит в Дхамму, Будда предпочитает последних (в «Алагаддупама-сутте» из Маджджхима-никаи 1.22 первым он сулит только небеса, про вторых же говорит, что для них возможно пробуждение). Тем самым он исключал из С. момент культа личности и тем более «эмоциональную сопричастность», характерную, напр., для инд. религ. традиции бхакти.
http://fshq.ru/ENCYCLOPEDIA_OF_BUDDHIST_PHILOSOPH ... UDDHIST_PHILOSOPHY_Saddha.html