Денис, лучше читать ПК, если стоит вопрос о словах Будды. Будда никогда не говорил, что ему не нужно верить, наоборот, он всячески веру поощрял.Денис85 писал(а):А вообще так-то странно, с одной стороны здесь на форуме постулируется вера, а с другой стороны последними словами Будды были: Я ухожу счастливым потому, что не спрятал в закрытой ладони ничего, что могло бы быть полезным вам. Не верьте ни единому слову только потому, что так говорил Будда. Проверяйте все на собственном опыте: будьте путеводным светом сами себе.
(Да, есть Калама сутта, где Будда говорит сомневающимся во всем "каламчанам", что учение отшельников познается при рассмотрении, но это нельзя считать рекомендацией для Арьев и близких к ним. Если бы Будда сказал такое Арьям, это было бы нечто вроде "Вы не пили воды три дня? Смотрите, вот тропа, она ведет к колодцу, она идет через горы и леса, но вам не обязательно мне доверять, сами ищите" )
Но это не значит, что вера в буддизме тождественна вере в том же христианстве - мол без веры не спасешься. Будде нужно верить как тому, кто указывает вам дорогу из пункта А в пункт Б. Если вы не будете верить указывающему, то вы возможно не придете туда, куда нужно.
Это не полная правда. Сотапатти имеет зримые плоды, потому есть бОльшая уверенность в Дхамме, чем была до плодов, но если принять во внимание сутту, где говорится, что степень развитости учеников зависит от уровня развития пяти сил (вера, усердие, мудрость, осознанность и сосредоточение), то можно сделать вывод, что сомнения также могут возникать даже у невозвращающихся, потому что они еще не пришли, есть для них еще вещи, которые они не открыли прямым собственным знанием.к тому-же сомнения устраняются только при реализации сотапатти.
Но опять же, крутость заключается в том, что
ehi passiko, что значит «приходи и увидишь», или «приходи и познай», а не «приди и уверуй».