А не может ли быть тема, что дар сангхе выше чем Будде и Арахантам - поздней вставкой?
Я сейчас перевожу Виманаваттху, которая как раз на эту тему, и там крутые божества рассказывают благодаря каким поступкам они получили такое рождения и ништяки: и там они, когда давали дану, подчеркивается: дали монаху, совершенному в поведении, дали монаху кроткому умом и лишенному омрачений, подчеркивается польза даны именно Арахантам, которые живут в своем последнем теле и Будде, это называется там наиболее высокой даной, и это логично.
А вас при этом не смущает, например, то, что Виманаваттху - это однозначно куда более поздний текст, чем сутты МН? Его аналогов даже нет в других школах - чисто тхеравадинское сочинение. Кстати, там есть и некоторые несостыковки с суттами (но это уже не к теме).
Ну а по существу - в Никаях с большим трудом можно выявить что-то как более поздний текст (намеренную вставку с целью внести отсебятину). Достоверно это возможно только в тех случаях, когда, например, сам текст говорит о том, что он поздний (пара таких есть точно в Никаях), или же когда используются более поздние слова, фразы, термины, которых нет в Никаях, зато коих очень много в пост-канонической литературе, притом, употреблённых и по смыслу и по окружающим фразам именно так, словно вставлен кусок из пост-канона по типу копипаста. Но в случае с конкретно Даккхиной - там невозможно найти ничего такого, т.е. это предположение чисто умозрительное, основанное на спекуляции "Сангха очень хотела богатств и требовала от мирян нести всё не конкретным монахам, а монастырям". Тут даже и сама спекуляция, кстати, не очень-то, как бы так выразиться, имеющая под собой основания (т.е. никаких "ништяков" ни для себя, ни для других придумавший эту вставку не получает).
Например мне не понятно, как дар 4 посредственным монахам, или тем более монахам с плохой нравственностью, может быть выше по заслугам,
Это потому, что вы не видите Сангхи как Сангхи. Т.е. вам кажется, что Сангха - это вот конкретно Вася, Петя, Дима, и Коля - собравшиеся вместе. Если такое понимание, то дана (если она будет сделана) будет не Сангхе - а четырём этим персоналиям лично. Чтобы дана Сангхе сработала - нужно уметь мысленно обезличить её представителей (давать дану "безмерным оранжевым одеждам"). В этом случае дана даётся "организации", куда входит громадное число очень хороших нравственных и продвинутых людей (пусть и наряду с безнравственными или слабонравственными). Кроме того, Сангха как соц. объект обладает функциями, которыми не обладают конкретные личности. Это примерно как преступление против государства, или преступление против частного лица. Разные как бы последствия. Кстати, не исключено, что проворовавшиеся представители власти (которые ворую у народа) накапливают куда более тяжёлую чёрную камму, чем воры, обносящие квартиры, например. И дело даже тут не в объёмах денег (сворованного), а в объектах, к коим применена кража.