"Свежий" взгляд на буддизм

Список форумов Жизнь ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Описание: Любые темы, хотя бы косвенно связанные с буддизмом.

  • 5

#301 Кхеминда » 13.08.2016, 15:34

Ruslan писал(а):Нибанна зависима?
Нибанна не вечна?
Нибанна не постоянна?

Ниббана ничча (вечна), ниббана суккха (блаженство), ниббана анатта (бессамостна). Класическая тхеравадинская формула для определения ниббаны.
Кхеминда

#302 DitafonTiz » 13.08.2016, 19:09

Ничча значит постоянна,там где нет изменения,нельзя говорить о продолжительности

Ниббана это что?Прекращение,прекращение
Ты еще жив,но это пройдет
DitafonTiz
Аватара
Репутация: 508
Сообщения: 1092
Зарегистрирован: 22.04.2016
Традиция: Нет

#303 DitafonTiz » 13.08.2016, 19:19

Атта не существует потому что все обусловлено
Когда есть то,возникает и это

Ниббана не Атта потому что:когда прекращается то,прекращается и это

Это три бодхи сутты,когда Блаженный постиг обусловленное возникновение и обусловленное прекращение

Удана
Ты еще жив,но это пройдет
DitafonTiz
Аватара
Репутация: 508
Сообщения: 1092
Зарегистрирован: 22.04.2016
Традиция: Нет

#304 seniaooo » 13.08.2016, 20:09

DitafonTiz писал(а):Атта не существует потому что все обусловлено
в одной из сутт это названо воззрением о "Я"
seniaooo
Аватара
Репутация: 104
Сообщения: 464
Зарегистрирован: 22.01.2015
Традиция: Нет

#305 DitafonTiz » 13.08.2016, 21:00

seniaooo писал(а):
DitafonTiz писал(а):Атта не существует потому что все обусловлено
в одной из сутт это названо воззрением о "Я"
Если говорить об обусловленном возникновеним-прекращении,то в суттах это самомнением зовется
Ты еще жив,но это пройдет
DitafonTiz
Аватара
Репутация: 508
Сообщения: 1092
Зарегистрирован: 22.04.2016
Традиция: Нет

#306 seniaooo » 13.08.2016, 21:15

DitafonTiz писал(а):
seniaooo писал(а):
DitafonTiz писал(а):Атта не существует потому что все обусловлено
в одной из сутт это названо воззрением о "Я"
Если говорить об обусловленном возникновеним-прекращении,то в суттах это самомнением зовется
самомнение - это одна из оков
seniaooo
Аватара
Репутация: 104
Сообщения: 464
Зарегистрирован: 22.01.2015
Традиция: Нет

  • 2

#307 SV » 14.08.2016, 21:38

Ниббана ничча (вечна)

Вообще-то нигде не сказано, что ниббана вечна (ничча).

То, что она приятна (сукха) - есть такое (но притом, это не есть приятное чувство, не есть эмоция, не есть переживание, не есть восприятие):

Там он обратился к монахам: «Эта ниббана приятна, друзья. Эта ниббана приятна».
Когда так было сказано, Достопочтенный Удайин спросил Достопочтенного Сарипутту: «Но где же тут приятное, мой друг, где ничего не чувствуется?»

http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an9_34-nibbana-sutta-sv.htm

Поэтому, сказать, что ниббана не имеет характеристик непостоянства, страдательности, самостности - является правильным. Однако, из этого не следует, что ниббана просто по этой самой причине автоматически обладает противоположными характеристиками. Тут дихотомия не работает, потому что ниббана не есть объект мира. Поэтому она не может быть, например, "вечной". И поэтому же не может быть "самостной". Приятной же является условно - лишь в свете полного прекращения дуккхи, и не более того.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#308 М_а_р_к » 14.08.2016, 21:46

SV писал(а):Вообще-то нигде не сказано, что ниббана вечна
А что после нее?
Путь в тысячу миль
начинается с одного шага
М_а_р_к M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1747
Сообщения: 1592
Зарегистрирован: 15.10.2013
Традиция: Тхеравада

#309 SV » 14.08.2016, 21:47

А что после нее?

Прочитайте ещё раз внимательно, почему она не может быть "вечной". Тогда и вопрос отпадёт. :shy:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#310 М_а_р_к » 14.08.2016, 21:50

SV писал(а):Прочитайте ещё раз внимательно, почему она не может быть "вечной". Тогда и вопрос отпадёт.
да я понял, почему она не может быть вечной. Что же после нее? Вот то, самостное?
Путь в тысячу миль
начинается с одного шага
М_а_р_к M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1747
Сообщения: 1592
Зарегистрирован: 15.10.2013
Традиция: Тхеравада

#311 DitafonTiz » 14.08.2016, 21:52

Ничча значит постоянна,неизменна

Об этом везде,где только можно,сказано

Ну а сообщение ниже ниббана сутты,что вы привели,ей же и противоречит
Ты еще жив,но это пройдет
DitafonTiz
Аватара
Репутация: 508
Сообщения: 1092
Зарегистрирован: 22.04.2016
Традиция: Нет

#312 SV » 14.08.2016, 21:58

да я понял, почему она не может быть вечной. Что же после нее? Вот то, самостное?

Это неправильный вопрос, потому что она уже не есть "что-то", поэтому само понятие "после" тут неуместно.

http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn44-culavedala-sutta-sv.htm#a9
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#313 М_а_р_к » 14.08.2016, 23:50

SV писал(а):Это неправильный вопрос, потому что она уже не есть "что-то", поэтому само понятие "после" тут неуместно.
Мы к ней идем - то есть она есть, иначе как идти к тому, чего нет. Мы к ней приходим - ее нет. А, раз ее нет, то сразу же нет ничего ни после нее, ни до нее... У меня взрыв мозга :ujas:
Путь в тысячу миль
начинается с одного шага
М_а_р_к M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1747
Сообщения: 1592
Зарегистрирован: 15.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#314 SV » 15.08.2016, 02:10

совершенно по точно такой же логике она может быть названа условно "ничча", по причине полного прекращения аниччи.

Будда избегает такой логики и нигде не говорит, что она "ничча". Ничча - это термин для Мира. Ниббана - это не мир, поэтому не может измеряться в мирских категориях. Даже "сукха" то и то слабенько подходит к ней, ибо см. выше. Ну а с анаттой всё ясно просто по той причине, что существо исчезает и больше не возникает, соответственно никакой атты и быть не может тут -)

Мы к ней идем - то есть она есть, иначе как идти к тому, чего нет.

Мы идём прежде всего к прекращению Трёх Пороков Ума. Такое прекращение есть, мы к нему и идём.
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/T ... 8_1-nibbana-panha-sutta-sv.htm
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#315 Кхеминда » 15.08.2016, 03:22

SV писал(а):
совершенно по точно такой же логике она может быть названа условно "ничча", по причине полного прекращения аниччи.

Будда избегает такой логики и нигде не говорит, что она "ничча". Ничча - это термин для Мира. Ниббана - это не мир, поэтому не может измеряться в мирских категориях. Даже "сукха" то и то слабенько подходит к ней, ибо см. выше. Ну а с анаттой всё ясно просто по той причине, что существо исчезает и больше не возникает, соответственно никакой атты и быть не может тут -)

Мы к ней идем - то есть она есть, иначе как идти к тому, чего нет.

Мы идём прежде всего к прекращению Трёх Пороков Ума. Такое прекращение есть, мы к нему и идём.
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/T ... 8_1-nibbana-panha-sutta-sv.htm
Проблема в том, что вы сутты в оригинале не читали, а там конкретно на пали встречаются определения таки, ннапример есть момент где на пали один из монахов говорит ниббана суккха, а у вас переведено, как ниббана приятна.
Кхеминда

#316 uwei » 15.08.2016, 09:00

Кхеминда писал(а):Проблема в том, что вы сутты в оригинале не читали, а там конкретно на пали встречаются определения таки, ннапример есть момент где на пали один из монахов говорит ниббана суккха, а у вас переведено, как ниббана приятна.

не понятно, так ведь суккха и приятно - это почти то же самое. что не так? сознание познающее ниббану сопровождается приятностью, сама ниббана - это ж не чувство или ум.
uwei
Откуда: MSQ
Репутация: 1708
Сообщения: 2343
Зарегистрирован: 13.10.2015
Традиция: Нет

#317 Кхеминда » 15.08.2016, 09:03

uwei писал(а):не понятно, так ведь суккха и приятно - это почти то же самое. что не так? сознание познающее ниббану сопровождается приятностью, сама ниббана - это ж не чувство или ум.
Проблема в том, что множество палийских слов многозначно, и их нельзя описать одним русским словом, в таких случаях лучше оставлять оригинальное слово.
Кхеминда

#318 uwei » 15.08.2016, 09:11

Кхеминда писал(а):Проблема в том, что множество палийских слов многозначно, и их нельзя описать одним русским словом, в таких случаях лучше оставлять оригинальное слово.

так в версии SV как надо было перевести? просто оставить ниббана сукха?
uwei
Откуда: MSQ
Репутация: 1708
Сообщения: 2343
Зарегистрирован: 13.10.2015
Традиция: Нет

  • 3

#319 Кхеминда » 15.08.2016, 09:15

uwei писал(а):так в версии SV как надо было перевести? просто оставить ниббана сукха?
По уму вообще надо изначально с Пали переводить, и оставлять палийские слова такие как суккха, ниббана, дуккха, ничча, аничча и многие другие, и сделать так, что при нажатии на непонятное палийское слово переходил бы в описание его. SV с английского переводит, а там тоже слова имеют много значений, и порой он не то значение добавляет какое эквивалентно палийскому оригиналу, а добавляет то, которое наиболее часто используют для перевода с английского на русский. Например слово dream не всегда можно переводить как мечтать на русский, иногда его нужно переводить как сон.
Последний раз редактировалось Кхеминда 15.08.2016, 10:09, всего редактировалось 2 раз(а).
Кхеминда

  • 3

#320 Кхеминда » 15.08.2016, 09:55

Кстати вот классические характеристики Ниббаны в суттах:

- я научил вас необусловленному и пути, ведущему к необусловленному. (СН 43.1)

– «Монахи, я научу вас неуклонному и пути, ведущему к неуклонному… (СН 43.13)

– «Монахи, я научу вас незапятнанному… (СН 43.14)

– «Монахи, я научу вас истине… (СН 43.15)

– «Монахи, я научу вас дальнему берегу… (СН 43.16)

– «Монахи, я научу вас утончённому… (СН 43.17)

– «Монахи, я научу вас тому, что очень трудно узреть… (СН 43.18)

– «Монахи, я научу вас нестареющему… (СН 43.19)

– «Монахи, я научу вас устойчивому… (СН 43.20)

– «Монахи, я научу вас нераспадающемуся… (СН 43.21)

– «Монахи, я научу вас непроявляющемуся… (СН 43.22)

– «Монахи, я научу вас неразрастающемуся… (СН 43.23)

– «Монахи, я научу вас умиротворённому… (СН 43.24)

– «Монахи, я научу вас бессмертному… (СН 43.25)

– «Монахи, я научу вас возвышенному… (СН 43.26)

– «Монахи, я научу вас благоприятному… (СН 43.27)

– «Монахи, я научу вас безопасному… (СН 43.28)

– «Монахи, я научу вас уничтожению жажды… (СН 43.29)

– «Монахи, я научу вас восхитительному… (СН 43.30)

– «Монахи, я научу вас удивительному… (СН 43.31)

– «Монахи, я научу вас безболезненному… (СН 43.32)

– «Монахи, я научу вас безболезненному состоянию… (СН 43.33)

– «Монахи, я научу вас ниббане… (СН 43.34)

– «Монахи, я научу вас бесстрадательному… (СН 43.35)

– «Монахи, я научу вас бесстрастию… (СН 43.36)

– «Монахи, я научу вас чистейшему… (СН 43.37)

– «Монахи, я научу вас свободе… (СН 43.38)

– «Монахи, я научу вас нецепляющему… (СН 43.39)

– «Монахи, я научу вас острову… (СН 43.40)

– «Монахи, я научу вас убежищу… (СН 43.41)

– «Монахи, я научу вас пристанищу… (СН 43.42)

– «Монахи, я научу вас прибежищу… (СН 43.43)

– «Монахи, я научу вас цели… (СН 43.44)

- ниббана приятна - (АН 9.34)

- «Монахи, есть не рождённое, неустановленное, несотворённое, не сконструированное. Если бы не было этого не рождённого, неустановленного, несотворённого, не сконструированного – то не было бы возможности освободиться от рождённого, установленного, сотворённого, сконструированного. Но именно потому, что есть не рождённое, неустановленное, несотворённое, не сконструированное – можно распознать освобождение от рождённого, установленного, сотворённого, сконструированного». (УД 8.3)

- «Есть сфера, где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни ветра; ни сферы безграничного пространства, ни сферы безграничного сознания, ни сферы отсутствия чего бы то ни было, ни сферы ни восприятия, ни не-восприятия; ни этого мира, ни следующего мира, ни солнца, ни луны. И там, я говорю вам, нет ни появления, ни движения, ни пребывания; ни исчезновения, ни возникновения: [это] не утверждённое, не действующее, не имеющее опоры. Это и только это является окончанием страдания». (УД 8.1)
Кхеминда

Пред.След.

Вернуться в ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 69 гостей

cron