Dz писал(а):Зря сомневаетесь. Нравственность "из-под палки" ("боженька накажет") не прочнее, а то и слабее добровольной. Потому что если бы не страх наказания, творили бы беспредел. А добровольная нравственность обычно опирается на понимание различий между "хорошо" и "плохо", и с самой религиозностью связана слабо.Искатель писал(а):Я лишь выразил сомнение в том, что такая нравственность может быть действительно прочной.
Ну это примитивное виденье, придавать верующим якобы только такой мотив жизни, что они так стараются жить, чтобы якобы не быть наказанными, все люди разные, да и проведите опрос среди тех-же православных христиан, я уверен что они ответят, что стараются жить по Евангелию не из-за причины страха наказания, да и в Евангелии такие критерии, как: любовь, милосердие, прощение,- это то, к чему мы должны стремиться. Авва Дорофей, например, в соответствии с Писанием выделял три типа отношения человека к Богу: раб, подчиняющийся Ему из-за страха наказания; наемник, работающий за плату; и сын, которым руководит любовь к Отцу. Третий уровень соответствует совершенству. По словам св. апостола Иоанна Богослова: "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви" (1 Ин. 4, 18). Если христианство и не отвергает "рабов" и "наемников", то только потому, что рассматривает их устроение как путь к любви.
А вот в буддизме, то что Вы написали, вполне может быть, может быть страх сансары, страх в том плане, что человек боится переродиться в адах, или претом, или животным, сегодня один тхеравадин уже писал, что у него страх перед этим и естественно буддист ищет методы, обойти эти рождения. У меня вообще возникла мысль, а зачем верить в перерождения, чтобы потом вот так бояться, мучить себя? Что касается меня, то меня тянет в христианство вовсе не из-за страха наказаний, а во первых из-за виденья любви к ближнему, в том плане что это самое высокое учение, там вплоть до любви к врагам и после этого как оно может не привлекать тогда? Ну и просто внутри тянет, это сложно объяснить, бывает тоска по Церкви возникает, такое отношение к буддизму невозможно перенести, ведь абсурдно же любить буддизм, когда это только плот/лодка, а в христианстве всё иначе, если человек сердцем не проникся, то это сложно объяснить и там любовь направлена на конкретную личность, на Бога, а во вторых как вторая наиглавнейшая заповедь - любовь к человеку, притом человек не рассматривается как конструктор, а рассматривается полноценно, ведь любим мы не детали, а личность человека. Вот так.