Думаю тема достаточно интересна для различения взаимоотношений монахов и мирян. Начнём с 4 пачиттии и истории к ней.
В Саваттхи в роще джета в монастыре Анатхапиндики. В то время группа шести монахов дозволила мирянам последователям говорить дхамму строку в строку; миряне-последователи, были неуважительны, непочтительны по отношению к монахам, они не жили в гармонии. Те кто были скромными монахами, смотрели свысока, критиковали, распространялись об этом, говоря:
Как могла эта группа монахов позволить мирянам-последователям говорить дхамму строку в строку? Миряне-последователи непочтительны...они не живут в гармонии."
Затем те монахи сказали о случившемся Благословенному...
"Правда ли, как говорят, что вы, монахи, позволили мирянам-последователям говорить дхамму строку за строкой, (и что) миряне-последователи ... в гармонии?"
"Это правда господин" Просветленный, благословенный, сделал им выговор, сказав:
"Как можете вы глупые люди, дозволить мирянам последователям говорить дхамму строку за строкой, (таким образом) миряне-последователи...в гармонии? Глупые люди, это не для удовольствия, тех кто ещё не удовлетворён, не для увеличения в тех кто, удовлетворён... Таким образом, монахи, это правило обучения должно быть соблюдено далее:
"Какой бы монах, не дозволил, тем кто не прошёл постриг говорить дхамму строку за строкой, за ним будет иметься нарушение требующее искупления."
Не прошедший постриг означает: все за исключением монахов и монахинь не являются прошедшими постриг.
Строка за строкой, каждый слог, следующая фраза. Строка означает:начинать вместе, заканчивать вместе. Следующая строка означает:начинать одному, заканчивать вместе. Каждый слог означает: говорить "форма непостоянна" (рупам аниччам) он откидывает ру. Следующая фраза означает:когда говорят "форма непостоянна" он изрекает звук, "чувства непостоянны". Что бы ни было строкой, и чтобы ни было следующей строкой и чтобы ни являлось слогом и чтобы ни являлось следующей фразой, всё это означает дхамма строка за строкой.
Дхамма означает:сказанное просветлённым, сказанное учениками, сказанное святыми, сказанное дэвами, связанными с целью, связанными с дхаммой.
Позволить говорить означает: он позволяет говорить ему строку, за каждой строкой появляется нарушение требующее искупления. Он позволяет говорить ему слог, за каждым слогом появляется нарушение требующее искупления.
Если он думает, что он не пострижен, когда он не пострижен и позволяет ему говорить дхамму строку за строкой, здесь имеется нарушение требующее искупления. Если он имеет сомнение, относительно того, является ли он постриженным, и разрешает ему говорить дхамму, строка за строкой, здесь имеется нарушение требующее искупления. Если он думает, что он пострижен, когда он не пострижен, и разрешает ему говорить дхамму, строка за строкой здесь имеется нарушение, требующее искупления. Если он думает, что он не пострижен, когда он пострижен, здесь имеется нарушение неправильного действия. Если он имеется сомнение относительно его пострига, здесь имеется нарушение относительно его пострига. Если он думает, что он пострижен, когда он пострижен, здесь нет нарушения.
Нет нарушения в разрешении ему декламировать вместе, в изучении этого вместе, если когда он говорит, он бросает фразы обычные или привычные, если он бросает их во время объяснения (монаха), если он безумен, если он первый начал неправильно делать.